В семье у каждого своя роль, и наибольшая нагрузка ложится на самого сильного семьи члена. Наверное, не случайны многовековые разговоры о «семье народов» именно в России, где ядро всегда держало на себе окраины империи: Когда народы, распри позабыв, //В великую семью соединятся… (А.С. Пушкин). Тогда как у европейских империй имела место иная стратегия — колонии содержали ядро. Тем более интересно было посмотреть, на каких принципах будет собираться новая европейская семья.
Первоначально складывалось впечатление, что новых членов будут брать на правах родных детей: накормят, напоят, образуют и вырастят. Что способствовало энтузиазму вхождения у неофитов. Не успев толком влиться в новую семью, те, однако, почувствовали себя детьми скорее приёмными, а кто-то, вроде греков, и вовсе ощутил себя эксплуатируемой Золушкой.
В единой семье больше всего заботятся о тех, кто в этом больше всего нуждается. Уж насколько разными могут быть баварцы, швабы, гессенцы и саксонцы, но все они ощущают себя немцами, и когда южные слабо развитые промышленно земли потребовали поддержки и значительных финансовых вливаний, земли северо-западные помогли, потому что страна-то одна и везде в ней должно быть хорошо.
Однако, не похоже, чтобы современные страны ЕС ощущали себя даже не семьёй, а хотя бы родственниками. А там где нет любви, начинаются финансовые распри. Так Греция обратилась к властям Германии с требованием выплаты репараций за нацистские преступления в Греции 40-х годов. Выплаты за резню в Дистомо, где эсэсовцами было убито 228 человек, из них 117 женщин, 111 мужчин и 53 ребёнка, греческий суд оценил в 28 миллионов евро. В том случае, если Германия откажется платить, греки угрожают начать отъём немецкой собственности в Греции.
Ещё в 2000-м году тогдашнее греческое правительство решило национализировать Институт Гёте и Немецкую школу в Афинах, а также Немецкий Археологический институт, а отменило своё решение только после того, как Германия согласилась принять Грецию в зону евро. Тогда ещё Греция в эту зону стремилась.
Следующим пунктом греческого плана проходит кредит, который оккупированная немцами Греция в добровольно-принудительном порядке выдала гитлеровскому режиму на финансирование похода генерала Роммеля в Северной Африке. Те 476 миллиона рейхсмарок не были возвращены, сегодняшняя их цена — 11 миллиардов евро.
Кроме того Греция хочет забрать из Германии назад около 8500 предметов античности. Но всё это, в общем, мелочи. Полный план репараций был подготовлен ещё два года назад и держался в тайне. В прошлое воскресенье он был опубликован в греческой газете «To Vima». Видимо, пришло время. Суммарный объём репараций согласно этому плану — 332 миллиарда евро.
Немцы конечно держатся бодро. Говорят: «мы для себя эту главу закрыли». Такие вот высокие семейные отношения.
Фото: Jesse / Mai