
Министр культуры Латвии Даце Мелбарде публично вознегодовала: «Вызывает беспокойство то обстоятельство, что на праздновании 9 мая в парке Победы было так много молодежи, получившей образование в латвийских школах. Это вызывает много вопросов, которые в перспективе необходимо решать… Встает вопрос — что этим молодым людям преподают об истории Латвии и ее символах?»
Ну что же, можно облегченно вздохнуть: старания латвийских властей вырастить из молодежи новый Гитлерюгенд провалились. Дети поняли, что к чему. Им, очевидно, подсказали родители. То есть, население Латвии не сводится к ветеранам СС. В целом это нормальные люди с нормальной психикой и трезвым взглядом.
Когда-то, еще при Советской власти, как рассказывают, в Риге было невозможно общаться с местными по-русски: они упорно делали вид, что не понимают. Сейчас все иначе: русский язык, к сожалению, многие знают плохо, но искренне стараются помочь, объяснить, например, как пройти куда-либо. Никто нас не считает за «оккупантов». И все понимают, что наша армия в свое время освободила их страну от нацистов.
Но вопрос об официальных требованиях к школьному образованию в Латвии, конечно, встает. Действительно, а что велено преподавать в латвийских школах с точки зрения министерства культуры? Вот на Украине, к примеру, хотят сделать Бандеру «борцом с фашизмом». Это идиотизм, но хотя бы самих фашистов там пока еще не объявляют союзниками.
В Латвии же, похоже, скоро День Победы переименуют в День Траура. А национальным героем сделают какого-нибудь Арайса, кавалера «железного креста», массового убийцу. Или «рижского палача» Цукурса, которого уже давно прославляют как «великого летчика».
Но ведь школьные учителя — тоже люди! И если какая-то фурия из минкульта обязала их прославлять нацистских преступников, они, возможно, станут это делать — но не слишком убедительно. А может, и добавят кое-что от себя — уже поубедительнее. Мол, «герои» эти — гнусные убийцы. Что признано всеми в мире, кроме латышских властей, будь они неладны.
Снимок в открытие статьи: Рига, 9 мая, 2015/ Фото: Victor Lisitsin/ Russian Look