Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения
18 февраля 2016 12:36

Пути русской истории

Ярослав Белоусов о «золотом веке белорусской нации»

4716

В связи с активизацией в Белоруссии сторонников собственного национального проекта становится необходимым внести разъяснения по поводу основ мифа о Великом княжестве Литовском как о «золотом веке» «беларускай нацыі». Как «свидомые» активисты, так и некоторые русские патриоты становятся жертвой переписывания истории недобросовестными учеными и политиками, ещё больше усугубляющими отношения между двумя ветвями русского народа. Между тем спор не стоит и выеденного яйца.

Начнем с наименования государства — Великого княжества Литовского и Русского. Русским оно было в большей степени, чем литовским. Вильно, ставший столицей при Гедимине, был стопроцентно русским городом. Но откуда в княжестве взялись литовцы? Напомню, что по берегам Балтики жили племена жемайтов, ливов, латгалов и других менее крупных литовских и латышских племен, испытывавших постоянное давление со стороны немецких и датских рыцарей-крестоносцев, занимавших скорее даже не насаждением католичества, а грабежами, разбоями и самым натуральным этноцидом. Литовские племена искали союзников против «воинов Христа» на юге и нашли их в лице князей Червонной Руси — Полоцкого, Пинского, Новогрудского княжеств, державших, в свою очередь, оборону от Золотой Орды и боровшихся за галицко-волынские земли. Политический союз был выгоден как язычникам-литовцам, так и православным русским. Но государство изначально благодаря русскому культурному влиянию (письменность, архитектура, право) получило явно выраженный стержень — поэтому литовские князья Войшелк и Ольгерд приняли православие, скорее всего, православным также был и Гедимин. Княжество, возникшее на конфедеративных началах (процесс централизации после феодальной раздробленности происходил далеко не так интенсивно, как это было у княжества Московского), росло за счет династических браков и к концу XIV века стало самым большим государством средневековой Европы. Основными его соперниками в деле собирания русских земель выступали, как было упомянуто выше, Московское княжество (особенно при Иване Калите), в меньшей степени — Тверское княжество, со временем не выдержавшее соперничества с Москвой и потерявшее независимость. Новгород, не имевший сильной верховной власти, не претендовал на роль центра новой русской государственности, предпочитая уйти целиком в торговлю с северными державами. Но как получилось, что со временем преимущественно русское княжество Литвы оказалось в унии с Польшей и полностью потеряло свой суверенитет, его элиты — влияние, а крестьяне — свободу и веру?

Ответственность полностью лежит на плечах литовского князя Ягайло. Все произошло примерно так: в Польше пресеклась династия Пястов и на трон должен был взойти немец (о, ужас!) — чешский король и герцог австрийский Вильгельм, угрожая растворить Польшу в Священной Римской империи. Польская аристократия не могла допустить этого и начала судорожно искать мужа для королевы Ядвиги. Среди самих поляков достойной кандидатуры не нашлось, и поэтому взор ляхов обратился на литовского князя Ягайло, человека с мягким сердцем, щедрого, талантливого военачальника, но слишком поддающегося влиянию. Само княжество с его бескрайними землями представляло лакомый кусочек для панов, поэтому они и пригласили Ягайло на польский трон, обязав его ввести в Литве католичество и перевести страну на латинский алфавит. Так состоялась Кревская уния 1385 года, — событие, определившее дальнейшее превращение страны литовцев и русских в польскую внутреннюю колонию.

А ведь всё могло пойти совершенно иначе. В 1384 году Ягайло сватался к Софье, дочери Дмитрия Ивановича (Донского). Дмитрий Донской выставил слишком жесткие условия для заключения брака — Ягайло должен был именовать его «старшим братом», а сам литовский князь остерегался соперничества со стороны многочисленных детей Дмитрия, после смерти отца начавших борьбу за трон. Женись Ягайло на Софье, совсем по-другому пошла бы русская история, а вместе с ней и история Восточной Европы…

Но что сделано, то сделано. Спустя два века после Кревской унии состоялась Люблинская уния, окончательно уничтожившая русское лицо Литвы. Сторонники унии с Москвой подвергались преследованиям, горожане возмущались введением в образовательных учреждениях польского языка как государственного, крестьяне стонали под грузом новых налогов и повинностей. И всё это на фоне полного разгрома православной веры. В дальнейшем в ходе войн Речи Посполитой с Московской Русью польская шляхта подозревала своих литовских партнеров в неверности, и не зря — крестьянские восстания поднимались одно за другим. Окончательно русское население Литвы вошло в состав России уже при императрице Екатерине в ходе разделов Речи Посполитой в конце XVIII века. Справедливость восторжествовала.

Однако разрушение Советского Союза в 1991 году привело к расставанию единой русской семьи — Великая и Малая (Белая) Русь оказались разделены. Русские правители и русские герои теперь именуются героями «литвинскими», ими же нарекаются и польские аристократы вроде Кастуся Калиновского, которым на судьбу русских Литвы было глубоко наплевать. Мы должны отделить зерна от плевел — белорусская история есть история и русского народа, история Великого княжества Литовского — также русская история, но величие этого государства закончилось в 1385 году вместе с потерей им прав и свобод. Какое значение имеет магдебургское право, если русского человека паписты заставляют на латинице молиться за панов?

Сейчас мы слышим сладкоголосые увещевания для белорусов снова вступить в «унию» с Западом в обмен на отказ от санкций. Будем надеяться, что теперь наш народ сделает правильный выбор.

Последние новости
Цитаты
Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня