Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения / Религия и общество
13 сентября 2016 14:47

Казус Анны Кузнецовой

Дмитрий Юрьев о светском государстве с православной точки зрения

9752

Какая-то совсем уже похожая на сцены экзорцизма коллективная истерика нашей либерасово чистой публики вокруг назначения Анны Кузнецовой на должность уполномоченной по правам ребёнка вновь актуализировала вопрос о светском государстве. О том, действительно ли «законы светского государства» не допускают назначения на высшие должности «попа, попадьи и поповой дочки». И о том, каким же должно быть государство — с православной точки зрения.

У нас принято слишком просто понимать такие вещи, как, например, «православная Русь» или «христианская цивилизация». Я имею в виду упрощение, которое в конце концов приводит к выводам, никак не соответствующим христианскому вероучению в его самых глубинных основах. Потому что все суждения Христа и Его апостолов о «власти от Бога», царях, поставленных, чтобы блюсти закон и карать преступников, — все эти суждения неразделимы с главным: Царство Моё не от мира сего (Ин. 18, 36).

Да, всё это очень непросто. Для любого верующего веротерпимость невозможна — если он верует правильно, то значит, что другие, верующие иначе — веруют неправильно. А значит, любые попытки декларировать веротерпимость изнутри религий — это скрытая форма языческого синкретизма, когда, как в позднем Риме, молиться и приносить жертвы можно было и Астарте, и Юпитеру, и «Невидимому Богу», про которого что-то знают евреи, ну и, конечно, божественному императору. Вот отказаться от почитания «божественного императора» было нельзя — за это отдавали диким зверям, жгли и распинали. А христиане отказывались подчиняться власти, которой — даже в этом случае — нету «аще не от Бога». То есть не были эти первые христиане веротерпимыми, да и быть не могли. А вот человекотерпимыми были — и молились за своих мучителей, «иже не ведают, что творят». И призывали своих единоверцев подчиняться всем требованиям языческой власти (платить налоги, служить в армии, участвовать в общественных работах, исполнять законы) — за исключением одного требования: отречься от Христа.

Новости партнеров

Здесь, с православной христианской точки зрения, и проходит грань между «Божьим» и «кесаревым». Грань предельно чёткая и ясная. С одной стороны — Царство Моё не от мира сего. С другой — …Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, — как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите (1 Пет 2: 13−17).

Так что мирские дела — для управителей мира сего. Прежде всего в том, что касается «наказания преступников и поощрения делающих добро». Дела Веры — для Церкви как Собрания (Экклесии) всех верующих. Получается — опять же, с православной точки зрения — всё не так уж и сложно. Потому что Церковь требует от своего члена вполне определённых вещей, и прежде всего соблюдения заповедей Христовых, которые никак не противоречат уставам и нормам светского (действительно светского) государства. Другое дело, если «светским» называет себя государство, являющееся на самом деле религиозным (а воинственный атеизм, как и сегодняшний западный «либерал-гедонизм», а тем более наш местный интеллигентский либерасизм — это, конечно, религии, причём самые фанатические и радикальные).

Но вот если исходить именно из традиционного, апостольского понимания государства, не отягощённого опытом византийских «симфоний» или римского «цезарепапизма». Если Церковь ничего не требует от государства — а вот от людей, служащих государству, требует христианского поведения. То тогда получается, что у государства нет оснований вмешиваться в вопросы, связанные, например, с дресс-кодом (например, Православная Церковь — следуя Св. Апостолу Павлу — требует от мужчин входить в храм с непокрытой головой, а от женщин — с покрытой, иудейская религия — наоборот, запрещает мужчинам заходить в синагогу с непокрытой головой, а ислам вообще вмешивается в женскую моду очень жёстко).

Но у государства — тем более если это государство демократическое и либеральное (действующее в интересах большинства и защищающее права и интересы меньшинств) — есть обязанности перед своими гражданами. Обязанности, проистекающие именно из светской природы «Царства от мира сего».

Так, светское государство (в том числе — согласно Конституции — российское государство) не имеет никакого права объявлять ту или иную религию, в том числе атеистическую, общеобязательной, не может навязывать каждому своему гражданину — помимо его воли — государственный атеизм, равно как и государственное православие или государственный ислам. С точки зрения светского государства, имеет значение только одно — гражданство. И гражданские права, которые должны быть защищены, обеспечены и гарантированы властью.

Сейчас можно утверждать совершенно уверенно: большинство населения России определяет себя как православных христиан, большинство приняли крещение. Количество воцерковлённых, регулярно исповедующихся и причащающихся, скорее всего, меньше, но не настолько меньше, как об этом любят твердить либеральные социологи — те, кто ходит в Церковь, знают, что храмы постоянно и по нарастающей переполнены, что в Москве — особенно в спальных районах — в воскресные дни во время богослужений возникает опасная давка, что принесение святынь собирает такое количество верующих (не фанатиков, не маргиналов — это легко увидит любой непредубеждённый человек — а представителей всех слоёв и групп общества), которое не сравнится ни с одним «демократическим» или «протестным» митингом, причём не только сейчас, но и в апогее 1990−1991 гг.

И, конечно же, демократическое светское государство обязано защитить и обеспечить права этой значительной (составляющей большинство населения) группы своих граждан. Все права. Права на обучение и воспитание (в том числе на обучение своих детей основам православной культуры и их христианское воспитание). Права на открытое и публичное высказывание своих взглядов — в том числе по острым общественным вопросам (таким, как аборты, сохранение семьи, сексуальные перверзии и т. д.). Права на реализацию своей свободы совести — в том числе на участие в отправлении религиозного культа в храме. И уж, несомненно, права на труд в любой должности, в любой профессии, по их свободному выбору.

Но то, что понимают под «светским государством» поборники либерасовой чистоты, никак не соответствует принципам либерализма и демократии. То, что они исповедуют — это не светское государство, а государство апартеида, в котором «либерасово чистое» меньшинство загоняет по своему произволу «отсталое», «второсортное», «тёмное» большинство в убогие и нищие бантустаны, оставляя только за собой право решать, как (и каких) учить детей, как (и где) лечить больных, как (и за сколько) продавать товары и услуги — разумеется, в первую очередь обеспечивая первосортным людей первого сорта — себя и своих. А тех, кто в бантустанах, — «православных фанатиков», «вату», «путинистов», «быдло» — обрекая на бесправие, презрение и социально-политическое ничтожество.

Поэтому «казус Анны Кузнецовой» — это вовсе не «законное беспокойство общественности» (которая — заметим в скобках — имеет полное право задавать новому высокопоставленному чиновнику вопросы и даже требовать от него грамотных ответов). Если бы речь действительно шла только о телегонии, прививках, сомнениях в реальности СПИДа и прочем, в чём обвинили Кузнецову, то это была бы совершенно нормальная история, в том числе нормальная для грамотных и ответственных православных (великие современные подвижники — такие, как о. Иоанн (Крестьянкин) и многие другие — не раз возлагали на себя бремя «приведения в чувство» чрезмерно ретивых «борцов с ИНН» и прочих «одержимцев»).

В рамках этой «нормальной истории» можно было бы обсудить те или иные позиции, поспорить о них. Но травля новой уполномоченной по правам ребёнка с самого начала стала ничем иным, как травлей — истеричной, хамской, бесноватой. Травлей — со стороны тех, кто не подвергает сомнению своё право делить людей на «хорошелицых» и «генетических рабов», ходит к экстрасенсам, верит в гороскопы и считает сексуальные извращения, педофилию и свальный грех нормой. Травлей — начавшейся сразу же и только потому, что в первых упоминаниях о новом назначении прозвучали слова «православная христианка», «мать шестерых детей» и «жена священника» (всё остальное «нашли» и присобачили к теме потом).

И вот эта травля раз и навсегда, окончательно и бесповоротно обозначила полный и окончательный разрыв наших либерасистов не только с православным христианством — его они отторгли давно и бескомпромиссно — но и с базовыми принципами демократии, с общепризнанными и закреплёнными в Конституции принципами защиты прав и свобод человека. Со всем тем, что обязано обеспечить и защитить светское государство.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня