Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения
25 июля 2015 10:23

Музей как спасение

Олег Кашин о возможной передаче Исаакиевского собора Петербургской епархии

5765

Петербургская епархия просит отдать ей в постоянное пользование Исаакиевский собор. Представьте себе, что такая новость появилась двадцать пять лет назад — мэр Собчак и академик Лихачев, безусловно, поддержали бы такое решение, в газетах бы писали о возрождении культуры, о милосердии и о преодолении тяжкого наследия. Ленинградское телевидение посвятило бы передаче собора специальный выпуск «Пятого колеса», а Невзоров в «600 секундах» показал бы каких-нибудь крыс-мутантов в подвале Исаакия, намекая, что до такого состояния памятник довели годы безжалостной и безбожной эксплуатации здания не по назначению.

Но это — если бы все случилось тогда, а сейчас все иначе, и требование вернуть собор воспринимается сегодня как очередной эпизод уже даже не ползучей, а самой откровенной клерикализации России, в одном ряду с часами патриарха, проповедям Ивана «Комбата» Катанаева, приходом протоиерея Димитрия Смирнова на праздник «Серебряного дождя» и мечтами протоиерея Всеволода Чаплина о новой войне. На таком фоне отдавать Исаакий церкви — это уже совсем не прогрессивный шаг, и ленинградские интеллигенты и демократы нашего времени уже протестуют против возможной передачи собора епархии. Они говорят, что Исаакий построен на деньги казны, и что у церкви, как бы она ни была влиятельна, нет никаких особых прав на это здание, оно должно быть музеем, а что касается богослужений — так никто ведь их и сейчас не запрещает, пусть служат, но это не дает им права отбирать Исаакий у горожан.

Большая красивая церковь в центре города — это всегда и во всех странах важная туристическая достопримечательность. Исаакий в Петербурге не исключение; сколько людей туда ходит молиться и сколько — посмотреть на Петербург со смотровой площадки? Отдадут его епархии, закроют или ограничат допуск на крышу, и женщин без платочков пускать перестанут, и мужчин в шортах, и обязательно заведется там десяток постоянных бабушек, которые будут шипеть на плачущих детей — что мы, не знаем, как это бывает? Знаем. Петербург завтра — останавливается туристический автобус у Исаакия, и гид говорит, что вот посмотрите, какое красивое здание, но внутрь мы с вами не пойдем, потому что там сейчас митрополит Варсонофий служит молебен, давайте поедем дальше.

А потом ведь еще устроят реконструкцию, софринские мастера добавят золота в интерьер, скульптор Салават Щербаков изваяет специально для Исаакия несколько новых статуй, включая обязательного теперь князя Владимира, и тут уж жалуйся не жалуйся — все, ничего уже не исправишь, епархии видней, как тут все должно выглядеть.

Музей в здании храма в советской традиции — безусловное и часто единственно возможное спасение. Да, в музее повесят маятник Фуко и портрет Маркса или Ленина с какой-нибудь антирелигиозной цитатой, зато иконостас сохранят, и ломать ничего не станут, просто навесят табличек, но таблички же можно и не читать. Это как книга Чуковского «Вавилонская башня и другие древние легенды» или «Библия для верующих и неверующих» Ярославского — для многих современников единственная возможность узнать, что же написано в Библии. Да, конечно, дикость и безобразие, но выбирать-то не приходится.

В олимпийском путеводителе по Москве тридцатипятилетней давности перечислены все заслуживающие внимания сохранившиеся церкви, потому что к 1980 году уже никто не спорил, что церковь для интуриста интереснее, чем места боевой революционной славы. Успение в Печатниках — выставочный зал Морфлота СССР, Рождество в Путинках — репетиционная база Союзгосцирка, Никола в Берсеневе — Институт культуры, Климент — хранилище Ленинской библиотеки, а где-то ведь просто склады, или спортзалы или вообще ничего, и на таком фоне музей, пусть даже стыдливо названный музеем древнерусского зодчества или быта — это спасение, единственная альтернатива разрушению. В Москве такого уже не осталось, но кто не видел в провинции гаражи, заводы, склады или магазины в обезглавленных храмах, до которых и в XXI веке никому нет дела? Все такое видели.

Валентин Фалин, влиятельный советский администратор, отвечавший у Горбачева за празднование 1000-летия Крещения Руси, рассказывал мне, что, когда он попросил патриархию подготовить список того, что ей нужно к празднику, митрополит Питирим принес ему бумагу с какими-то бытовыми просьбами — автомобиль «Волга», офисная мебель, еще что-то в этом духе. В ЦК вздохнули и сели писать свой список — церковь такая-то, монастырь такой-то. Был бы в том списке Исаакий, все были бы рады, а сегодня бы просто не задумывались о том, что в этом здании когда-то было что-нибудь кроме храма. Но к 1027-летию Крещения Руси музей в храме снова становится главной альтернативой разрушению. Смысл тот же, что и в советские годы, только вместо складов и репетиционных баз Госцирка — «Софрино» и Салават Щербаков.

Храм должен быть храмом. Музей в храме, как и в советские годы, нужен только для того, чтобы сберечь храм от разрушения и сохранить его в нормальном состоянии до того момента, когда потребуется вернуть его верующим. Когда-нибудь такой момент наступит. Но когда-нибудь, не сейчас, сейчас возвращать его некому.


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня