Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения
18 февраля 2016 12:36

Пути русской истории

Ярослав Белоусов о «золотом веке белорусской нации»

4716

В связи с активизацией в Белоруссии сторонников собственного национального проекта становится необходимым внести разъяснения по поводу основ мифа о Великом княжестве Литовском как о «золотом веке» «беларускай нацыі». Как «свидомые» активисты, так и некоторые русские патриоты становятся жертвой переписывания истории недобросовестными учеными и политиками, ещё больше усугубляющими отношения между двумя ветвями русского народа. Между тем спор не стоит и выеденного яйца.

Начнем с наименования государства — Великого княжества Литовского и Русского. Русским оно было в большей степени, чем литовским. Вильно, ставший столицей при Гедимине, был стопроцентно русским городом. Но откуда в княжестве взялись литовцы? Напомню, что по берегам Балтики жили племена жемайтов, ливов, латгалов и других менее крупных литовских и латышских племен, испытывавших постоянное давление со стороны немецких и датских рыцарей-крестоносцев, занимавших скорее даже не насаждением католичества, а грабежами, разбоями и самым натуральным этноцидом. Литовские племена искали союзников против «воинов Христа» на юге и нашли их в лице князей Червонной Руси — Полоцкого, Пинского, Новогрудского княжеств, державших, в свою очередь, оборону от Золотой Орды и боровшихся за галицко-волынские земли. Политический союз был выгоден как язычникам-литовцам, так и православным русским. Но государство изначально благодаря русскому культурному влиянию (письменность, архитектура, право) получило явно выраженный стержень — поэтому литовские князья Войшелк и Ольгерд приняли православие, скорее всего, православным также был и Гедимин. Княжество, возникшее на конфедеративных началах (процесс централизации после феодальной раздробленности происходил далеко не так интенсивно, как это было у княжества Московского), росло за счет династических браков и к концу XIV века стало самым большим государством средневековой Европы. Основными его соперниками в деле собирания русских земель выступали, как было упомянуто выше, Московское княжество (особенно при Иване Калите), в меньшей степени — Тверское княжество, со временем не выдержавшее соперничества с Москвой и потерявшее независимость. Новгород, не имевший сильной верховной власти, не претендовал на роль центра новой русской государственности, предпочитая уйти целиком в торговлю с северными державами. Но как получилось, что со временем преимущественно русское княжество Литвы оказалось в унии с Польшей и полностью потеряло свой суверенитет, его элиты — влияние, а крестьяне — свободу и веру?

Ответственность полностью лежит на плечах литовского князя Ягайло. Все произошло примерно так: в Польше пресеклась династия Пястов и на трон должен был взойти немец (о, ужас!) — чешский король и герцог австрийский Вильгельм, угрожая растворить Польшу в Священной Римской империи. Польская аристократия не могла допустить этого и начала судорожно искать мужа для королевы Ядвиги. Среди самих поляков достойной кандидатуры не нашлось, и поэтому взор ляхов обратился на литовского князя Ягайло, человека с мягким сердцем, щедрого, талантливого военачальника, но слишком поддающегося влиянию. Само княжество с его бескрайними землями представляло лакомый кусочек для панов, поэтому они и пригласили Ягайло на польский трон, обязав его ввести в Литве католичество и перевести страну на латинский алфавит. Так состоялась Кревская уния 1385 года, — событие, определившее дальнейшее превращение страны литовцев и русских в польскую внутреннюю колонию.

А ведь всё могло пойти совершенно иначе. В 1384 году Ягайло сватался к Софье, дочери Дмитрия Ивановича (Донского). Дмитрий Донской выставил слишком жесткие условия для заключения брака — Ягайло должен был именовать его «старшим братом», а сам литовский князь остерегался соперничества со стороны многочисленных детей Дмитрия, после смерти отца начавших борьбу за трон. Женись Ягайло на Софье, совсем по-другому пошла бы русская история, а вместе с ней и история Восточной Европы…

Но что сделано, то сделано. Спустя два века после Кревской унии состоялась Люблинская уния, окончательно уничтожившая русское лицо Литвы. Сторонники унии с Москвой подвергались преследованиям, горожане возмущались введением в образовательных учреждениях польского языка как государственного, крестьяне стонали под грузом новых налогов и повинностей. И всё это на фоне полного разгрома православной веры. В дальнейшем в ходе войн Речи Посполитой с Московской Русью польская шляхта подозревала своих литовских партнеров в неверности, и не зря — крестьянские восстания поднимались одно за другим. Окончательно русское население Литвы вошло в состав России уже при императрице Екатерине в ходе разделов Речи Посполитой в конце XVIII века. Справедливость восторжествовала.

Однако разрушение Советского Союза в 1991 году привело к расставанию единой русской семьи — Великая и Малая (Белая) Русь оказались разделены. Русские правители и русские герои теперь именуются героями «литвинскими», ими же нарекаются и польские аристократы вроде Кастуся Калиновского, которым на судьбу русских Литвы было глубоко наплевать. Мы должны отделить зерна от плевел — белорусская история есть история и русского народа, история Великого княжества Литовского — также русская история, но величие этого государства закончилось в 1385 году вместе с потерей им прав и свобод. Какое значение имеет магдебургское право, если русского человека паписты заставляют на латинице молиться за панов?

Сейчас мы слышим сладкоголосые увещевания для белорусов снова вступить в «унию» с Западом в обмен на отказ от санкций. Будем надеяться, что теперь наш народ сделает правильный выбор.

Последние новости
Цитаты
Евгений Сатановский

Президент Института Ближнего Востока

Малек Дудаков

Политолог-американист

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня