Запад «незалежной» проигрывает битву с бытовыми отходами

«Сразу после амбициозного визита в США ожидаем президента Украины в Брюсселе», — говорится в сообщении на Facebook-странице представительства Украины при ЕС, появившемся вечером во вторник.
Очевидно, это связано с проходящим там 22 июня саммитом лидеров стран ЕС, пишет украинский еженедельник «2000». Но почему о поездке стало известно буквально в последний момент? Ничего пока не известно и о программе визита. Возможно, главная причина визита в том, что «во время дебатов 22 июня страны Европейского Союза обсудят продление санкций против России. Официально санкции продолжат через несколько дней после решения». Об этом в Twitter сообщил брюссельский корреспондент «Радио Свобода» Рикард Йозвяк.
Однако, похоже, «не все так однозначно». Еще в конце апреля агентство Reuters распространило сообщение, что «лидеры ЕС поддерживают санкции, но не все делают это с „прежним рвением“». «Среди самых убежденных сторонников возобновления санкций — Швеция, страны Балтии и Польша, голос которых ослаблен решением Великобритании покинуть ЕС», — писало агентство. К числу менее убежденных относятся Италия, Греция, Кипр, Венгрия, Испания и Болгария, которые утверждают, что три года санкций так и не смогли поколебать Москву, потому они хотели бы восстановить деловые связи.
Запад «незалежной» проигрывает битву с бытовыми отходами
Очевидно, это страны, о которых говорил бывший вице-президент США Джо Байден еще в сентябре минувшего года. «Украина должна выполнить обещание провести политические и экономические преобразования, в противном случае Евросоюз может отменить санкции против России… В Европе преобладают такие настроения: «Эй, до смены президента она (Украина) все равно принадлежала России. У них была своя марионетка. Какая разница? Какая, к черту, разница? Зачем вы заставляете нас участвовать в этих санкциях?» Я никогда в своей карьере не видел Европу такой неуверенной, как сейчас.
Мы знаем, что если они дадут повод ЕС, есть как минимум пять стран, которые прямо сейчас готовы сказать: «Мы больше не хотим участвовать в санкциях против Москвы». Поэтому мы чрезвычайно давим на каждого в Европе, по крайней мере, давили доныне… Наша задача — чтобы каждая сторона сделала свою работу в назначенный (по дорожной карте) час, чтобы если Украина совершит ошибку (а они их совершают), Европа не могла сказать, что это не работает из-за Украины".
Теперь, судя по всему, давления из Вашингтона нет, а эти «пять стран» никуда не делись, так же, как и «ошибки», которые совершает Киев и на которые вынуждены обратить внимание, пусть и чисто формально, ведущие западные партнеры.
Месяц назад в Москве премьер-министр Италии Паоло Джентилони заявлял: «С нашей точки зрения — и мы настаивали, и будем настаивать на этом в рамках Евросоюза и НАТО, — не может быть автоматизма в механизме продления этих санкций. Необходимо, чтобы состоялось серьезное обсуждение этого вопроса. Безусловно, сохраняя цель поддержания единства Евросоюза и Североатлантического альянса, потому что раздельно ничего не добиться… Но помимо этого единства, мы должны принимать в расчет то, как развивается ситуация на земле в рамках украинского кризиса.
Если выполнение Минских соглашений остается нашей целью, мы должны ясно друг другу сказать, как обстоят дела. Поэтому никто не должен думать, что Италия в одиночку пойдет против мнения своих союзников, но никто не должен думать также, что решения, подобные решениям о санкциях, могут приниматься на автопилоте, без детального обсуждения реальной ситуации".
На то, что возможны проблемы с продлением санкций, указывает и заголовок сообщения о переговорах президента Украины с Ангелой Меркель 20 мая на его интернет-портале: «Если Минские договоренности не будут выполняться, то с высокой долей вероятности санкции ЕС будут продолжены, — президент по результатам переговоров в Германии».
Не будем особо придираться к «мы договорились» — то, что санкции будут сняты лишь при условии полного выполнения Минских соглашений, давно является официальной позицией ЕС в целом и Германии в частности. Показательно другое: что по итогам переговоров с лидером Германии Петр Порошенко сказал лишь о «высокой вероятности» их продления, притом что ему, как и всему украинскому политикуму, свойственен завышенный и часто неоправданный оптимизм относительно поддержки Украины Западом.
А ведь раньше эта процедура каждые полгода проходила автоматически (никто из государств ЕС формально не возражал). Напомню, решение о продлении санкций должно быть принято консенсусом всех 28 стран — членов ЕС, т. е. достаточно одной страны, решившейся пойти против позиции остальных, чтобы санкции не были продлены.
То, что санкционный вопрос, к которому Украина, собственно, прямого отношения не имеет, обозначен в сообщении пресс-службы Петра Порошенко как один из ключевых на переговорах с немецким лидером, может свидетельствовать, что речь и шла о тех шагах, которые должна предпринять Украина, чтобы за оставшееся до обсуждения время усилить позиции сторонников сохранения санкций.
Однако и два дня назад верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини заявила: «Я полагаю, что будет принято решение по продлению нынешних санкций». Т. е. опять сослагательное наклонение, пусть и с высокой степенью вероятности сказанного.
Причем парадоксальным образом позиции сторонников отмены (точнее — не продления) санкций ЕС могло усилить решение американского сената об их усилении. Оно затронуло интересы европейских кампаний и было воспринято в ведущих европейских столицах с нескрываемым раздражением.
Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль и федеральный канцлер Австрии Кристиан Керн подвергли резкой критике это решение. Они напомнили, что целью санкций, введенных Евросоюзом и Соединенными Штатами, является улаживание конфликта на Украине. А одобренный сенатом законопроект, по их мнению, преследует собственные экономические интересы США. Это неприкрытая попытка оказать давление на европейские компании.
Почему России не стоит обращать внимание на политические финты Дональда Трампа
«С вызывающей удивление откровенностью в одобренном Сенатом США законопроекте сказано о цели его принятия: речь идет о продаже американского сжиженного газа и вытеснении российских поставщиков природного газа с европейского рынка», — говорится в совместном документе. «Энергоснабжение Европы — это дело Европы, а не Соединенных Штатов Америки», — подчеркнули Габриэль и Керн.
В такой ситуации не продление антироссийских санкций вполне может стать «асимметричным» ответом Европы. Причем понятно, что ни Германия, ни Австрия, ни Франция формально такое решение не поддержат. Но достаточно и намека странам «не убежденной пятерки», что их за «смутьянство» в этом вопросе старшие партнеры не сильно накажут.
Так что, судя по всему, причиной неожиданного визита Петра Порошенко в Брюссель стала именно необходимость его личного участия в дискуссии о санкциях, дабы информация «из первых уст» добавила аргументов их сторонникам и смогла убедить «сомневающихся». И наверно, так или иначе, продление санкций продавят. Но то, что с каждым разом это все сложнее делать — уже очевидный факт.
Александр Фидель.
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.