Противно писать о новом кадровом провале в правительстве, но поделиться своим мнением побудило признание растерявшегося премьер-министра Дмитрия Медведева: «Задержание министра Улюкаева — это тяжелое событие и для власти, и для правительства. Это за гранью моего понимания». Почему за гранью? Только потому, что плохо изучает кандидатов на важнейшие посты, незнамо чем руководствуясь, не советуется с психологами, с профессионалами из компетентных органов — раз! И ничего не читает — от умного критика Игоря Дедкова, который работал вместе с Е. Гайдаром и А. Улюкаевым ещё в журнале «Коммунист» до виршей своего подчинённого — два! Ведь пишущий стихи (и широко публикующий их) человек — весь как на ладони! Писание с саморазоблачением захватывает графомана пуще пьянства, и все его сокровенные проговорки — на языке, на мониторе. Никакого Фрейда с его примитивной теорией не надо. Посмотрите министерский завет — это вам не Тарас Шевченко какой-нибудь: «Як умру, то поховайте…». Тут всё целеустремлённо и приземлённо:
Поспорить с медициной,
Могильщиков надуть,
Оставить что-то сыну
Пред тем, как кануть в муть…
То есть уйти в небытие. И он старался «оставить»: только в декларации за прошлый год указал 60 млн. дохода, 15 га дорогих участков земельных, особняк, квартира, иномарки. А тут еще и 2 миллиона долларов вспыли.
На официальном сайте Роспечати ещё в прошлом Году литературы решили рекламировать стихотворчество министра Улюкаева. Сообщили, что «Алексей Валентинович выступает в качестве поэта регулярно, и в журнале «Знамя» у него вышло аж шесть (!) подборок. Пусть теперь журнал криминальный очерк опубликует о своём любимом авторе. Многие его строки были не только корявы, но очень симптоматичны.
Когда слизнет тебя с кровати
Слизняк бессонницы слепой,
Что кутаться в халат на вате,
В подушку падать, как в запой…
Вот ещё характерный перл:
Довольно климат виноватить!
Он подневолен, как и я.
Его штыком, киркой, лопатой
Ковала данность бытия…
«Данность бытия» ковала климат штыком? Бред! И никто не сказал: «Покажите язык, голубчик…». Теперь остаётся надежда, что Улюкаев и впрямь станет «подневолен», как климат, и даже поработает киркой и лопатой. Глядишь, вернётся на землю, протрезвеет и придут реалистичные, внятные стихи…
В одном из интервью Улюкаев объяснял свою методику работы, свой подход к проблемам: «Перечитываю — уже который раз! — „Робинзона Крузо“. Там есть место, которое всегда актуально: когда Робинзон обнаруживает, что он на необитаемом острове, он составляет баланс плюсов и минусов. Это образец антикризисной повестки и антикризисного плана». Речь идет о следующем фрагменте бессмертного романа: «Порою на меня нападало отчаяние, я испытывал смертельную тоску, чтобы побороть эти горькие чувства, я взял перо и попытался доказать себе самому, что в моем бедственном положении есть все же немало хорошего. Я разделил страницу пополам и написал слева „худо“, а справа „хорошо“, и вот что у меня получилось»…
Я тоже разделил после ночного задержания горе-поэта страничку пополам на «худо» и «хорошо». В первом столбце столько всего уместилось! От бездарной экономической политики правительства и самого Улюкаева с его бредовыми стихами до уголовного дела и никчёмной информационной политики ТВ. Мы ведь не слышим в так называемых аналитических программах обсуждения кричащих российских проблем, объяснения причин и следствий провальной политики и повальной коррупции. В графе справа — совсем короткая запись: хорошо, что кто-то зарвавшийся иногда попадается. Теперь интернет переполнен разными версиями.
Критик Вадим Дементьев написал мне: «Александр Александрович! Я прочитал многие стихи Алексея Улюкаева, мы так привыкли к стихотворному бреду графоманов, что он на этом фоне — не хуже и не лучше… Но тут есть одна вещь, о которой мы в одну дуду пишем. Вернее, имеются два варианта. Всё, что произошло, это анормально (так и кажется). Даже следователи удивлены. Ведь, он, зараза, знал, что за ним следили. И он буквально преследовал „Роснефть“, чтоб ему дали откат… И вот два варианта: либо он действительно с ума сошел, либо в этой компании у них так принято, само собой всё разумеется… А какие еще разумные объяснения?».
Не знаю, у меня разумных — нет. Как писал наш подневольный герой:
Застенки, стеньки, разные емельки —
Кто на печи, кто в заячьем тулупе.
Страна большая, только глянешь мельком —
И в ступор.
Мы с Дмитрием Медведевым — оба в ступоре, но по прямо противоположным поводам…