Мнения
9 июля 2015 12:05

Смейся, Варя, громче всех

Как прокатили российского зрителя мимо важного фильма об Украине

11253
Смейся, Варя, громче всех
Фото: Кадр из фильма «Варя»

Минкульт дал, минкульт взял. Документальный фильм «Варя» Алены Полуниной остался без прокатного удостоверения, выданного ранее. На массового зрителя и без того никто не рассчитывал. Теперь же этот важный по-своему фильм не встретить даже на фестивалях или в телевизионном эфире узкоспециальных каналов. А жаль.

«Варя» — мрачное и беспристрастное исследование того, как человеческое сознание скатывается в бездну безумия. Вечно улыбающаяся героиня (участница «Маршей мира» и либеральных митингов) едет на Майдан, чтобы своими глазами посмотреть, как оно там всё. Время действия — май прошлого года. На Майдане уже разбили грядки, Крым вошёл в состав России, а в одесском Доме профсоюзов в дни съёмок фильма сгорят люди.


Сперва картинка безоблачна. Обитатели Майдана радушны. Город взят ими будто бы без единого выстрела. Но вот в воздухе начинает что-то потрескивать. Седой мужчина взрывается вблизи гостьи негодованием — на кой она припёрлась в его страну (сам он родом с Хабаровского края). Кудахчут торговки: «Правильно! Евреи уехали, пусть и русские уезжают». Варя блаженной улыбкой реагирует на всё происходящее. Анализирует, как умеет: мы же столько зла им сделали, по праву они возмущаются. Эффект Ахеджаковой в действии.

Камера следует за гостьей из России по пятам. Вот она знакомится с «голосом Майдана» и «душой Украины» Владиславой. У той тоже изрядно протекла крыша после бессонных ночей во имя революции. Женщины вместе устремляются вглубь Украины. Всё больше антироссийских реплик. Наша улыбчивая героиня скандирует вместе со всеми про «сало уронили» и прочие совсем не либерального разлива слоганы. А потом её учат стрелять.

В финале фильма Варю увлекает за собой уже не украинская дивчина, а невесть откуда взявшийся горбун в камуфляже. Жизнь подкидывает метафоры интереснее и глубже любых выдумок. А как сделаны кадры купания Вари! Тревожное море накатывает на зрителя. Вот-вот оно слижет остатки памяти, морали и этики. Сознание героини навсегда будет погребено в массовом психозе.

За минувший год всех нас, так или иначе, захватила война. Покривит душой, кто попытается убедить, что остался прежним. «Варя» — прекрасная возможность и полюбоваться безумием, охватившим украинских жителей, и ужаснуться, как легко можно, даже будучи беспристрастным, увлечься на чужом пиру. Солён и горек вкус того моря.

Что же послужило причиной отзыва прокатного удостоверения? По прибытии в Винницу съемочную группу задержали почти на сутки сторонники «Правого сектора». Приезжих сдал фэйсбучный друг Вари по переписке, к которому она и ехала. Алёна Полунина потом рассказывала, что было очень не по себе. Хорошо, что успели оповестить своих киевских друзей о произошедшем. Только Варя в кадре всё так же блаженно улыбается. Невдомёк ей, что из рук блюстителей такого порядка можно и не вырваться. Видимо, именно этот эпизод министерство культуры трактует, как освещение деятельности запрещённой в РФ экстремистской организации «Правый сектор». Бред. Идите, советские фильмы про фашистов запрещайте. Кругом свастики.

Сложно предположить, кто послал сигнал в центр. Фильм транслировался в России трижды, исключительно на фестивалях. В Иркутске на «Движении», в Москве на «Докере» и в Москве же на «Московском международном кинофестивале». В последнем случае совсем тихонечко, без афиш и анонсов. Тут-то, видать, какой куратор в зал и нагрянул. Скорее, даже просто внимательный либеральный зритель зашёл, и как жахнет доносом по искусству. Есть там внутренняя рифма в картине: посиделки у Вари дома, когда, созвав друзей, она рассказывает им про увиденное, очень похожи на кадры в сломанной маршрутке, которая вывозит Варю из Киева. В ней также спорят о политике, пока машина стоит на месте и дымится. Обидненькое сравнение. Иначе не объяснить, почему в марте фильм нареканий со стороны министерства не вызывал, а теперь вот вдруг такой кульбит.

Предпринимая всё новые попытки защититься от потока пасквилей, российские власти тонут в нём всё глубже. Мало кто там наверху в состоянии сформулировать чёткие критерии новой информационной политики. В конечном итоге, нехватка вкуса множится на желание конкретного чиновника скорее пережить эти мрачные санкционные времена. Вот и торопится он скорее замуровать все входы-выходы для любой по-настоящему творческой инициативы.

При нормальном раскладе фильм этот крутили бы по Первому каналу денно и нощно. Это вам не пропагандистские растопырки, тут большое кино работает. Но нет. В итоге с одной руки идёт прикорм откровенно антироссийских киноподелок, а другая, в это время, бьёт по головам тех, кто супротив власти доселе ничего не имел.

Фильм Алёны Полуниной можно увидеть в сети. Пока платно. Но, надеемся, скоро и этот барьер между фильмом и зрителем исчезнет. А минкульту остаётся только пожелать исправить скорее досадную оплошность.

Последние новости
Цитаты
Андрей Милюк

Политолог

Захар Прилепин

Писатель, журналист

Владислав Шурыгин

Военный публицист, постоянный член Изборского клуба

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня