Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения
28 марта 2016 12:52

Антикризисные книги Романа Сенчина

Почему сегодня хочется читать о героях-неудачниках

1849

Роман Сенчин известен многим как писатель хороший, но крайне мрачный. Наверное, поэтому его творчество до недавних пор как-то проходило мимо меня. А тут купила по случаю его «Московские тени» и увлеклась так, что потом прочитала разом еще несколько книг Сенчина. Ну еще бы, ведь главный герой почти всех его книг — неудачник, не умеющий приспособиться к суровым современным реалиям. И сюжет книг — сплошной негатив. Но вот что парадоксально: в наши дни, когда жизнь становится все нестабильней и хуже, мрачность Сенчина наоборот греет душу.

Почему? Природа человеческая такова, что нам всегда приятнее слышать истории чужих неудач, нежели успехов. Отрицать данный факт означает лицемерить перед самим собой, что абсолютно бессмысленно и смешно.

И что пользы читать о чужих удачах и достижениях? Скажем честно — это только повод расстраиваться и ощущать собственную несостоятельность. Истории чужих успехов нужны лишь в тех случаях, когда ситуация применима к тебе и «успех» можно хотя бы частично повторить. Но подобное работает скорее при чтении прикладной, чем художественной литературы. А в последней, как правило, истории чужого успеха не приносят практической пользы, вызывая лишь досаду и раздражение.

И потом, ведь все люди и так стараются улучшить свое положение, да только не у всех получается. А тут еще экономический кризис, рост цен. Работать приходится больше, а денег получается меньше. В такой ситуации никак нельзя портить себе настроение завистью к удачам других.

Читать же книги, у героев которых все хуже, чем у тебя, или, по крайней мере, не лучше, как минимум, приятно, а то и утешительно. И в произведениях Сенчина герои как раз такие. Непрактичные, нерасторопные, наделенные от природы скудным запасом жизненных сил.

Жизненные силы, энергичность — этот весомый фактор часто упускают из виду, критикуя людей за неспособность чего-то добиться. Как будто человек виноват, что родился таким на свет. Ему и так плохо, а его еще и пинают со всех сторон, насмехаясь над ним. Ставят в вину то, что на самом деле является его бедой.

А Роман Сенчин, как сказали бы критики прежних времен, встает на защиту «маленького человека». Выражаясь конкретнее, писатель отстаивает право обычного человека быть таким, каков он есть, и не гнаться за «обретением жизненного успеха», а жить своей жизнью.

Продолжая традиции русской классики, Сенчин подчас смотрит на нее под совершенно неожиданным углом:

«В автобусной давке и духоте меня посетило размышление о трагической, но героической жизни Ильи Ильича Обломова. Вот он, ярчайший тип неприятеля действительной жизни — тупой суеты. Пытались его переделать, тормошили, мучили. Зачем издевались? За что? И — главное — ради чего? Толкали его в эту гниющую жижу, смеялись над ним, обманывали, обижали». (Книга «Наш последний эшелон», повесть «Глупый мальчик».)

С подобным прочтением романа Гончарова можно спорить, но именно в такой трактовке Обломова Сенчиным лежит один из ключей к пониманию его собственных героев.

Творчество Сенчина с его мрачной картиной мира близко к романам Достоевского и депрессивной части творчества Чехова. Правда, если у обоих классиков это компенсируется наличием веселых и жизнерадостных рассказов (еще в школьные годы, впервые прочитав «Дядюшкин сон», я была поражена, что Достоевский писал и такие задорные вещи), то у Сенчина, судя по прочитанным мною книгам, понимание мрачности бытия стабильно и незыблемо, прямо как рост курса доллара за последние десятилетия. Но, вопреки этому, читать Сенчина весело, как, наверное, было весело и современникам Гончарова читать про злоключения Обломова. Герои Сенчина, вызывая сострадание и жалость, одновременно вызывают и улыбку.

Пожалуй, больше всего наслаждения мне доставила повесть «Зима» из книги «Чего вы хотите»? Герой повести — житель приморского городка, в котором я сразу узнала Феодосию времен Украины. Нигде не работает, живет зимой на те деньги, что получает летом со сдачи квартиры отдыхающим. Пять-семь месяцев беспросветного безделья! Ситуация доведена до некоторого абсурда. Герой настолько плох, что его даже не хотят затянуть в семейную кабалу одинокие женщины «за 30» — официантка из ресторана и сотрудница маленького музея. Женщины с неустроенной личной жизнью, потерявшие надежду на «принцев». И вот, казалось бы, надо «хватать жениха с руками». Тридцать шесть лет, с двухкомнатной квартирой, не алиментщик… Но, однако, не хватают.

На фоне такого героя читатель неизбежно приподнимется в собственных глазах, почувствует себя состоятельным, деловым, расторопным. И квартирка покажется уютней, и пейзаж за окном веселей. Отцы семейств ощутят гордость за то, что, как могут, обеспечивают жен и детишек, женщины осознают, что их «благоверные» не так уж плохи.

Ну а если положение героя вдруг совпадет с положением читателя, можно утешиться мыслью, что «не один ты такой». И что даже в Москве, которую принято называть городом больших возможностей, далеко не все смогли добиться так называемого успеха — читайте сборник «Московские тени». А если, к примеру, у вас прогорел бизнес, то залечить раны поможет «Нубук». Почти на все неудачные случаи жизни у Сенчина найдется что-нибудь утешающее.

Однако не следует думать, что Сенчин — автор лишь для тех, в чьей жизни наступили не лучшие времена. Его книги могут сослужить хорошую службу и тем, кому сейчас двадцать лет и у кого, что называется, все еще все впереди. Да, это мрачнуха. Как и в провинциальных рассказах Чехова. Но такие произведения иной раз побуждают людей менять свою жизнь.

Так лично на меня в юности оказала громадное влияние драма Чехова «Три сестры». Я так живо представила себя через десять лет на месте этих несчастных сестер, что твердо решила не возвращаться в крохотный родной городок после института. Это была трудная задача для такого слабого, малоэнергичного человека, как я. Тем более что на тот момент — 1995 год — моя семья жила в нищете и не могла поддержать меня материально, хотя бы дать денег на съем комнатушки, пока не найду работу. Но панический страх повторить судьбу чеховских героинь мобилизовал инстинкт самосохранения и наполнил мою нерешительную душу «мужеством отчаяния».

Полагаю, и произведения Романа Сенчина способны кому-то помочь обрести «мужество отчаяния», побудить шевелиться ради того, чтобы не завязнуть в болоте и не повторить судьбу некоторых его героев.

А если человек шевелиться не хочет, то он, опять-таки, может утешиться мыслью, что не обязан этого делать, что имеет полное моральное право жить так, как ему хочется, а не так, как считают некоторые умники. И разве, например, в Библии сказано, что каждый порядочный человек обязан стремиться заработать как можно больше денег, сделать евроремонт, поменять старенькие «жигули» на подержанную иномарку? То-то же!

Художественные достоинства произведений Сенчина оценивать не берусь: пусть этим занимаются литературные критики. А вот что я оценила уже не как читатель, а как писатель, так это писательское мужество Романа Сенчина.

В чем оно заключается? Да в том, что Роман Сенчин пишет вопреки настоятельным рекомендациям профессионалов. То есть пишет «неправильно», не так, как полагается писать, чтобы завлечь читателя.

Прочитав рассказ «Вдохновение» из сборника «Наш последний эшелон», я сделала вывод, что Сенчину не раз указывали на то, что он пишет «неправильно».

«… — Понимаешь, людям и так в жизни хреново живется, а тут они еще это почитают… Что они увидят в твоей писанине? Они этим и так по горло сыты. По-моему… Я не знаю, что там говорят вам в вашем институте, но задача литературы, если она есть, конечно, не в таких делах… Не в таких вещах, как у тебя»…

«- А ты что, «Тихий Дон» читал?

— Ну да… Осилил как-то тут. Вот настоящая книга, про жизнь, про людей. Люди разные, жизнь у них разная, обстоятельства. Нельзя на все с одной точки смотреть. А ты все одно и то же, с позиции чмыря какого-то… Пиши объективно!"

Пиши объективно! Соблюдай принцип правдоподобия, а не правды, чтобы читателя не стошнило от этой самой правды! Дай читателю хотя бы одного персонажа, с которым он мог бы себя ассоциировать!

Ничего такого Сенчин делать не хочет. О чем и заявляет вызывающе герой повести «Вдохновение», надо полагать, во многом списанный с автора.

По идее, книги Сенчина должны быть обречены на неуспех. И, надо заметить, в отзывах их частенько ругают. Но одновременно многие и хвалят. Точнее, даже не то что хвалят, а…

Да примерно как я: читают, чтобы получить от произведений Сенчина некую подпитку и пользу. Заряд позитива через негатив. А что еще нужно в нынешних кризисных реалиях? Поскольку же Россия на протяжении всей своей истории периодически окунается в разруху, кризисы и другие беды, которые с высоких трибун стабильно называют «временными трудностями», то можно не сомневаться — книги Сенчина будут востребованы еще не одним поколением читателей.

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня