Керенский и Горбачев: как повторилась трагедия русской истории
«Все знают», что в Америке демократия, в том числе и потому, что там чередуются представители высшей власти. Прежде всего — президент, избираемый на четыре года. Правда, последний раз такое было аж четверть века назад с Джорджем Бушем-старшим, все его последователи «сидят» не менее двух сроков подряд, к тому же можно ли назвать «сменой власти» Джорджа Буша-младшего — ну да, не важно. Пусть хоть в 8 лет, но, тем не менее — новое лицо.
С другой стороны, независимо от жильца Белого дома на данный момент, принципиально политика США не обновляется, как если бы у нас Хрущев, а потом Брежнев и остальные продолжали бы гнуть сталинскую линию.
Чем ещё хороша такая «демократия» — так это полным уходом от ответственности. Ну, вот признано и даже на международном уровне, что война в Ираке началась под надуманным предлогом. Например: «Нет никаких сомнений в том, что деяния этих людей являются международными преступлениями», — заявил Столе Эскеланд, профессор уголовного права в Университете Осло. Тем не менее, главный инициатор спокойно катается на велосипеде в Техасе и будет кататься дальше. Впрочем, здесь это тоже не суть, ведь мы говорим исключительно о ротации власти в США.
Керенский и Горбачев: как повторилась трагедия русской истории
Опять-таки «все знают», что влияние американского президента не безгранично. Большую роль играет парламент США, состоящий из двух палат: Верхняя — Сенат и Нижняя — Конгресс. Для нас — это собрание каких-то дядей и тётей, а меж тем они способны — и теоретически и практически — объявить нам войну, игнорируя согласие Верховного Главнокомандующего (если наберут 2/3 голосов). При угрозе «общественной безопасности» имеют полное право отменить «Хабеас корпус» (презумпцию невиновности) в самих США, или попросить «на выход с вещами» временного хозяина Белого дома (импичмент). Что уж говорить про разную «мелочь», вроде определения финансовой политики государства, или назначение судей. И совсем молчу про прямые обязанности — принятие законов и ратификацию международных договоров. Думаю, вы уже поняли, какая сила эти «дяди и тёти».
На первый взгляд всё логично — парламент уравновешивает лидера. А в чём-то даже «перевешивает» — президентский пост один и ограничен по времени. Зато в Сенат можно избираться сколько угодно и неизвестно, что выгоднее партии в целом — большинство среди «старейшин» (перевод Сената с латыни), или президент «в меньшинстве».
Однако, по той же логике, если говорить, что в США существует «сменяемость власти», то и Штатные парламентарии должны меняться. Тем более они — выбираются. Посмотрим же на практике, как сие происходит.
Здесь список Верхней палаты (про конгрессменов поговорим как-нибудь отдельно) 114 созыва. По заведённому порядку, сенаторы США (два человека от каждого штата) избираются на 6 лет. Но выборы происходят чаще, чтобы «старейшины» ротировались не сразу все, а постепенно — их разделяют на три класса. Отсюда получается, что каждые два года Сенат США должен обновляться на треть состава. Так, должен? Или реально обновляется?
Наверное, в любом парламенте мира существуют свои «долгожители», являющиеся определёнными брендами, вроде нашего Жириновского. Поэтому почти нет вопросов к ветерану Вьетнамских войн и российскому «большому другу» Джону Маккейну, сенатору от Аризоны с …3 января 1987 года. Хотя без малого 30 лет в одном кресле. Но Маккейн вовсе не один такой герой. Пробежимся по остальной «молодёжи» в хаотическом порядке, ибо нас интересует только количество времени, проведённого в Сенате. Проверим на «сменяемость».
Джефф Сеншс (Jeff Sessions), республиканец от Алабамы — с 3 января 1997 года (19 лет);
Лиза Энн Меркауски (Lisa Ann Murkowski), республиканка от Аляски — с 20 декабря 2002 года (14 лет);
Диана Файнштеин (Dianne Goldman Berman Feinstein), демократка от Калифорнии — с 10 ноября 1992 года (24 года);
Барбара Леви Боксер (Barbara Levy Boxer), демократка от Калифорнии с 3 января 1993 года (23 года);
Томас Ричард Карпер (Thomas Richard Carper), демократ от Делавэр, с 3 января 2001 года (15 лет);
Чарльз Патрик Робертс (Charles Patrick Roberts), республиканец от Канзас, с 3 января 1997 года (19 лет);
Митч Макконнел (Mitch McConnell), республиканец от Кентукки, с 3 января 1985 года (31 год);
Дэвид Виттер (David Vitter), республиканец от Луизианы, с 3 января 2005 года (11 лет);
Сьюзан Маргарет Коллинз (Susan Margaret Collins) республиканка от Мэн, с 3 января 1997 года (19 лет);
Барбара Энн Микульски (Barbara Ann Mikulski) демократка от Мэриленд, с 3 января 1987 года (29 лет);
Тэд Кокран (William Thad Cochran), республиканец от Миссисипи, с 27 декабря 1978 года (38 лет);
Гарри Мейсон Рид (Harry Mason Reid), демократ от Невады, с 3 января 1987 года (29 лет);
Боб Менендес (Robert «Bob» Menendez), демократ от Нью-Джерси, с 18 января 2006 года (10 лет);
Чак Шумер (Chuck Schumer), демократ от Нью-Йорка, с 3 января 1999 года (17 лет);
Рональд Ли Уайден (Ronald Lee Wyden), демократ от Орегон, с 3 февраля 1996 года (20 лет);
Джон Фрэнсис Рид (John Francis Reed), демократ от Рой-Айленд, с 3 января 1997 года (19 лет);
Эндрю Ламар Александер (Andrew Lamar Alexander), республиканец от Теннесси, с 3 января 2003 года (13 лет);
Джон Корнин (John Cornyn), республиканец от Техас, с со 2 декабря 2002 (14 лет);
Патриция Линн Мюррей (Patricia Lynn Murray), демократка от Вашингтон, с 3 января 1993 года (23 года);
Майк Энзи (Michael Bradley Enzi), республиканец от Вайоминг, с 3 января 1997 года (19 лет);
Патрик Лихи (Patrick Leahy), демократ от Вермонта, с 3 января 1975 года (41 год).
Конечно, здесь не вся сотня современных американских «старейшин» — полный список можете самостоятельно изучить на официальном сайте Сената США. Но и приведённых достаточно, чтобы понять — знаменитая сменяемость власти за океаном не такая уж и «сменяемая». Тэд Кокран — американский парламентарий из Миссисипи с 38-летним стажем и Патрик Лихи из Вермонта (41 год на Капитолийском холме) не дадут мне соврать. Они ещё Брежнева помнят!
Скандальное интервью нобелевского лауреата призвано подстегнуть российское «кормление» Белоруссии?
Справедливости ради стоит отметить, что иногда появляются в Верхней палате США и «свеженькие». Ну, как «свеженькие»? Вот, к примеру, Салливан стал сенатором от Аляски всего-то 3 января 2015 года. Зато до этого он был генеральным прокурором той же Аляски, перед «прокурорством» работал помощником Госсекретаря, а ещё до этого служил в администрации президента США. То есть, явно не из «низов» человек поднялся.
Или ещё один относительно молодой сенатор, как явствует из самой фамилии — Роберт Патрик «Боб» Кейси-младший, сидящий в кресле от Пенсильвании «каких-то» 9 лет. А кто «старший»? Правильно — папа был губернатором Пенсильвании до 1995 года. А знаете, как складывалась карьера сына? В 1997—2005 годах — Главный аудитор Пенсильвании. В 2005—2007 годах — Главный казначей Пенсильвании. После — Сенат США от Пенсильвании.
Но ведь Его величество — ВЫБОРЫ? Они есть и, представляете, насколько кристально чистым и честным надо быть, побеждая, например, четырежды подряд? А теперь послушаем бывшего мэра Нью-Йорка Джулиани: «Я знаю это не понаслышке от людей в районе Кэмден (Нью-Йорк). Когда я баллотировался в мэры Нью-Йорка впервые, некоторые люди голосовали по восемь и десять раз. Когда я баллотировался во второй раз, то мы вывели наружу пожарных и полицейских, чтобы они переписывали номерные знаки автобусов, возивших людей для неоднократного голосования». (В России подобное называют «карусель»).
Кстати, в пылу рассказа Джулиани сам не заметил, как подставился с «выводом пожарных и полицейских», использовав пресловутый «административный ресурс». В общем, вы поняли — кроме «кристальной чистоты и честности» на выборах в США тоже имеются «варианты».
Да, НО конкуренты по политической борьбе, которые «не дремлют» и «всегда готовы вывести на чистую воду»? То есть вас по-прежнему не смутило, почему в свое время Трампа не поддерживали ни Республиканская, ни Демократическая партии? Тогда повторяю, что надо сделать для победы «плохого кандидата». Провести ему в пару ещё худшего.
С кем, как не с конкурентами-демократами договариваться о «размене» локальных битв на местах, вроде: вы уступаете здесь, мы, выдвигая «слабачка», отдаём округ там. Факт очевиден — все вменяемые «партайгеноссе» Трампа, в конечном итоге, «слились» в пользу него. Тем самым, подыграв соперникам-демократам. Как в 1996 году в России — с одной стороны: «Купи еды в последний раз!». С другой: «Голосуй сердцем!». Вместо того чтобы «голосовать разумом» за другого кандидата…
Впрочем, что за печаль нам до нынешних вывертов очередного временного президента США, когда большая часть американской власти принадлежит тамошнему парламенту. И как показывает практика — постоянному, несмотря на «сменяемость».