
Приходится иногда слышать, что, дескать, современная русская литературу в полном упадке. Нет якобы в ней ни произведений запоминающихся, ни писателей выдающихся. Ну, таких, чтобы сердце замирало от одного звука их имени. Чтобы за книгами их гонялись и выстраивались длинные очереди. Чтобы критики ломали, фигурально выражаясь, свои перья, доказывая, кто из них лучше лучшего…
Протестую! Всё вышеназванное у нас имеется. Причем во внушительном количестве. И, надо думать, в прекрасном качестве. Заглянул я тут чисто случайно в т.н. список 45 граждан, принятых одновременно (так!) в ПЕН-центр, и восхитился! Делюсь впечатлениями.
Как вы думаете, кто сегодня может вступить в этот самый ПЕН-центр? Информирую: только граждане, российские и иностранные 18+, «создавшие и опубликовавшие произведения высокого художественного уровня, получившие признание в России и за рубежом…» (дальше там что-то про Устав, но это неинтересно).
То есть если ты — член ПЕНа, то это уже типа тавро, в смысле знак качества. Самый настоящий писатель! А теперь почешите как следует репу, господа скептики: если зараз 45 граждан клеймятся этим тавро, о чем это может свидетельствовать? Правильно! О мощном, да чего там — о мощнейшем! — расцвете отечественной литературы! О внезапной и моментальной вспышке талантов высшей пробы!
Пробежимся по персоналиям. Кого здесь только нет! Вот, к примеру, Набоков. Это, конечно, не тот Набоков, который Набоков, но всё равно впечатляет. Или, скажем, Драгунский. Не совсем тот Драгунский, который Драгунский. Но зато сынишка его, живой, так сказать, персонаж «Денискиных рассказов». Смышлёный мальчуган, надо думать. И тоже сочиняет. Неплохо, поверьте, я сам читал.
А взять Сергея Пархоменко. Нет, это не тот Пархоменко, который Серёга, «Черный бумер, черный бумер…»
Или вот какой-то Бахнов. Кто такой — не знаю. Но опять же, если я кого-то не знаю, он от этого никуда не денется. Наверное, этот Бахнов тоже романы сочиняет. А то и повести, или новеллы. Поди плохо! Ведь иная новелла может целый роман-эпопею перевесить по художественной части. Какая-нибудь там «Смерть в Венеции», допустим. Нет, я не утверждаю, что этот самый Бахнов именно «Смерть в Венеции» написал, это просто для наглядности. И потом: может, он ничего такого еще не создал, но создаст когда-нибудь, в будущем. И получит, как положено по Уставу, «признание в России и за рубежом». Зря, что ли, его в этот ПЕН записали!
А женский, как говорится, пол. Это же самый настоящий цветник! Посмотрите хотя бы на Варвару Горностаеву. Я подумал, что поэтесса. Поискал в Интернете, но стихов не нашел. Зато нашел, что она жена романиста Пархоменко. Но это ничего. Мало ли кто с кем узами брака повязан, что же теперь, расстреливать…
Еще есть в этом «списке 45» Кристина Горелик. Тоже, наверное, стихи сочиняет. Что-нибудь волшебно-лирическое. Очень красивое и печальное, про любовь и одиночество. Я, правда, слышал, что какая-то Кристина Горелик на Радио Свобода передачи ведёт, но это, скорее всего, тёзка: радиоведущих как таковых в ПЕН бы не стали записывать, уверен.
Конечно, кто-то может возмутиться: дескать, книжек этих пенцентровцев в магазинах не видно! А я на это убедительно возражу: «Раскупили!» Потому что не будут же в такую авторитетную организацию, как ПЕН-центр, принимать просто за красивые глазки или за другие заслуги, а не — повторю с удовольствием! - за «произведения высокого художественного уровня, получившие признание в России и за рубежом». Не может такого быть! Там ведь, чтобы приняли, целых две рекомендации требую, от уже состоящих в членах.
И самое главное: даже если бы эти рекомендации никто не требовал, сами-то претенденты разве могли бы претендовать, не зная за собой никаких литературных заслуг? Исключено! Значит, всё так, как рассказано выше. Есть и романы, и новеллы, и даже стихи, да!
А с другой стороны, нет — и не надо. Подумаешь, романы