Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Мнения
27 июня 2015 13:23

Транспортные беды городов

Как избавиться от пробок на дорогах

1087

Общественный транспорт в мегаполисах России развивается крайне слабо, а главное — бессистемно. Да и развивается ли он вообще? Можно ли считать иллюстрацией развития, когда люди толкают застрявший трамвай в Санкт-Петербурге или когда на маршрут выходят старые муниципальные автобусы, которые ломаются по дороге? Может быть, иллюстрация -это весьма небезопасные коммерческие маршрутные такси и автобусы, где зачастую не действуют льготы на проезд, потому, что это не выгодно их владельцам? Другая сторона — пробки, возникающие в больших городах во многом из-за кризиса в развитии общественного транспорта. Вообще считается, что как люди попадают на работу — это их собственная проблема, но не затруднение для развития местной экономики. А ведь это беда и для людей, и для бизнеса.

Итак, кризис налицо. Но не все его аспекты очевидны. Ведь есть еще вопрос привлечения капиталов и роста городской экономики.

Поразительно, но инвестиционные стратегии регионов и городов обходят стороной проблему общественного транспорта. Предполагается, что инвесторы должны прийти и сами создать для своей работы комфортную городскую инфраструктуру. Только Москве от этого нелепого подхода отказались. Лужковский транспортный застой в прошлом. Столичный департамент транспорта реализует реформу, которая уже может быть моделью для аналогичных преобразований в других городах страны. А опыт Германии показывает, что это немало поможет их экономике. И присмотреться к московской реформе стоит. Хорошо будет, если ее заметят и изучат.

Важнейшие финансовые центры Европы с успехом пережили реформы общественного транспорта. В британской столице в годы правления мэра Кена Ливингстона (2000−2008 годы) дело дошло до войны с личными автомобилями, без чего было просто невозможно решить задачу транспортного развития в городе со средневековой планировкой улиц и тотальными пробками на них. Команда «красного Кена» справилась. В транспортном отношении Лондон стал гораздо лучше прежнего.

Большинство стран мира сталкивались или сталкиваются с проблемой развития городских сообщений. Разрозненные операторы доминируют в Йоханнесбурге (ЮАР), Эр-Рияде (Саудовская Аравия) и Стамбуле. Вряд ли это можно назвать отличной моделью, учитывая аналогичную анархию в отечественных городах. В Барселоне, Париже, Афинах, Нью-Йорке и Сан-Франциско существует монополия муниципального транспорта. Эта система является более упорядоченной, но зачастую неполно охватывает города. Существуют также недостаток в подвижных средствах и значительные разрывы в графиках движения транспорта. В Москве была принята на вооружения модель, успешно примененная в Лондоне, а также в Сингапуре, Вене, Берлине и других европейских городах.

Модель эта строится на соединении в единой системе муниципальных и частных перевозчиков. Транспортные средства унифицированы, билеты являются общими и продаются организованно. Это удобно пассажирам и позволяет им уверенно планировать и осуществлять свои перемещения. В конечном итоге для инвесторов город с современной транспортной сетью — это приемлемое для работы пространство. Здесь можно расти. Здесь можно развиваться. Однако этим в больших городах России власти озабочены мало. Держатся старых схем? Скорее, схемы держатся сами.

Департамент транспорта Москвы отошел от привычных отечественных стандартов. Они разработали систему наземного городского транспорта, в которой частные перевозчики включаются в обновленный процесс. Их деятельность регламентируется стандартами и нормами, позволяющими сделать бизнес коммерческих перевозчиков цивилизованным. А он вовсе не был таковым изначально, и останется диким в других городах, если власти не возьмутся модернизировать общественный транспорт.

Вместе с тем, апробируемая в столице модель сберегает бюджетные деньги. Все перевозки пассажиров не перекладываются одномоментно на муниципальные транспортные средства, что позволяет городу в короткий срок развернуть реорганизацию общественного транспорта. Такой подход является оптимальным для других городов России, не имеющих финансовых возможностей столицы, но страдающих от хаоса в общественном транспорте и пробок на дорогах.

Взять московскую реформу и проанализировать ее — вот с чего нужно начать исправлять ситуацию в других городах страны. При этом крайне важно, что опробованная в столице модель опирается на зарубежный опыт, а это аргумент против возражений скептиков. Они же могут противопоставить планомерному развитию общественного транспорта только идею передвижения на личных автомобилях. Ее реализация всюду создает экологические проблемы. Расширение дорог не может быть бесконечным, что доказывают тысячи заторов. Объективно есть только одно транспортное решение для городов — современный хорошо отлаженный общественный транспорт.

К сожалению, пока нормой городской России остается полуанархическое дополнение муниципальных перевозчиков частными автобусами и маршрутными такси. Нет ни ясности с маршрутами, ни точного соблюдения графиков. При этом очевидно: рыночная стихия не может разобраться с проблемами городов. Зато рыночное их развитие требует умелого решения транспортного вопроса. И ответ на него точно придется искать.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня