В 2016 году в Ницце впервые пройдет учрежденный «Госфильмофондом» кинофестиваль «Альтернатива». Об этом на днях рассказал «Известиям» гендиректор фонда Николай Бородачев. Идея форума возникла во время 68-го Международного фестиваля в Локарно. Жюри конкурса отказалось включить в программу фильм «Крым. Путь на родину» Андрея Кондрашова и ленту Noun режиссера иракского происхождения Аиды Шлепфер. По мнению Бородачева, это свидетельства определенной ангажированности организаторов фестиваля. Таким образом, причины появления «Альтернативы» политические.
В еще большей степени, считает директор «Госфильмофонда», ангажированы Каннский, Берлинский, Венецианский кинофестивали. «Альтернатива» видится ему, как площадка, где будут демонстрироваться фильмы-аутсайдеры, не допущенные на все три упомянутых кинофорума. Причем новый фестиваль должен проходить, по замыслу инициаторов, параллельно с Каннским — в те же самые дни. А близость Канн и Ниццы позволит критикам и журналистам перетекать с одной площадки на другую. Очевидно, то же касается и внимания мира — если раньше оно было сосредоточено на Каннах, то теперь изрядный кусок «откусит» Ницца.
Важная деталь: говоря о несправедливости «больших» старых кинофестивалей, отвергающих некоторые фильмы, в том числе и (о, ужас!) про наш Крым, Бородачев оговаривается, что его «Альтернатива» особое внимание будет уделять фильмам режиссеров из стран БРИКС. Вот в этом, как мне кажется, и содержится ключ к пониманию смысла затеи «Госфильмофонда».
В советское время при написании научных, например, работ существовала практика в самом начале непременно ссылаться на решения последнего по времени съезда КПСС. Подводить идеологический, так сказать, фундамент и лишь затем переходить к существу проблемы. Причем тема работы могла быть любой — технической или гуманитарной, не важно. Решения партсъезда формулировались таким образом, что ими впоследствии можно было обосновать все, что угодно, в том числе, любую глупость. Такое впечатление, что в случае с новым кинофестивалем в Ницце мы имеем дело с похожим случаем.
Параллельные миры
Модная в последнее время тема БРИКС, новых союзников России, используется вдруг для обоснования необходимости создания нового кинофорума. Ленты туда предполагается отбирать, в том числе, и по политическому принципу. Фильм из ЮАР? Прекрасно! Бразильский сериал? Великолепно! Китайский новодел? Лучше не придумаешь! Ударим по их Каннам «нашим» «Болливудом». Вот так, видимо, будет происходить отбор. Это, конечно, не закрывает путь картинам из других регионов мира. Собственно идея кинофорума как раз в том и состоит, чтобы показать и европейских аутсайдеров тоже. Но где гарантия, что в борьбе аутсайдеров политический фактор не возобладает? Не окажется ли так, что «прогрессивная» бездарность из политически актуального БРИКС получит преимущество перед вышедшей в тираж европейской бездарностью?
Точное сравнение для этой странной коллизии нашел главред журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. Он напомнил, что селекция картин — основная работа любого фестиваля. Делают ее профессионалы. «Никому не приходит же в голову устраивать соревнования провалившихся спортсменов: невозможно себе представить, чтобы проводили состязания среди тех, кого не взяли в сборную страны по футболу или волейболу», — резонно заметил он.
И Дондурей прав. Первое, что бросается в глаза, это обида Бородачева на организаторов фестиваля в Локарно. Ах, так, вы не взяли наш «Крым на Родину», тогда мы поставим рядом с вами свою песочницу и отвадим от вас, нехороших, часть людей, прессы, внимания
Причем инициатива Бородачева вовсе не есть его частное дело. Ее автор возглавляет российский «Госфильмофонд», являющийся местом хранения всего российского кинонаследия. А структура эта ни что иное как «Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры», учредителем и собственником, которого является Российская Федерация. Глупость, совершенная от имени «Госфильмофонда», совершается, таким образом, от имени всей страны, что неприемлемо.
В Крыму, а не в Ницце
Но будем справедливы. Идея Бородачева родилась не на пустом месте. Начиная с 2013 года «Госфильмофонд» проводит в Ницце фестиваль российского кино. В его программу входят выдающиеся фильмы из архива. Последний, в 2015 году, был посвящен 70-летию Победы. Показали, среди прочего, «А зори здесь тихие» Рената Давлетьярова и «Битву за Севастополь» Сергея Мокрицкого. То есть то, чего нет нигде и поэтому ново, свежо и интересно. Вот на этом, уместном, формате и стоило бы остановиться «Госфильмофонду». Вместо этого его гендиректор решил заняться импортозамещением там, где не надо.
Возможно, причиной этого являются хорошие его отношения с мэром Ниццы Кристианом Эстрози. Амбициозный мэр вполне мог захотеть утереть нос соседним Каннам. Ведь эти городки находятся рядом, очень похожи и наверняка конкурируют друг с другом за внимание публики и туристов. Эй, рюсский, давай сделаем свой фестиваль, как в Каннах, ты и я! Или всё дело в Лазурном береге? В таком месте многие готовы делать всё что угодно, лишь бы был повод побольше времени проводить вне слякотной Москвы.
Так или иначе, затея с «Альтернативой» в Ницце выглядит как провинциальная, вторичная и вредная для страны. А вот сама идея сделать хороший кинофестиваль, да еще и вывести его в перспективе в мировые лидеры, очень даже хороша. Но только делать это надо очевидно по-другому. Название фестиваля должно быть оригинальным. Ориентироваться он должен на лучшее кино со всего мира и из стран БРИКС, конечно, тоже. Но, качество фильмов все-таки должно быть на первом месте. Но, главное, он должен проходить в российской Ницце — в Крыму. В нашем Крыму.