Кандидат на пост госсекретаря США Рекс Тиллерсон свою речь в Сенате обильно уснастил выпадами против России. Правда, не истеричными конспирологическими обвинениями в духе демократов, а указаниями (по пунктам), где активность России противоречит интересам США. Таким образом, речь может оказаться в дальнейшем планом конструктивного диалога.
Но по форме это, все же, русофобия.
Зачем Тиллерсону, который экономически тесно связан с Россией и неоднократно призывал к снятию санкций, вдруг менять позицию? Тут впору вспомнить, что Тиллерсон связан еще и с Китаем. И что в его речи Китаю уделено не меньше негатива, чем России. На самом деле, все складывается: ведь это речь в Сенате! Сенат должен утвердить кандидатуру Тиллерсона, предложенную Трампом. В Сенате у республиканцев — лишь незначительное большинство. К тому же, далеко не все республиканцы симпатизируют Трампу. А многие являются русофобами до мозга костей. Так что, Тиллерсону приходится плясать перед сенаторами ритуальный «танец посвящения в русофобы» (а заодно — и в китаефобы). Просто чтобы как-то дистанцироваться (на уровне болтовни) от своих коммерческих партнеров.
Заодно Тиллерсон предложил Госдепу удобную формулировку, позволяющую болтать языком, как угодно, но избегать при этом опасных заключений: мол, мы осуждаем Россию за действия в Сирии, но для квалификации этих действий в качестве военных преступлений еще нет доказательств. Госдеп радостно подхватил спасительную идею и теперь демарш Керри (когда тот заговорил именно о «военных преступлениях») трактуют именно в этом ключе. Мол, бедолагу Керри не так поняли… Обычная отмазка, да. Но она успешно превращает назревший было дипломатический конфликт в обычный идеологический пшик.
Трампу и самому пришлось сплясать, поддержав безумные разговоры о «русских хакерах». Но поддержав, разумеется, также на уровне пшика. И точно такой же танец посвящения в русофобы сплясал перед Сенатом трамповский кандидат на пост главы ЦРУ.
А вот о реальных планах Трампа можно судить, например, по тому, что в Трамп-тауэр заметили Марин Ле Пен.
Понятно, что сейчас Трамп «все отрицает» и пляшет перед Сенатом. Но на самом деле пока нет смысла опасаться, что курс Трампа и его администрации будет антироссийским. Скорее, следует опасаться действий Сената и Конгресса. Здесь возможны варианты — вплоть до полного кризиса и импичмента.
Сможет ли Трамп как-то «подмазать» или запугать Сенат и Конгресс? У «традиционных» политиков это не получалось. Разве что, во времена маккартизма, когда любого, чуть что, можно было обвинить в «коммунизме». Но маккартизм пришел в США на плечах кризиса. Сейчас Трамп планирует как раз превентивные антикризисные меры, так что методы в духе маккартизма использовать едва ли сможет (и едва ли захочет).
Но Трамп — вовсе не «традиционный» политик. Он действует не политическими методами, а методами бизнеса. В этом его стиль. И если политика США стремится к кризису, то о бизнесе этого не скажешь. Как подходы Трампа проявятся конкретно? Будем смотреть. Хотелось бы добавить: «запасшись попкорном». Но этого я добавлять не буду. Потому что все, о чем я сейчас говорю, происходит не на другой планете. И непосредственно коснется нашей страны.