
В Канаде буквально через неделю стартует Кубок мира по хоккею. Его давно не было, правда, каждую Олимпиаду сборные с участием игроков из НХЛ играют между собой. Кроме того, своих звезд, в частности Овечкина, Малкина, Бобровского, Дацюка, мы регулярно видим на Чемпионатах мира, а последнего еще теперь и в КХЛ. Поэтому, конечно, интерес к турниру не такой, как был во времена СССР, когда Суперсерии и Кубки мира были единственный возможностью увидеть противостояние двух хоккейных школ — советской и североамериканской.
Сейчас наши хоккейные пиарщики всячески пытаются возродить бренд «Красная машина», именно так называли сборную СССР во времена ее противостояния с канадскими профессионалами. Но, к сожалению, этот бренд уже умер, потому что не стало противостояния школ. Дело в том, что советская хоккейная школа стала историей аккурат с распадом СССР, а сборная России практически полностью состоит из игроков НХЛ или тех, кто там будет играть в самое ближайшее время. Поэтому в принципе сейчас осталась только одна хоккейная школа, то есть североамериканская.
На юбилее легендарного Александра Мальцева как-то при мне зашел разговор о том, за счет чего советская хоккейная школа могла противостоять канадской. Ветераны тогда пришли к общему мнению, что одним из козырей той сборной было катание на льду. Дело в том, что почти все хоккеисты тогда приходили в хоккей шайбой из хоккея с мячом, а катание в этих видах отличается. В итоге некоторого переучивания получилось то самое катание, которое помогало выигрывать у канадских профессионалов.
Тренер сборной СССР на Суперсерии Всеволод Бобров был не только прославленным футболистом и хоккеистом, кстати, единственным в истории капитаном одновременно футбольной и хоккейной сборных, но еще и обладателем Кубка страны в хоккее с мячом. Наверное, для тех, кто знает Суперсерию по фильму «Легенда № 17», надо отметить, что вторым тренером был Борис Кулагин — первый наставник Валерия Харламова. Вот, кстати, еще один плюс нашей сборной — тренеры знали игроков часто с детства, тогда как в Канаде сборная собиралась только перед турниром и в принципе тренерская рука игрокам была не нужна, главное, чтобы не мешали. Ровно поэтому значение тренеров в сборной СССР была намного выше, чем в североамериканских командах.
Однако главная причина появления отечественной хоккейной школы в принципе — закрытые границы. Интересно, что в футболе этих самых закрытых границ не было, наши команды играли на Чемпионатах мира и Европы против действительно лучших из лучших, и, естественно, тренеры привносили передовой опыт на отечественную почву. В хоккее же матчей против профессионалов не было, а на крупных турнирах сборные Канады и США состояли из любителей. Вообще советские хоккеисты впервые увидели канадских профессионалов именно в 1972 году. Таким образом, нам приходилось изобретать велосипед и делать это фактически на базе хоккея с мячом. В итоге получилось так, что канадские тренеры перенимали опыт как Всеволода Боброва, так и Анатолия Тарасова с Виктором Тихоновым. И как только открылись границы, наши хоккеисты помчались на Запад, чем окончательно смешали две хоккейные школы. Вот так «Красная машина» существовать перестала.
Поэтому и статус Кубка мира окончательно превратился в коммерческий и выставочный. Собственно, нужно понимать, что сезон в НХЛ еще не начался, значит, игры сборных для Северной Америки стали неким подобием наших предсезонных сборов.
Сейчас проходят выставочные матчи сборных, и мне довелось увидеть две игры сборной России и Чехии, а также США с Канадой.
Что бросается в глаза прежде всего? Во-первых, то, что североамериканские тренеры сейчас присматриваются к сочетаниям игроков, их взаимодействию, пытаются понять сильные и слабые стороны каждого. Уже перед турниром они, как скульпторы, будут отсекать от камня все ненужное и оставлять нужное. Во-вторых, у команд нет какого-то своего стиля, соответственно, даже никаких наметок на противостояние школ нет. В-третьих, это главный шанс для тех, кто еще не нашел себя в НХЛ. Боссы лиги даже создали специальные молодежную сборную Канады и США, чтобы юным дарованиям не надо было пробираться в основные команды. Да и в нашей сборной, скажем, лучшим пока является Никита Кучеров, которой провел удачный сезон, но пока не имеет контракта в Северной Америке.
Сборную России в Канаду повезет тренерский штаб под руководством Олега Знарка. Он довольно неплохой тренер, правда, для незвездных команд. У него в КХЛ до финала доходило ХК МВД, а потом «Динамо» дважды брало Кубок Гагарина. Собственно, все хоккейные эксперты говорили о чисто тренерских победах. В сборной же он выиграл Чемпионат мира 2014 года, правда, тогда в Белоруссии он был постолимпийским, и серьезный состав туда привезла только наша команда, чтобы реабилитироваться за Сочи. В этом же году в Москве мы вдрызг проиграли полуфинал финнам, у которых в хоккее настоящий подъем. Только Канада не дала им сделать своеобразный хет-трик, а именно выиграть в один год юношеский, молодежный и взрослый чемпионаты мира.
Так вот Знарок — это тренер-диктатор для незвездных команд, в которых игроки подстраиваются под его схемы. По сути, он прямая противоположность нынешним североамериканским специалистам, которые варьируют схемы в зависимости от наличия тех или иных игроков и их готовности. Ничего удивительного нет в том, что в сборную приезжает, скажем, половина того Овечкина, который играет в США, а как использовать его партнера по «Вашингтону» Евгения Кузнецова тренерский штаб, если судить по Чемпионату мира и выставочным играм, просто не знает. Получается, что если у наших основных соперников из США и Канады схем никаких нет, то у нас они вовсю наигрываются. Но, во-первых, за неделю схемы не наиграть, а, во-вторых, сам Кубок мира — выставка игроков, а не тренеров, поэтому им лучше дать больше свободы и не мешать.
Отечественные хоккейные боссы, кстати, решили реанимировать «Красную машину», сделав базовый клуб для сборной. В СССР таковым долгие годы был ЦСКА, а теперь им стал СКА, куда откомандировали работать по совместительству тренерский штаб Знарка. Но только вот какой базовый клуб, если лидерами команды стали уже откровенно доигрывающие Дацюк и Ковальчук, а перспективную молодежь от соблазнов НХЛ никакие большие зарплаты не удержат?
Понятно, что глава ФХР Владислав Третьяк ностальгирует по временам своей молодости, но ее не вернуть, как и «Красную машину». Нужно создавать свою сборную и иметь не отголоски советского хоккея, а современный российский. Он не будет самобытным, но главное в спорте это счет на табло. Поэтому болельщики будут более довольны не фильмам о былом величии нашего хоккея, а красивому счету на табло.