
Россия не попала в тридцатку самых «мягко-сильных» стран — по версии некоего британского PR-агентства. А вот Британия заняла первое место. Мы тоже так умеем: напрячь какой-нибудь ФОМ, так Россия окажется на первом месте даже среди футбольных держав, если надо.
Но если серьезно, проблема реально существует. О «мягкой силе», о победе над умами и чувствами мировой общественности говорилось очень много. А что делалось? То, благодаря чему Россия не в самом конце, у нас было еще при СССР — образование, широкое привлечение иностранных студентов.
Кстати, образование скоро накроется, если мы продолжим все эти идиотские «реформы».
Но при СССР была еще и коммунистическая идея. Не скажу, что я в восторге от этой идеи и от того, как она воплощалась. Да и выглядела она не особо привлекательно. Но это был бренд! А сейчас у России нет бренда. Как его обрести? Ведь бренд нужен не только для «внешнего пользования»: та же самая «мягкая сила» консолидирует людей внутри страны — вокруг бренда.
Не будем путать бренд и национальную идею. Идея формулируется словесно, это, можно сказать, слоган. Нужен же целиком «фирменный стиль» страны. Коммунизм годился — хоть и на «троечку». Россия привлекла страны-маргиналы и столь же маргинальные движения в развитых странах.
Сдача России в конце восьмидесятых — это переход под чужой бренд. Понятно, что так не годится. А как? Что сейчас представляет собой наша страна с точки зрения «мягкой силы»? Здесь есть культура, есть образование. Есть боевые традиции, военная мощь — это ведь не только пугает, это же и привлекает. Еще у нас сейчас торжествуют консервативные ценности.
Не хватает лишь объединяющего «венца».
Царя! Цивилизованная, мощная, культурная современная страна, где восстановили монархию, станет реальным мировым полюсом притяжения. В противовес «демократическим ценностям» — имперские (которые так и можно называть). Имперские клубы и монархические партии по всему миру, труды социальных философов и политологов о ценностях монархии, появление дворянства, разрешение дуэлей — и их мировая трансляция…
И лозунг типа: «Мы тверды!»
Сейчас миру не хватает твердости. Ощущение «каши» становится противным уже для всех.
Поэтому именно пропаганда имперской твердости и окажется нашей самой главной
«мягкой силой».