
Пока российским туристам въезд в Египет не рекомендован, страну пирамид обживают российские военные. Именно обживают. Нога русского солдата не ступала на египетский песок с 70-х годов прошлого века. В те годы группа советских военных советников в Египте доходила до 20 тысяч человек личного состава. СССР использовал пять египетских морских портов и восемь аэродромов, шесть из которых находились под полным контролем советских военных. Сейчас же, по слухам, Россия и Египет ведут переговоры о создании как минимум одной российской военной базы. Якобы Москва намерена арендовать бывшую советскую базу в Сиди-Баррани. И хоть президент Египта ас-Сиси заявил, что ни о какой базе речи не идет, не бывает дыма без огня.
По крайней мере, совместные учения египетские и российские военные уже проводят. И название учений говорит само за себя — «Защитники дружбы». Надо понимать, что название это согласовано Египтом и Россией. А это значит, обе стороны хотели, чтобы слово «дружба» услышала третья сторона. И хоть мы понимаем, что во внешней политике «дружба» означает «интересы», сути происходящего это не меняет. Интересы России и Египта, пожалуй, впервые с 60−70-х годов прошлого века вновь совпали. Тогда мы ушли из Египта, потому что с приходом к власти Садата страна резко поменяла политический курс. Сейчас происходит обратный процесс. У цивилизованного человечества появился общий враг — терроризм. Египет сейчас определяется, выбирает, вместе с кем вести борьбу с террористами. И США как союзник, по мнению Каира, сильно проигрывают.
Отношения между Египтом и США уже не столь прочны и в данный период отчасти напоминают отношения между США и Турцией. Как и в Турции после попытки госпереворота, в Египте после «арабской весны» и прихода к власти исламистов, у части элит произошло прозрение. Именно к этой части относится фельдмаршал ас-Сиси, который в 2013 году отстранил «Братьев-мусульман» * от управления государством, а затем сам возглавил страну. Египет за период правления исламских радикалов в полной мере убедился, к чему приводят игры в демократию, которые устраивают США то в одном, то в другом государстве региона. К счастью, страна с честью вышла из кризиса, сохранив государственность и светский режим. Но к Штатам прежнего доверия теперь нет.
В Вашингтоне это осознают и всячески стараются удержать Египет под своим контролем. Вот, допустим, если переговоры о военной базе — это достоверный факт, то кто допустил утечку? Явно, не Россия. Нам невыгодно сливать информацию о секретных переговорах, если таковые на самом деле ведутся. Ведь это может негативно повлиять на их исход. Значит, кто-то (догадайтесь с трех раз, кто) не желает, чтобы переговоры имели успех. Но даже если это утка, к чему пока склоняется большинство экспертов, она тоже точно не российского производства. Зачем нам рассказывать о том, чего не будет? А вот Запад, обеспокоенный и даже напуганный налаживающимся сотрудничеством между Египтом и Россией, таким образом может пытаться помешать.
И вообще, не был ли уничтожен российский самолет над Синаем специально с той целью, чтобы отношения между нашими странами ухудшились? Может, тот теракт — не инициатива исламистов? Может, не террористами он был взорван? Точнее так: может, кто-то подсказал террористам, что надо именно этот самолет сбить?
Ас-Сиси выстраивает на международной арене многовекторную политику. И укрепление военно-технического сотрудничества с Россией в целях борьбы с терроризмом как раз в русле этой политики. Потому так заерзали за океаном. Особенно когда увидели, как Египет и Россия после теракта, унесшего жизни многих россиян, вместе переживали боль утраты. Трагедия нас не поссорила, а, возможно, даже сблизила. И российские туристы вскоре, конечно, вернутся в Египет. Потому наши десантники и осваиваются сейчас в этой стране. Чтобы в случае чего быстро прийти на помощь.
Автор — зам. директора Национального института развития современной идеологии.
* «Братья-мусульмане» — террористическая организация, деятельность которой в России запрещена решением Верховного суда РФ от 14.02.2003.