Не верю я в совпадения, хоть убейте! Решил на днях посмотреть мультик «Анастасия», давно пылившийся на жёстком диске. На предмет — показывать или нет своим подрастающим поколениям? Правда там что-то красивое и сказочное (как пишут в аннотации) или просто унылое кощунство.
Ни здесь, ни далее я не буду про Голливуд, историческую правду, святость темы и так далее. Уверен, что в своё время (а фильм 1997 года) об этом вдоль и поперёк написали. Я про другое…
Я о совпадениях. Так вот, посмотрел мультфильм, думаю, кто там сценарист, режиссёр, полез в поисковик и выясняю, что фильм-то не тот. То есть — да, мультик действительно про якобы чудесно спасённую цесаревну Анастасию Романову (ходила такая легенда в эмиграции, потом и у нас). Но нет — не тот. Оказывается, есть гораздо более известный (два Оскара, два Золотых глобуса), просто-таки судьбоносный (судя по комментам) для целого поколения. Тоже американский и тоже 97-го года.
Дальше хуже, проникшись темой, узнаю, что тогда же (в 97-м) вышел и третий мультфильм про Анастасию, правда, этот уже австралийский.
Три фильма на одну не самую интересную для тамошнего зрителя тему в один и тот же год, когда горбачёвская мода на матрёшки и балалайки уже прошла? Не знаю, может 80 лет русской революции так решили отметить. А может, и разлагающегося Ельцина хотели заменить кем-нибудь из отдалённых потомков (спустя всего три года, например, в Болгарии посадили же в кресло премьер-министра бывшего царя Симеона II, правил до 2005 года). В общем, тема в обществе тогда активно обсуждалась. Носилось что-то такое.
Хотя, скорее всего, создатели просто приурочили свои проекты (на свой коммерческий манер) к захоронению якобы царских останков в Санкт-Петербурге (в следующем 98-м). Тема-то горячая, в мировых СМИ обсуждалась…
Короче, мультики продублировали (в том числе песенки, а все Оскары — как раз за них), размножили (кассеты такие были для видеомагнитофонов, помните?). И пошло гулять по экранам мира, ну и одной шестой (говорят, сегодня уже одной седьмой — только б не меньше) мировой суши.
Про оскароносный ничего говорить не буду, он в категории 82+ (то есть эвтаназия гарантирована). «Сумерки» и «Челюсти» отдыхают. Даже премированная музыка не спасает. Про австралийский тоже ничего (потому что австралийский). А вот третью «Анастасию» (которая для меня первая), снятую режиссёром Дайаном Эскенази, детям показывать можно. Не говорю, что нужно. Но можно.
То есть помимо Григория Ефимовича Распутина и гамбургеров на обед в бревенчатой русской избе — ничего особо не раздражает. Конечно, Распутин во главе революции — это вам не Троцкий какой-нибудь. Тот хоть и злодей, но не колдун. Современных детей таким не напугаешь (в двадцатых, правда, говорят, как раз Троцким и пугали). А вот Григорий Ефимович, тот действительно исцелял. Задокументировано. Стало быть, колдун. Он и ведёт толпу на штурм Зимнего. То, что убили его за год до того, детям знать не обязательно. В оскароносном мультике Распутин вообще обосновался в Чистилище (!) и даже на заре индустриализации всё ещё шлёт и шлёт оттуда зловещих мертвецов по всему миру. Так что у Эскенази вариант явно мягче. И правдоподобней.
Жизнь царской семьи, взаимоотношения их, даже уход за ранеными в Царскосельском госпитале, даже заточение в особняке Ипатьева, даже расстрел (насколько это допустимо в мультфильме). Даже чудесное спасение Анастасии (пуля попала в медаль, полученную за милосердие). Всё не является карикатурой и максимально приближено к реальности.
И, в общем-то, не противоречит святости царской семьи, канонизированной РПЦ тремя годами позже, после появления мультфильма. Но что-то не срастается в другом, в самой идее — сбежать от подвига, жить на хуторе, пить молоко, рожать детей… Ведь канонизирована именно Семья, а семья даже без единого из членов — уже не семья.
Что-то в этом от средневековых ересей, подхваченных нынешними певцами «безконфликтного мира» — с историями про «спасённого от казни Христа», который, оказывается, «спасся» и где-то там потом счастливо жил, воспитывал детей, ел, пил…
То есть подлог в самом главном, понимаете?
К примеру, когда весь кавалергардский полк, набранный из представителей лучших фамилий России, включая великокняжеские, ложится под немецкой шрапнелью и пулемётами в 1915 году — это понятно.
Или когда все три сына Сталина (включая приёмного), а также дети Хрущева, Микояна, Ворошилова воюют, а многие и гибнут на фронтах Великой Отечественной — тоже понятно.
И даже когда принц Гарри летит на афганскую войну в качестве пилота вертолёта — не коробит. Какой-никакой, а всё же монарх. В будущем. Икона нации. Может быть.
А вот дальше тупик. Это я про обитателей особняков на Женевском озере, выпускников Оксфорда, наследственных топ-менеджеров госкорпораций. И всё это на фоне родительских заявлений: «Против России развязана война», «Мы все должны как один». Где вы все-то? Дети ваши? Какое гражданство хотя бы у них?
А ведь кроме этих, на «Анастасии» и других «безконфликтных» пакетиках с жизнью выросло уже целое поколение. 18-ти и 25-тилетних. Для них убийство царской семьи, конечно, не хорошо, даже печально. Но ведь Анастасия-то «спаслась, встретила свою любовь, у неё всё хорошо». А значит, и у нас так будет, хорошо будет, ну кто-то там погибнет, это печально. Но точно не мы. Мы же ещё за ипотеку не расплатились.