Таганрогский суд на прошлой неделе поставил очередную зарубку в тянущемся уже давно деле об экстремистской и антиобщественной деятельности 16 местных «Свидетелей Иеговы». Сначала семь лет назад Ростовский областной суд запретил эту организацию на территории Таганрога, Неклиновского и Матвеево-Курганского районов. Затем в 2011 году начался процесс, касающийся конкретных активистов. Прошлым летом был вынесен приговор: для четверых обвинительный (наказания — от условных сроков на пять и пять и пять с половиной лет до штрафов), для остальных оправдательный. Вердикт не устроил ни обвинителей, ни «Свидетелей Иеговы». Обе стороны подали апелляции, приговор отменили, дело отправили на повторное рассмотрение. И вот новое решение — теперь не оправдан никто. Четверо главных организаторов ячейки все так же осуждены условно на пять с половиной лет. Кроме того, их и остальных подсудимых суд приговорил к штрафам от 20 до 100 тысяч рублей, сразу, впрочем, освободив от уплаты в связи с истечением срока давности.
Посольство США уже выразило «глубокое сожаление относительно решения суда в Таганроге, который признал нескольких членов „Свидетелей Иеговы“ виновными в экстремизме за организацию и посещение религиозных собраний, а также за то, что рассказывали о своей вере другим людям». До этого свое возмущение таганрогским процессом не раз выражали «Мемориал» в лице его руководителя г-на Рогинского и центр «Сова» под руководством г-н Верховского. В принципе, одного перечня заступников за таганрогских иеговистов хватит, чтобы признать решение суда правильным. Но мы все-таки не одна крупная восточноевропейская страна, вся идентичность которой заключается в том, что она — не Россия. Мы пока не редуцировали свое сознание до формулы «здраво и верно — все, против чего американское посольство и примыкающие к нему местные правозащитники», пусть даже она не слишком разнится с реальностью, нам подавай объективность и непредвзятость. Попробуем посмотреть на деятельность «Свидетелей Иеговы» непредвзято, благо для этого появился новый и довольно нехороший контекст.
Реформация и ставший её плодом протестантизм — явления крайне неоднозначные и противоречивые, но, безусловно, относящиеся к числу ключевых для мировой истории. Отношения России и Православия с новой ветвью христианства складывались сколь непросто, столь временами и плодотворно. В середине 1570-х соратник Лютера Филипп Меланхтон, искавший союзников против католицизма, вступил в переписку с константинопольским патриархом Иеремией. Пространно обменявшись мнениями о сходствах и различиях своих доктрин, стороны пришли к выводу, что разногласий больше, но, по крайней мере, было положено начало богословскому диалогу, продолжающемуся по сей день. В Тридцатилетней войне православная Россия была в составе преимущественно протестантской коалиции, противостоявшей католическим Риму и Габсбургам (впрочем, там присутствовала не только Россия, но и «любимая дочь католической Церкви» Франция, ведомая расчетливым Ришелье). И в дальнейшем с протестантскими державами мы союзничали протяженнее и плодотворнее, чем с католическими. В XVIII веке существовал фактически православно-протестантский блок, оказывавший постоянное давление на Речь Посполитую для защиты в ее пределах религиозных меньшинств — собственно, православных и протестантов. Династия Романовых, помимо сербских, черногорских и греческих правящих домов, поддерживала брачные связи только с протестантскими династиями из-за меньшего на порядок количества вероисповедно-организационных трудностей, — исключение разве что брак Александры Павловны, дочери Павла I, с австрийским эрцгерцогом Иосифом. Великомученица великая княгиня Елизавета Федоровна, урожденная герцогиня Гессен-Дармштадтская, вступив в брак с великим князем Сергеем Александровичем, поначалу не меняла вероисповедание — к этому ее не принуждали; но затем сама выбрала Православие. Русские немцы-протестанты внесли огромный вклад в развитие и процветание нашей Отчизны. Великий поэт Федор Тютчев писал:
Я лютеран люблю богослуженье,
Обряд их строгий, важный и простой —
Сих голых стен, сей храмины пустой
Понятно мне высокое ученье.
В строках Федора Ивановича (в целом к рожденному Реформацией направлению христианства относившегося двойственно и эту двойственность процитированным стихотворением передавшего) — ключ к пониманию проблемы. Россия добротно взаимодействовала с лютеранством — изначальной и наиболее умеренной версией протестантизма, ныне, впрочем, тоже основательно испорченной всякой дрянью вроде венчания и даже допуска в клир гомосексуалистов. А вот протестантский фундаментализм сказался на судьбах России и мира в целом далеко не самым лучшим образом. «Аятолла Кальвин» не только заживо сжигал людей на улицах Женевы, не только приказал казнить ребенка, ударившего мать, но и разработал мрачную доктрину своего имени с ключевым пунктом о безусловном предопределении судьбы человека: если Бог заранее решил приговорить кого-то к посмертным мукам и гибели души, никакие добрые дела и благочестивость приговоренного не в состоянии сей факт изменить. Английские кальвинисты, пуритане, заложили фундамент США и ценностную базу сегодняшней их внешней политики с агрессивным неприятием всякого цивилизационного инакомыслия и уверенностью в предначертанной для них Богом миссии нести всему свету «правильные» порядки, давно уже не то что не-, а по большей части антихристианские. Наконец, есть крайние, совсем эксцентричные формы протестантизма, — и среди них на первом месте как раз «Свидетели Иеговы».
Иеговистское вероучение представляет собой пеструю смесь радикальных протестантских направлений, вроде реставрационизма, и раннехристианских ересей, в первую очередь, арианства, исторически обреченного после Первого Вселенского собора вне зависимости от того, дал ли в действительности Святой Николай пощечину Арию. (Хорошо написал когда-то либеральный литературовед А. Архангельский: «Церковная память хранит — и будет хранить — эпизоды, с точки зрения науки недостоверные, на том простом основании, что признала их веродостойными отблесками небесной сверхисторической реальности. Вполне вероятно, что общеизвестная сцена с пощечиной, какую святой Николай Чудотворец „преподал“ богохульному Арию, не имеет под собою реальной почвы; но самая убежденность Церкви как полноты в том, что иначе быть не могло, наделяет условно не бывшее событие безусловным бытием»). От арианства иеговизм заимствовал отрицание несотворенности и единосущности Иисуса Богу-Отцу.
Иеговисты стремятся охватить всю планету сетью своих организаций и сторонников, не сказать, что безуспешно. Движение представляет собой жесткую теократию, заявляя, что его делами заведует непосредственно Бог через посредничество эдакого аналога Ватикана — центрального офиса в Бруклине. Иеговисты верят, что после наступления Рая на Земле блаженствовать сможет каждый, кто состоит в их рядах, но истинное блаженство в Раю Небесном (чуть не написал — с гуриями) обретут лишь 144 тыс. избранных. Отрицаются любые религиозные, кроме т.н. «Вечери Господней», и светские праздники, любые государственные институты и повинности. Иеговисты стараются минимизировать контакты с любыми «неверными», включая членов семьи, другие люди представляют для них интерес ровно в той степени, в какой есть возможность обратить их в «правильную» веру.
Ничего не напоминает? По-моему, очень похоже на одну запрещенную в России группировку. Сходство прослеживается даже в деталях, иеговисты доводят до предела кальвинистское отрицание икон, негативно относясь вообще к любой христианской символике и атрибутике, включая крест, — они считают, что Иисуса распяли на столбе; ИГИЛ* хочет разрушить Каабу и уничтожить Черный камень, заявляя, что «поклоняться надо Богу, а не идолам». Параллель между ваххабизмом и пуританизмом подмечена давно, советский исследователь А. М. Васильев даже написал книгу, так и названную — «Пуритане ислама». Нынешнее родство ИГИЛ с иеговизмом не заметить тоже сложно. Разница лишь в том, что иеговисты не рубят головы «неверным», они рушат жизни собственным членам. Рушат их семьи, психику, очень часто и само физическое существование, все, думаю, слышали о строгом иеговистском запрете на переливание крови, не раз приводившем к трагическому исходу.
Почему США заступаются за иеговистов, вполне понятно, у них не только общие корни, но и единство физиономий — настойчивый американский экспорт демократии в страны «третьего мира» давно напоминает уличные приставания вежливых проповедников: «Вы хотите поговорить о Господе нашем?». Нам же, в свою очередь, не нужно мяться, сомневаться и рассуждать, что решения вроде вынесенного в Таганроге попирают свободу совести. Сказали «А» — надо говорить и «Б», запретили ИГИЛ — необходимо жестко бороться и с его квазипротестантским аналогом. Жаль только, что нельзя эффектным термином подчеркнуть разницу между исходным субъектом и его мутацией, как в случае с исламом и исламизмом, все-таки к протестантизму дополнительный — изм лепится с трудом.
* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.