В стране грядет очередная, третья по счету волна приватизации. После ваучерной приватизации по Чубайсу и залоговых аукционов середины 1990-х, это, пожалуй, самая крупная распродажа госсобственности. В течение двух лет Минфин планирует выручить около 1 трлн рублей. Нельзя сказать, что в предыдущие годы доли госпакетов не продавались вообще — было дело, но объем сделок был микроскопическим. Так, в 2015 году доход бюджета от приватизации составил всего 5 млрд рублей.
Пойти на новую массовую приватизацию государство решилось из-за кризиса. Падение доходов бюджета требует компенсации. Только что Минфин отказался финансировать 37 из 86 пунктов подготовленного антикризисного плана правительства. Ведомство «зарезало» такие статьи, как субсидирование производства отечественной сельхозтехники, стимулирование НИОКР, лекарственное обеспечение граждан.
Из-за падения цены на нефть до 25 долларов за баррель бюджет недополучит около трех триллионов ранее запланированных рублей. Сокращение расходов бюджета на 10 процентов покроет лишь полтриллиона. Остальные придется брать в Резервном фонде, который по оценке министра финансов истощится к 2017 году. Для того чтобы этого не произошло и задумано провести приватизацию. «Чтобы не палить резервы», — сформулировал причину президент Владимир Путин.
Скорость, с которой государство взялось за дело, поражает. По информации СМИ, процесс распродажи стартует echo.msk.ru/news/1704350-echo.html уже в ближайшие дни — 7 февраля. Очевидно, есть задача реализовать основной объем не откладывая, в текущем году. Причина — возможные политические риски. Предстоящие осенью парламентские выборы — не лучшее время для непопулярных решений. Однако следующая за ними президентская кампания (весной 2018 года) и вовсе требует от власти безупречного поведения. Передача же госсобственности в частные руки традиционно воспринимается большинством россиян скептически.
Накануне, 2 февраля, параметры предстоящей приватизации обсуждались на совещании в Кремле. Под председательством президента Путина, в присутствии премьера Медведева и профильных министров. По составу других участников можно было понять, какие государственные активы ожидает распродажа. Среди них, по данным «Коммерсанта», были представители «Роснефти», ВТБ, «Совкомфлота», РЖД, компании АЛРОСА, «Аэрофлота» и «Башнефти». Процесс приватизации «Совкомфлот» уже происходит. Остальные начнут продаваться в ближайшее время.
А пока были обозначены общие принципы предстоящего процесса. Если охарактеризовать их кратко, то речь идет о «национальной» приватизации. По словам Путина, государство безусловно должно сохранить контроль над приватизируемыми предприятиями. То есть продаже подлежит не весь госпакет, а лишь его часть, превышающая определенный предел. Покупателем акций может быть только инвестор российской юрисдикции — вывод в офшоры, «серые» схемы и сокрытие долей исключены.
По мнению советника президента Сергея Глазьева, затевая процесс приватизации, важно понимать, кто будет конечным бенефициаром этого процесса. Главное, чтобы не финансовые спекулянты, которые, по оценке экономиста, «заработали» на манипуляции с курсом национальной валюты в последнее время до 50 млрд долларов. Если приватизацию действительно получится провести на озвученных президентом принципах, то она может быть эффективной. Это доказывает опыт, в частности, Великобритании, считает экономист. Если сравнивать с 1990-ми, такой приватизации в России еще не проводилось.
Есть, однако, и другая сторона происходящего процесса. Целью приватизации объявлено возмещение падающих доходов бюджета. Проще говоря, государству нужно выручить от проводимой распродажи как можно больше денег. Но именно это-то как раз и невозможно. Причем по двум причинам. Первая — общее падение рынка. Стоимость активов объективно снижена по сравнению с пиковым значениями в два-три раза.
Вторая причина кроется, как раз в тех принципах «национальной» приватизации, о которых говорил Путин. Выставляя строгие условия, государство отсекает, таким образом, часть потенциальных инвесторов, снижая свою потенциальную выручку. Именно это обстоятельство чрезвычайно расстроило деловую газету «Ведомости», которая в своей редакционной статье www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/02/02/626414-novoe-sobitie-rossiiskoe-istorii-neprivatizatsii посетовала на ущемление прав иностранцев при распродаже российских активов.
Отметим, что, с точки зрения долгосрочных интересов государства, «национальный» характер ее экономики — безусловный приоритет. Если уж продавать, то «своим», российским инвесторам. И здесь, выставляя жесткие условия, Путин прав. Однако помимо интересов государства как института существуют еще интересы народа, населения, граждан, о которых в связи с предстоящей распродажей почему-то не вспоминают вообще.
А ведь речь идет о самом, что ни на есть народном достоянии, не так ли? Интерес народа, каждого гражданина России, состоит, видимо, в том, чтобы не потерять то, что ему принадлежит. Госкомпания, ежегодно приносящая доход в бюджет — это та самая курица, несущая золотые яйца. Зарезать (приватизировать) ее, да, можно. Но золотых яиц от нее больше не увидишь. Близкую тактическую задачу затыкания дыр в бюджете решить таким образом нетрудно, однако стратегическая перспектива будет проиграна. Будущие доходы пойдут уже в частный карман.
Причем для того, чтобы выкупить активы обратно, если государство однажды, после улучшения коньюктуры, примет такое решение, понадобится уже гораздо больше средств. Назвать это good deal, «хорошей сделкой», никак невозможно.
С предстоящей распродажей госактивов можно смириться только как с временной мерой, вызванной форс-мажором, и то лишь в случае предстоящей смены в стране экономической политики. Если государство признает свою недальновидность последних лет, перестанет, наконец, ублажать монетаристов и начнет вкладывать в производство, в промышленность, гражданин, может, и махнет рукой на издержки этого процесса. В противном случае мы будем наблюдать очередное обогащение отечественных нуворишей и только. Народное раздражение подобным положением дел будет только нарастать.