Откажется ли государство от системы страхования вкладов?
Думаете в заголовке метафора? Как бы ни так — всё буквально. Перефразируя поэта: О сколько нам изобретений чудных (ударение здесь по желанию) готовит неуёмный зуд! Нет, я допускаю, что на «поющем» унитазе (совместное творчество японских компаний Matsushita и Inax) «думается» гораздо легче. А дезодорант «антипердунчик» (крепится к трусам, автоматически срабатывая при выделении газов, о «шумоизоляции» сведений нет) способен улучшить если не впечатление, то хотя бы воздух.
Я даже не против детского горшка с сигнализацией, которая срабатывает после каждого использования емкости по назначению, хотя ночью подобное «светопреставление» вполне может вызвать у родителей нервное заикание. И только одного понять и принять не могу — на фига собаке часы?
Запатентованный (№ 5023850) в США механизм надевается на лапку пса и показывает особое, собачье время, умножая каждую секунду, минуту и час на семь, переводя исчисление в человеческую плоскость. Америку можно поздравить: скоро там, действительно, каждая сука будет ориентироваться не по инстинктам, а по часам. А потом местные козы запросят баян, а рыбы — зонтик…
Откажется ли государство от системы страхования вкладов?
А как вам скачущий парик? На маленькой кепке установлена пружина, и стоит нажать крохотную кнопку, как парик вместе с кепкой подпрыгивает и танцует в воздухе оригинальный танец. Продюсер Пригожин точно б оценил.
Или запатентованное в той же Америке «устройство для пинков». Знай себе крути специальное колесо, да «пятой точкой» поворачивайся. Видимо, у янки получить по заднице — бо-о-ольшая проблема. В общем, от «большого ума» импортные изобретатели изгаляются на все лады. А может, просто с жиру бесятся. Зачем мне автоматический насыпатель сахара в кофе, если я предпочитаю горький? А автомобильный туалет, где сливной бачок установлен прямо над креслом водителя? Точно — с жиру бесятся!
Иное дело — Россия, где мозгом шевелят либо по необходимости, либо для понтов. Причем, традиция — голь на выдумки хитра — давняя. Среди идей ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности) порой такая экзотика попадается… К примеру, в 1861 году титулярный советник Федор Илиш, видимо в честь отмены крепостного права, придумал, как превращать мясо в… шоколад.
Современные Кулибины по оригинальности тоже не отстают. Представьте себе герметичную упаковку, заполненную инертным газом, для лучшего хранения банного веника! Теперь возьмем кусок мыла. Но не обыкновенного, а безотходного, защищенного российским патентом № 216187 и одобренного Всемирной организацией интеллектуальной собственности.
Москвич Виктор Лескин решил-таки проблему, над которой человечество билось десятки лет — как избежать обмылков. Вопрос встал перед ним в полной остроте сразу после рождения сына. Зарплату тогда задерживали, на памперсы денег не хватало и, стирая пеленки, Виктор поневоле обратил внимание на то, что это гигиеническое дело съедает слишком много мыла: два дня — кусок. «Кроме того, оставалось много обмылков. Я пробовал их скреплять для повторного использования — неудобно, выскальзывают, — вспоминает Лескин.- И я задумался».
То был пролог «мыльного сериала», растянувшегося почти на 15 лет. Все это время изобретатель тщательно размышлял над своей «Санта-Барбарой», но решение ускользало. От отчаяния Виктор уже морально приготовился использовать опытные образцы по назначению — намылить веревку — как вдруг на него снизошло озарение. Опустим подробности и чертежи, суть в следующем. Обмылок помещается в своеобразный «узел крепления», сконструированный настолько хитро, что крути-верти, кусочек не соскользнет. Естественно, пресловутый «узел» тоже из мыла. Улавливаете полет мысли? Неизбежный остаток вкладывается в следующий футляр, потом в следующий и так далее. Получается полностью безотходный цикл.
Между прочим, среднестатистический обмылок весит 10 грамм, ежегодная потребность человека в мыле — примерно 30 с лишним кусков, население России более 140 млн. человек. По самым грубым подсчетам, каждый год здесь на помойку отправляется десятки тысяч тонн мыла. Алчные янки уже прикинули — если изобретение Лескина применить в Америке, можно «наварить» сотни миллионов долларов! У нас же, как обычно, не торопятся. Все «пузыри пускают», дескать, зачем? Не будет обмылков, упадут объемы продаж мыла. И тут возникает главный вопрос: кто, а главное, почему тормозит прогресс?
Ведь даже многовековая мечта ленивого человечества — вечный двигатель, вполне осуществима. Никакой фантастики. Наша жизнь коротка, и любое устройство, способное функционировать 100 и более лет, вполне может быть зачислено в разряд вожделенных машин. Такие «вечные двигатели» (в кавычках, так как рано или поздно они все-таки останавливаются) известны уже давно. Например, радиевые часы. Период активности радия составляет полторы тысячи лет. Если бы такие часы запустили еще в эпоху Киевской Руси, они бы и сейчас показывали точное время. Но, повторюсь, где же все эти «прорывные» изобретения?
Согласно данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности России, из всех выдаваемых патентов до прямого внедрения и использования доходит лишь процентов 20−25. И проблема тут не только в бюрократической неповоротливости чиновников или бестолковости самих изобретений. Даже самые безобидные придумки, вроде безотходного мыла, способны поставить под удар чьи-то коммерческие интересы (см. выше). А что будет, если мир, к примеру, вдруг перейдет на альтернативное топливо?
Рухнет экономика целых стран, разорятся автомобильные гиганты, не поздоровится и военно-промышленному комплексу. Не зря существует устойчивое мнение, что нефтяные монополии специально глушат всю информацию о передовых научных разработках, до последнего оттягивая свой неизбежный конец. Иначе как объяснить, что машины по-прежнему заправляются по старинке, хотя еще в 70-х годах прошлого столетия успешно испытывались электро- и солнцемобили, которые запросто разгонялись до 150 км в час. Ну и где они? Подразумеваю не отдельные начинания, вроде «Теслы», а массовый сегмент.
Первые последствия программы реновации жилья?
А дороги… Нашелся умник, предложивший революционную технологию так называемых струнных магистралей. Опуская подробности, скажу одно: если бы ее применили, то Подмосковье покрылось бы целой сетью современных автобанов, позволяющих мчаться с огромной скоростью. И это при том, что сооружение подобных шоссе обошлось бы в сущие копейки по сравнению со строительством того же МКАД. Об изобретении доложили по инстанциям, но вскоре «дорожный гений»… погиб в автомобильной катастрофе.
Боже упаси, никаких параллелей и перпендикуляров, хотя случаи с таинственной гибелью или просто исчезновением талантливых изобретателей отнюдь не единичны. Люди всегда сопротивлялись новшествам — из страха, неверия, корысти, а то и просто ослиного упрямства. Может, время еще не пришло?