
Нью-йоркская газета «Vecherniy New York» задолго до 9 мая получила мое предложение опубликовать то, что предлагаю прочитать сегодня у нас в «Свободной прессе». Я ждал-ждал, да не дождался ответа из США.
…Напомню об отказе Президента США приехать на празднование 70-летия Победы. Не пожелал-с поклониться нашему народу за то, что три жутких года войны он был в сущности единственным во спасении мира от фашизма и этим — добавлю — уберег сотни тысяч американцев.
Конечно, же отказ побыть у своего былого военного союзника — это поступок особой нравственной категории. Но, может, он не знает о глубочайшей вине своей страны перед нашим народом?
…Июнь 1943. Шолохов отозван с фронта — его, наиавторитетного в мире творца, попросили усовестить американцев. Он в ответ:
" - Что написать? Да и для чего?! Вчера я встретился с одним американцем. Так в разговоре со мной он сказал: если в моем романе будут рассуждать о необходимости более активного участия союзников в войне, чем оказание материальной помощи, то это может обидеть американцев".
Не утаивает чувств: «Я могу допустить, что американец, живущий в стороне от больших мировых событий, может не понять, что его судьба и судьба Америки зависят прежде всего от разгрома гитлеровской Германии… И эту судьбу русский народ решает пока один…».
Продолжил: «Если я призываю американцев открыть второй фронт в Европе, то не только ненависть диктует мне это. Мы, русские, слишком уверены в силах своего народа, чтобы истерически кричать на весь мир: „Бей гитлеровцев!“ Мы их и так убьем».
Подытожил весомо и значимо: «Убежден, что жизнь миллионов американцев, свобода и независимость каждого из них прежде всего зависят от разгрома гитлеровской Германии. И я призываю американский народ вступить в бой вместе с нами».
Все-таки появилось «Письмо американским друзьям». Уговорили. В нём немало уважительных слов об Америке, но заканчивал без обиняков: «Нельзя из этой войны выйти, не запачкав рук. Она требует пота и крови. Иначе она возьмет их втрое больше. Последствия колебаний могут быть непоправимы. Вы еще не видели крови ваших близких на пороге вашего дома. Я видел это, и потому я имею право говорить с вами так прямо…».
Президенту США не надо забывать, кто из его предшественников и когда сконструировал эту политику. Через два дня после нападения Гитлера на СССР будущий президент Трумен заявил премьеру Англии Черчиллю: «Если мы увидим, что войну выигрывает Германия, нам следует помогать России, если будет выигрывать Россия, нам следует помогать Германии, и пусть они как можно больше убивают друг друга».
Напомню: Второй фронт был открыт всего-то за 11 месяцев до взятия Берлина. Сколько же дополнительных жертв.
Фото: Zuma\TASS