Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Соборное человечество и солидарное мироустройство

Из доклада на юбилейных Панаринских чтениях

1934

Основная причина русской трагедии начала ХХ века — петровская революция. Пётр в своих реформах многое создал, но ещё больше разрушил. Главное в том, что было создано новое правящее сословие — петровское дворянство, которое с самого начала было ориентировано на Запад, на Европу, при том, что отрицались традиции русской православной цивилизации. Это сыграло роковую роль во все последующие века. Правящий слой в России говорил изначально при Петре на голландском, потом на немецком, в конце XVIII века на английском, в начале ХХ — на французском. Пушкин, как и все дети, сначала научился говорить на французском, затем, слава Богу, русский народный гений Арина Родионовна влила в него массив русских преданий, отсюда то явление, которое мы называем «наше все», в том числе и современный русский язык.

Это был национальный раскол, цивилизационный отрыв правящего культурного слоя от простонародья и традиционных сословий, которые продолжали быть носителями традиционных ценностей и традиционной культуры. Везде тоже была социальная пропасть между правящим культурным сословьем и простонародьем. Но в России помимо этого была пропасть культурная, цивилизационная. Простонародье относилось к нашим дворянам, естественно, как к иностранцам, которые говорили на иностранном языке, носили иностранную одежду и, самое главное, они несли чуждые для России идеалы, говоря современным языком, так называемые «европейские ценности». Причём в силу своего генезиса наше культурное сословие воспринимало в Европе не столько ценности реальные, сколько псевдоценности. Это я называю «иллюзий русского Запада». То, что в Европе уже было отжившим, маргинальным, либо гипотетическим, в России воспринималось как идеал, как сверх норма, как повеление к действию.

Обращаю внимание на то, что все радикальные идеологии, идеологические мании, родились в Европе: атеизм, материализм, позитивизм, либерализм, социализм. Медленно вырабатывая духовные яды, европейское общество вырабатывало и противоядия, приобретало иммунитет, поэтому болело иделогическим радикализмом в лёгких формах. Но именно в России эти «трихины, некие не сущие существа, носящиеся в воздухе» (Ф.М. Достоевкий) пустили наиболее ядовитые корни, что и привело к катастрофическим последствиям. По аналогии: когда европейцы колонизировали американский континент, от европейского чиха вымирали индейские племена, потому что у них не было иммунитета к тем болезням, к которым европейцы привыкли. В русской культуре не было духовного, нравственного иммунитета к европейским духовным болезням. Поэтому все эти идеологии здесь принимали наиболее радикальные формы.

В начале XX века, все проблемы, которые привели к катастрофе могли быть решены. Крестьянский вопрос, очень важный сам по себе и очень острый, мог бы быть решён, если бы правящие слои не были бы настроены по существу антинационально.

Почему я об этом говорю? Потому что этот роковой национальный разрыв преодолевается именно сейчас, в наше время. Это русская патриотическая революция: возврат культурного, образованного сословия и затем вслед за ними и правящих слоёв к историческим традициям, к русской традиционной культуре, к православию. Это совершенно потрясающее событие, значение которое мы, современники («лицом к лицу не увидать») можем и не осознавать вполне. Крым смог вернуться, то есть возвращение исконно русских земель произошло только потому, что уже было подготовлено в духовных измерениях: русский национально-государственный организм постепенно возвращает свою историческую память, национальное самосознание. Он опомнился после десятилетий совершенно страшной разрухи, прежде всего, разрухи духовного измерения бытия. И только поэтому так действовали, так вели себя массы людей в Крыму, и только поэтому так адекватно вело российское руководство, и только поэтому это так закончилось. Это тоже своеобразное явление, которое можно называть «Крымская патриотическая революция».

Сегодня происходят очень важные события. Наша политическая элита вслед за культурной и образованной элитой обогащается этими ценностями. Так лет двадцать назад невозможно было представить, чтобы культурное сословие, учёное сословие собиралось в российском парламенте, и чтобы политики и учёные говорили на одном языке, говорили об общих ценностях. Это и есть симптомы национального опамятования, духовного возрождения.

Приведу пример. Как-то в начале 90-х годов президент России Ельцин на паперти Кремлёвского собора на Пасху, то есть день Воскресения Христова (это транслировали все центральные каналы ТВ) обратился: «Дорогие россияне, поздравляю вас с днём рождения Христа Святого». Это говорит о том, что человек вообще ничего не знал, ничего не понимал в тысячелетней русской православной цивилизации, в истории того государства, которым он соответствующим образом и руководил. Мы видим, что нынешний политический слой меняется, наши политические лидеры и наш президент, переходят к другим измерениям. С годами меняются они, меняемся мы, меняется общество.

Этот процесс был замечен и европейскими политиками и аналитиками. Вот что пишут в Европе: «Вместо американской стратегии единоличного диктата и доминирования российский президент не первый год предлагает стратегию равноправного сотрудничества и учёта интересов всех членов мирового сообщества независимо от их богатства, влияния и силы. В этом залог общей безопасности и стабильного развития. Владимир Путин открыто предлагает русскую альтернативу ныне действующей американской концепции мирового порядка. Для Вашингтона мир это — вертикальная, пирамидально-иерархическая организация международного сообщества, на вершине которой находятся Соединённые Штаты и их европейские сателлиты. Для Москвы мир это — горизонтальная организация международного сообщества, в виде равноправных союзов тяготеющих друг к другу народов и государств, поддерживающих в целом мировой баланс интересов. Именно на достижении нового и справедливого миропорядка направлен в целом психотерапевтический метод Путина, который он изящно применяет в отношении „приболевших“ Соединённых Штатов и Европы».

Это не наши пишут, это они пишут о «русской альтернативе мирового порядка». Почему лидер России действует иначе, чем западные политики? Потому что он возвращается к русским национальным архетипам. «На международном фронте идёт и главная видимая борьба — борьба концепций мироустройства: 1. Признание примата международного права и акцентирование внимания на недопустимости его произвольных трактовок, опирающихся на право силы. 2. Отказ от подавления политических оппонентов силой в пользу политики нахождения взаимоприемлемого компромисса. 3. Равенство интересов действительно суверенных государств (независимо от их политического, экономического веса и военной мощи) в ходе переговорного процесса…
Россия смогла предложить не только себя в качестве альтернативного США лидера, но и новую концепцию мироустройства, воспринимаемую союзниками и партнерами как справедливую. Она еще не полностью оформлена структурно. Во многих случаях (как, например, в МВФ) идёт борьба за перепрофилирование механизма обеспечения мирового господства США в механизм реализации интересов всего мирового сообщества (либо будет запущен на полную мощность альтернативный проект в виде Банка БРИКС)… Сегодня единственной гарантией справедливости будущего мироустройства служит международное поведение России, доказавшей свою способность на равных противостоять США в режиме военно-политической и финансово-экономической конфронтации, но принципиально не использующей свои возможности для подавления более слабых государств и принуждения их к следованию в фарватере собственной политики… США опираются на вынужденные союзы, учитывающие только интересы Вашингтона, а Россия на добровольные — взаимовыгодные. Последние надежнее, поскольку союзники не просто боятся наказания, но заинтересованы в сохранении приносящего им выгоду взаимодействия…
Альтернативой американской политике грубой силы, российской внешнеполитической стратегии взаимовыгодного сотрудничества»

Настал момент, когда министр иностранных дел России заявил о самом главном, о чем немыслимо было услышать от министра иностранных не только двадцать лет назад, но и пять лет назад. Сергей Лавров констатировал, что Россия возвращается к традиционным духовным ценностям, и это одна из причин отдаления Запада от нее: «К нашему удивлению, стали даже оперировать тезисом о том, что Советский Союз с его коммунистической доктриной, по крайней мере, оставался в рамках выработанной на Западе системы идей, в то время как новая Россия возвращается к своим традиционным ценностям, коренящимся в Православии, и вследствие этого становится еще менее понятной». Наряду с этим в последнее время всё отчетливее проявляется «противоречие между объективно укрепляющейся многополярностью и стремлением США и исторического Запада сохранить свои привычные доминирующие позиции, между культурно-цивилизационным многообразием современного мира и попытками навязать всем западную шкалу ценностей». Последняя, как отметил министр, «все больше отрывается от своих собственных христианских корней и все менее восприимчива к религиозным чувствам людей других вероисповеданий».

Таким образом, на международном фронте идёт главная борьба — борьба концепций мироустройства. И что мы видим? Что наши лидеры — и президент, и министр иностранных дел — помимо того, что выражают политику России и защищают её жизненные интересы, предлагают новую концепцию мироустройства. Это единство многообразия. Но это дефиниция, то есть краткое определение русской соборности. Таким образом, не только Церковь, не только религиозные мыслители и ученые, но и наши лидеры уже начинают транслировать миру архетипы русских национальных традиций. Это не навязывание своего, а ответ на эпохальные вызовы. Мы видим, что западная цивилизация, навязав человечеству собственные ценности и идеалы, ведёт его к гибели по всем измерениям, начиная от экологического, кончая террористическим и термоядерным. Наконец, эта цивилизация, отказываясь от христианских ценностей и цивилизационной идентичности, совершает акт суицида, втягивая в пропасть весь мир. Но человечество, как общечеловеческий организм, как всякий организм вовсе не склонен к суициду, а стремится к самосохранению, и, сопротивляясь, он вырабатывает некие новые архетипы нового мироустройства. Какой ареал в мире может их предложить?

Развивая эту же тему несколько дней назад, Патриарх Кирилл на Всемирном Русском Соборе говорил: необходимо отказаться от декларирования превосходства какой-либо цивилизации, миру нужно предлагать солидарное общество, это солидарное общество является русским идеалом. Патриарх говорит о том, что идеал России — это нравственное государство, и идеалы солидарности должны быть в основе политики внутренней и внешней, что русская цивилизация является общим достоянием и ценностью разных народов, проживающих в России, мало того, это транслируется как идеал общего мироустройства. Отсюда такие прагматические ценности как уважение к достоинству других, гармоническое сочетание культур, цивилизаций, государств, это значит, возвращение, помимо всего, и в международное правовое пространство, которое сегодня практически уничтожено, возвращение роли ООН, его институтов, и так далее…

Что происходит? Я обращаю внимание именно на духовный аспект этой проблемы. Происходит то, что преодолевая ту пропасть, которая привела русскую цивилизацию к катастрофе, Россия, возрождаясь, предлагает миру новый мировой проект, можно было бы сказать, проект соборного человечества, солидарного мироустройства.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Вячеслав Поставнин

руководитель международного центра аналитических и практических исследований миграционных процессов

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня