От Майдана до Майдана — именно так следовало бы охарактеризовать циклы истории постсоветской Украины. Общественные проблемы вызывают недовольство, власти вместо того, чтобы их решать, уходят в пассивную оборону, в итоге — свержение предыдущего и становление нового режима, который через годы так же уходит в маразм, чтобы уступить место более удачливым конкурентам.
После Евромайдана, казалось бы, ничего не предвещало массовых возмущений. Но затяжная война в Донбассе и отказ от экономических реформ привели к падению рейтингов доверия к власти — президенту и парламенту. Формируется почва для новых протестов.
5 октября на Украине вступил в силу закон «Об исполнительном производстве». Согласно ему, предусмотрена конфискация имущества у граждан за долги по ЖКХ. Для этого достаточно лишь иметь задолженность в 14 500 гривен (порядка 560 долларов), что даёт повод коммунальным предприятиям обращаться в суд. Оказаться должником по такой сумме сейчас в Незалежной не так уж сложно: тарифы на отопительные услуги в 2015 году выросли в 4 раза, а реальные доходы украинцев сократились на одну пятую. В этом году также фиксировался двукратный рост цен на отопление и горячую воду. Причина происходящего, конечно, кроется в резком падении стоимости гривны. Но разве не вызван этот процесс дестабилизацией страны и ведущейся против республик Донбасса войной?
Естественно, нашлись политические силы, которые решили самостоятельно стать бенефициарами сложившегося положения. Юлия Тимошенко объявила о начале массовых акций протеста по стране, появились вбросы со стороны администрации президента о закупаемых палатках для нового Майдана и нанимаемых ветеранах АТО. Согласно исследованиям большинства социологических служб Украины, рейтинг Тимошенко сейчас выше, чем у Порошенко. Случись сейчас досрочные президентские выборы, она с большой долей вероятности одержала бы победу. Вероятно, «оранжевая принцесса» и будет настаивать на досрочных выборах, но пока она увеличивает свой политический актив путем обращения к животрепещущим проблемам. Она была популярна, остается популярной сейчас и намерена увеличить свою популярность в ближайший год. Может быть, это и шантаж, но шантаж сильного, который уверено стоит на своих позициях и требует от власти уступок. Тимошенко в последнее время даже позволила себе критику войны в Донбассе, обвинив Порошенко в том, что он использует конфликт как предлог, чтобы не бороться с коррупцией и не проводить реформы в стране.
В последнее время радикалы во власти выдали ещё одну инициативу — введение виз с Россией и выход из СНГ. Идея принадлежит бывшему сотнику Майдана, а ныне спикеру Верховной Рады Андрею Парубию. Его поддержали Служба безопасности Украины, Государственная пограничная служба и Государственная миграционная служба. Но МВД несколько дней назад высказался в том духе, что данная мера нецелесообразна, так как вызовет массовую миграцию из страны. Всё верно — сейчас в стране полмиллиона безработных (10% от трудоспособного населения). Это официальная цифра, в реальности всё, наверняка, сложнее. Но и этот показатель мог бы оказаться для Киева куда хуже, закрой он границу с Россией и запрети украинскую миграцию в РФ. 4 миллиона украинцев работают в России, полмиллиона из них находятся на территории нашей страны нелегально. И что, Киев намерен водворить их обратно к себе, не предложив работы? Чистое самоубийство.
Пожалуй, если визы введут, то это приведет сразу к двум последствиям: появится ещё один мощный очаг недовольства и произойдет снижение численности населения страны на несколько процентов. Самое время вспомнить идею об упрощенной выдаче паспортов жителям Украины, которые после этого, вращаясь в российском культурном пространстве, станут русскими. Заодно решится вопрос с дешевой рабочей силой в самой России.
Но курс украинских властей, обращенный вовне страны, а не вовнутрь, продолжается. Протестные настроения сейчас ниже, чем на рубеже 2013 и 2014 годов, но выше, чем во второй половине 2014 и 2015 годах. Средняя заплата по стране — 160 долларов, и это явно не то, чего ожидали сторонники евроинтеграции. Выходившие на улицы два с половиной года назад долгое время были дезориентированы, но сейчас началось осмысление ситуации. Падение уровня жизни вместо обещанного европейского рая вынуждает кого-то эмигрировать, а кого-то — включиться в поддержку критикующих режим. Даже несмотря на то, что они, как, допустим, сама Тимошенко, приложили руку к «революции достоинства». Правда, есть риск, что возобновится игра «кто настоящий патриот», и власть с новой оппозицией в пылу соревнования выдаст какую-то глупость, которую ни Европа, ни США вытерпеть уже не смогут.
Нынешний режим на Украине изначально получил большой кредит доверия как со стороны Запада, так и собственно украинцев. Но за два года существенная его часть была растрачена. Угроза режиму кроется справа, но скорее не со стороны людей Яроша, Тягнибока и Билецкого, к слову, создавшему собственную партию «Национальный корпус» — политическое представительство батальона «Азов», которые сами по себе не имеют массовой поддержки, а со стороны той же Тимошенко, для которой боевики станут новой пехотой. Они так же, как и Юлия Владимировна, недовольны ходом войны, им претит отказ Порошенко от «последнего и решительного» боя с «российской оккупацией», и на этих настроения Тимошенко, зарекомендовавшая себя защитницей слабых и угнетенных, вполне способна перевернуть украинскую шахматную доску, спровоцировав ещё один Майдан.
То, насколько серьезна Юлия Тимошенко в своих планах относительно Украины, станет ясно в конце октября, когда в Киев приедет миссия МВФ. Именно к её приезду оппозиционерка готовит массовые акции протеста.