Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Мнения
12 апреля 2016 21:51

Затхлые задания ВШЭ

Александр Бобров: олимпиада школьников по искажённой литературе

7127

Великая русская литература всегда отражала реальную жизнь страны, грандиозную историю, незаурядного героя, ввергнутого в её стремнину, но проявившего высоты духа. Тем и сильна, и ценна книга для подрастающего поколения. Потому и становится она кладезем подлинного патриотизма. Только привей к ней любовь!

В Большом Кремлевском дворце состоялось 37-е заседание Российского организационного комитета «Победа». Выступая на нём, президент Владимир Путин говорил правильные и возвышенные слова: «Патриотическое воспитание должно быть не только стройной государственной системой, но прежде всего органичной частью жизни самого общества. И только объединив усилия, консолидировав лучшие практики и инициативы, мы сможем вырастить поколения, которые знают свою страну, чувствуют сопричастность её судьбе, к ответственности за ее будущее и главное — верят в нее». Никто, кроме самой российской реальности, не может их оспорить. Никто, кроме чиновников-исполнителей, извратить и опровергнуть…

Как раз в эти же апрельские дни в Курском государственном университете прошла торжественная церемония открытия финала всероссийской олимпиады по литературе. В Соловьиный край прибыли участники из 69 регионов России, они посетили усадьбу А. А. Фета «Воробьевка», прошлись по Курску с посещением литературного музея, где гордятся именами Николая Асеева, Аркадия Гайдара, Валентина Овечкина. Особое место в экспозиции музея отведено выдающимся писателям-фронтовикам Константину Воробьёву и Евгению Носову. Убеждён, что победители региональных олимпиад о таких и не знают. Почему априори сужу? Потому что знаю, какие задания готовит для школьников НИИ Высшей школы экономики, которая по иронии судьбы или дьявольскому замыслу готовит и проводит эти олимпиады по… литературе. Почему, за какие заслуги и откровения? — один министр Ливанов знает. Ну, и мы догадываемся — безраздельная монополия не только на экономическую, но и идеологическую власть.

Деятели из ВШЭ выступают в СМИ по всем вопросам, читают лекции в Госдуме, рулят на совещаниях при спикере Нарышкине даже по поводу филологического образования (!), вот министерство и вручило им олимпиаду. Полная власть над умами! Рулят всё те же ответственные господа: С.В. Волков, М.Г. Павловец, Е.Н. Пенская, А.Н. Архангельский… Кто такие? — только последнюю фамилию (и позицию имярека!) знаю. Но о пристрастиях организаторов и разработчиков, увы, догадываюсь. Опять на региональном уровне русскую литературу в заданиях представляли такие писатели ХХ века: Людмила Улицкая (куда без неё?!), Исаак Бабель, Николай Моршен, Нонна Слепакова, Булат Окуджава — не с военной тематикой, а с замшелой повестью об учителе в Калужской глубинке (ну, если Шамардино с монастырём таковой считать). Какие там Воробьев и Носов! — война почему-то для старшеклассников представлена далеко не лучшим стихотворением Бориса Слуцкого «Бесплатная снежная баба»:

Я заслужил признательность Италии.
Ее народа и ее истории,
Ее литературы с языком.
Я снегу дал. Бесплатно. Целый ком…

Ох, как размашисто! В чём интернациональный подвиг? Оказывается,

…Сволочь и подлец,

Начальник эшелона, гад ползучий,
Давал за пару золотых колец
Ведро воды теплушке невезучей.

А я был в форме, я в погонах был
И сохранил, по-видимому, тот пыл,
Что образован чтением Толстого
И Чехова и вовсе не остыл…

Ну, начитанный политрук «в качестве решения простого в теплушку бабу снежную вкатил» Трудно это зримо представить, но поверим… И что ж — это всё, что можно выбрать у советского классика, у других поэтов славного фронтового поколения? А президент Путин говорит о главном: вере в страну. Да кому ж в ней верить? Может, старшему поколению — хранителям традиций? А вот они каковы в рассказе Улицкой «Гвозди», где говорится о поездке мальчика в глухую деревню. Там не знают тарелок, едят из общей посудины, напоминающей таз, с жадностью набрасываются на гостинцы из города, вообще выглядят уродами: «Одна старуха была ничего, вторая страшная и очень худая и совсем без зубов.

— Это, Серёга, тётушки мои, Настасья и Анна, — сказал отец, — твоего дедушки сёстры. Так что тебе они вроде бабушки…

«Есть у меня бабушка!» — подумал Серёжа с тоской, сразу вспомнил свою красивую завитую бабушку, мамину мать, которая работала бухгалтером в театре и часто водила его на детские спектакли. Он скривился, но ничего не сказал". «Одна бабушка сильно радовалась, а вторая заплакала…».

Ну, конечно, куда им, деревенским, до бухгалтерши из театра… Не менее дикой предстает русская деревня и в рассказе Окуджавы: герой — на всю область (это Калужская область с глубочайшими культурными традициями!) — единственный учитель с университетским образованием, его нянчат, а он ничего собой не представляет, но капризничает, куражится до того, что сам себе обрыдл. Учителя в районе задавлены авторитетом начальства: «Сочилин… бог. К районному заву попасть — событие, а тут к Сочилину взял и вошёл! После Сочилина только и есть что министр просвещения, но это уже мираж, фантазия, а Сочилин свой, областной, недосягаемый». Глупость и просто беспомощность… Смиренно собираются колхозники (ау, кто такие?) на лекцию о Пушкине, безропотно расходятся, когда оказалось, что учитель ничего не знает и лекцию сорвал… Верится в этот нафталинный глум с трудом, но сможет ли школьник-олимпиец свободно судить о бездарном тексте? Ведь и наставник, и он сам подавлены авторитетом «Вышки»: значит, вот такая наша провинция, а вы нам экскурсию по Курску с памятником гению Георгию Свиридову…

Не мог, конечно, не ознакомиться с региональными заданиями, по которым и отбирались победители. Они высосаны из пальца, построены на угадывании или тупом заучивании, на поисках правильных ответов с попутным застреванием в голове сознательных ошибок, нелепостей, искажений. Это такая превратная игра в продвинутость и включение изощрённой соображалки. Вот образцы:

В цитате из стихотворения А.С. Пушкина «Осень» пропущено слово. Заполните пропуск, выбрав «пушкинское» слово из предложенного ниже списка (впишите в таблицу нужную цифру). Руководствуйтесь в своём выборе чувством ритма, логикой описываемой ситуации, степенью стилистической уместности конкретного слова, вашим представлением о характерном авторском словоупотреблении.

И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец ___________проявленьем —
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.

Список слов:

1) волшебным;

2) свободным;

3) печальным;

4) нежданным.

В принципе целых три слова (кроме «печальным») вполне годятся, если не знать точно!!! То есть надо знать наизусть всего Пушкина, как Анна Ахматова? Или просто угадать?

А вот заданьице: 4. Установите соответствия между описанием образа жизни героя и фамилией персонажа. Эта неуклюжая формулировка — «соответствие между образом жизни и фамилией» — уводит в сторону говорящих имен, а подразумевается — просто фамилия героя как таковая, причем пушкинский Савельич — отчество, а не фамилия, или уж надо как единственный раз в повести «Капитанская дочка» — Архип Савельев. Но вы попробуйте отгадать вернейшего слугу по такой «вышкинской» характеристике: «Крепостной человек, стремянный, знаток охотничьих собак и одновременно заботливый воспитатель, неизменный спутник главного героя во всех его приключениях». Ничего себе «приключение» — заблудиться в буран и попасть в плен к Пугачёву, а потом в крепости под пулями стоять и в застенках очутиться (уже без Савельича). Какой филологический примитив и позор!

И наконец, характернейшее задание № 2: «Представьте, что вы — редактор нового издания Пушкинской энциклопедии, адресованной школьникам и студентам. По вашему заказу один из молодых сотрудников редакции написал для энциклопедии статью о стихотворении „К Чаадаеву“. Отредактируйте эту статью…». Дальше — требуется указать ошибки, сказать о прочтениях и интерпретациях, чтобы отредактированная статья не превышала 250 слов. Но каков исходник? «Стихотворение „К Чаадаеву“ обращено к лицейскому другу и однокашнику Пушкина, Петру Яковлевичу Чаадаеву, участнику восстания декабристов 1825 года. Поэтическое обращение к другу начинается с характерных для языка элегии формул („Любви, надежды, тихой славы / Недолго мучил нас обман“), а завершается в стилистике воззвания, открытой политической декларации („Товарищ, верь.“, „…на обломках самовластья / Напишут наши имена!“). С жанровой точки зрения стихотворение можно определить как стансы: оно написано 4-х стопным ямбом, четко разделяется на катрены. Строчка „Звезда пленительного счастья“ из этого стихотворения стала названием одного из самых популярных кинофильмов 1970-х гг. — о судьбе декабристов и их жён».

На этом свалка ошибок и искажений, застревающих в сознании — исчерпана. Возникает первый же вопрос у нормального школьника: зачем дураку или неучу, пусть и молодому, не знающему, что Чаадаев не был участником восстания и не отличающего ямба от хорея, заказывать статью аж в энциклопедию?! Это же просто путь — ВШЭ: лезть во всё непрофессионально и губительно! Кстати, в век информационных технологий только последний дебил может написать такую галиматью, а литератору и редактору совсем не обязательно помнить какие-то частности, мелочи про те же катрены: загляни в инет и сверься. Понимаете, вот это ярче всего и обличает составителей затхлых и пустых заданий, высоко оплачиваемых методистов и организаторов, которые не выявляют таланты, а добивают их собственной необразованностью, казуистикой и формализмом. Кого ж готовят из школьников — патриотов и знатоков или фарисеев и начётников?

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня