Соцсети в последние годы буквально ворвались в нашу жизнь, став одним из основных средств коммуникаций между людьми и естественно, одной (и все более важной) арен политической борьбы и агитации, пишет украинский еженедельник «2000».
Страницами в соцсетях обзавелись практически все политики, правда, для одних они остаются не более, чем каналом, дублирующим сообщения официальных пресс-служб, другие же, наоборот, активно используют открываемые соцсетями возможности, ведь они позволяют делать заявления, комментарии, а также иные креативные месседжи, которые в иных форматах представить невозможно, другое дело, что любой креатив может оказаться удачным и не очень.
Классикой жанра уже следует считать страничку Дональда Трампа в Твиттер, где в одном из последних постов, он, можно сказать, превзошел, самого себя, выложив 2 июля смонтированный ролик, где он «бьёт» человека, лицо которого закрыто логотипом телеканала CNN. Основа ролика — видео с шоу WrestleMania, снятое в 2007 году.
Мужчина, чья голова была заменена логотипом CNN, — исполнительный директор турнира Винс МакМэн, организовавший поединок с Трампом. Твит сопровождается хэштегами #FraudNewsCNN, #FNN — «мошеннические новости CNN». Это новое «название» для одного из самых авторитетных американских телеканалов президент США изобрел накануне. Раньше он называл CNN телеканалом фейковых новостей.
Можно, конечно, подивиться и даже возмутиться тому, что глава самой могущественной державы мира «опускается» до таких опусов, но в них, он выглядит самим собой, таким, каким его узнали и избрали президентом американские граждане. А «битва без правил», которую навязали ему ведущие американские СМИ (прежде всего — CNN) требует от него и нестандартных ходов, призванных даже не столько дискредитировать оппозиционные ему СМИ, сколько снять с них формировавшийся десятилетиями ореол «непогрешимости», истины в последней инстанции.
Ведь и само избрание Трампа стало следствием растущего в глубинах общества (и отнюдь не только американского) неприятия всей этой идеологии либерализма и «политкорректности», неприкосновенности и сакральности СМИ, разного рода общественных движений и активистов. Такая линия «активной защиты» Дональда Трампа, как представляется, более перспективна, чем политика экс-президента Украины Виктора Януковича, который, столкнувшись практически с теми же, что Трамп проблемами (категорическое неприятие со стороны либеральных СМИ и общественности), пытался решить её «непротивлением», регулярными, извините, «прогибами».
Впрочем, Янукович — дело прошлое, а некоей реинкарнацией на Украине Дональда Трампа можно назвать днепровского городского голову Бориса Филатова, разместившего в Фейсбук пост следующего содержания:
«Я уже представляю ваши лица, ведь все помнят сколько возмущений было по поводу поста месячной давности под схожим названием. Кто забыл, тогда я назначил на пост руководителя муниципальной полиции бывшего командира днепропетровского «Беркута». Фейсбучик содрогался до Небес, а на митинг вышло аж 200 человек. На миллионный город.
…
Я не буду дальше развивать тезис о том что за прошедший месяц новая «охранка» мэрии в ускоренном темпе снесла 29 МАФов, 15 билбордов, 69 газовых заправок и бензозаправку на улице Рабочей. Что в любой сфере должны работать специалисты, а не пустомели. Что профессиональные митингующие доведут страну до ручки. Что развешивание ярлыков это, как минимум, подло. Сегодня я просто расскажу вам классическую городскую историю"
Далее Борис Филатов рассказывает о плохом состоянии Привокзальной площади и что «моя команда заказала проект реконструкции площади. Но что тут началось. Городские сумасшедшие всех мастей начали кричать на каждом углу, что Филатов отмыл на проекте деньги, что архитекторы — бездари, а колонна на площади — этот „глаз Саурона“ и кошмар всей их никчёмной жизни…"Активисты» с неполным средним образованием и «общественники» назначившие себя совестью города, плевались ядом, строчили километры проклятий и даже зарегистрировали электронную петицию, которая набрала нужное количество голосов для рассмотрения горсоветом.
С пассионариями-урбанистами, состоящими из хипстеров, футбольных болельщиков и профессиональных бездельников, в праведном экстазе слились лучшие архитекторы города, проектировавшие хрущёвки при царе Соломоне.
Городской голова, демократ и тупица (т.е. сам Борис Филатов — А.П.) пошёл навстречу активной части территориальной громады и закрыл проект реконструкции площади, объявив открытый конкурс на новый проект для всех желающих. Прошло время. Много времени. А теперь я еле-еле сдерживаю себя от мата… Сколько вы думаете на новый открытый конкурс заявилось участников? НИ ОДНОГО.
Да, да, да, весь этот сонм недооценённых пассионариев от раннего пубертатного возраста до старческого маразма, оставил Город без площади, НО НИЧЕГО НЕ ПРЕДЪЯВИЛ ВЗАМЕН НИ ОДНОГО АЛЬТЕРНАТИВНОГО ПРОЕКТА… Город потерял ГОД (!!!) времени из-за горстки агрессивных и самовлюблённых товарищей, за которыми, кроме больного самомнения, нет ровным счетом ничего. И даже пресловутой собачьей будки. Сегодня я принял решение закрыть «открытый конкурс для импотентов» и вернуться к старому проекту. Будем вам теперь демократия. Хватит, наигрались в демократию. С вами, пассионарии, не то, что демократию, площадь не построишь, балбесы".
Крайне брутальный крик души днепровского градоначальника, и как представляется, вполне искренний. Но при этом он вызвал широкий резонанс, был перепечатан многими СМИ и, думаю, скорее добавил Филатову политических очков, чем забрал. От «активистов» и «профессиональных митингующих» действительно многие начинают уставать и Филатов едва ли не первый уловил этот «бренд».
К слову, у него два аккаунта в Фейсбуке, один, «Борис Филатов» — сугубо официозный и второй, «Borys Filatov», с которого и взят этот пост, так сказать, личный. Кстати, следующим постом он сообщил, что прекращает свою активность в Фейсбуке. Посмотрим, надолго ли.
У Вадима Рабиновича страничка одна и её он весьма удачно использовал для троллинга своих политических оппонентов («троллинг», как средство политической борьбы тоже вошел в нашу жизнь с развитием соцсетей). Он поместил свое фото в футболке с надписью «Я не ОБ — не перепутать» сопровождающим тестом: «Вынужден носить после голосования опоблока (а вот грамматических ошибок видным политикам в соцсетях следует избегать и ниже пример, почему — А.П.) вместе с ББП и Народным фронтом по передаче власти контроля за судами». Вот так четко и доходчиво продемонстрировано различие между ним и другими оппозиционерами (другой вопрос, насколько оно соответствует действительности).
Михаил Добкин также потроллил Генпрокурора Юрия Луценко: «Очень профессиональный в стране Генеральный прокурор. Не может без ошибки написать фамилию народного депутата, с которого просит ВР снять депутатскую неприкосновенность и дать согласие на арест. Или он к вечеру очень „устал“, или это какой — то другой депутат. В любом случае я на Украине, уезжать не собираюсь и готов ответить на любые претензии ГПУ».
Речь идет, опять-таки, не об официальном представлении, которое Михаил Добкин, по его последующим сообщениям в Фейсбуке, никак не может отыскать в аппарате ВР, а о посте Юрия Луценко в соцсети, где нардеп поименован, как «Допкин». Но подозреваю, что это также не ошибка, а троллинг, обыгрывающий известную кличку бывшего харьковского губернатора. Своеобразное чувство юмора нынешнего Генпрокурора давно известно, а на каждый товар (в том числе юмористический) найдется покупатель, свидетельством чему успешная карьера Евгения Петросяна. Так что в этом обмене любезностями между Луценко и Добкиным «1:1»
И, завершаю тему политического использования соцсетей, отмечу политический дебют в соцсетях Святослава Вакарчука. Уже то, что его пост в Твиттере, посвященный гобели генерал-майора Максима Шаповала перепечатали многие СМИ, говорит о том, что первый этап раскрутки, как потенциального кандидата в президенты, лидер «Океана Эльзы» прошел успешно — СМИ воспринимают его таковым, обращая внимания на любые его заявления, которые, будь сделаны любым другим деятелем культуры, наверняка не вызвали бы такого резонанса.
Теперь сам текст: «Вчора поховали українського героя, розвідника генерал-майора Шаповала. Дуже трагічна історія. Ще більшого трагізму їй надає той факт, що ця жертва війни з зовнішнім ворогом, як і тисячі інших жертв, є, насправді, прямим наслідком війни з ворогом внутрішнім.
Ворогом, в якого багато «позивних»: корупція, невігластво, байдужість, малодушність, вузьколобість, жадібність тощо. Але «справжнє ім'я» цього ворога — недовіра. Тільки поборовши недовіру — в себе, в свої власні сили, в своїх братів і сестер, в своє майбутнє -ми зможемо вирватися з зачарованого кола історії, в якому крутимося вже сотні років. Переможемо недовіру — переможемо всіх ворогів, якими б сильними і страшними вони не були".
Честно говоря, я так и понял связи трагической гибели офицера с абстрактной сентенцией о «главном враге — недоверии». Такое впечатление, что этот текст просто ждал удобного повода для публикации, но повод как раз оказался далеко не самым подходящим. Сама же стилистика, как и предыдущего его выступления, которое мы рассматривали две недели назад, показывает, что Вакарчуку готовиться имидж этакого национального гуру, выспренно вещающего высокие, но абстрактные истины.
Для рок-кумира, учитывая культовое отношение к оным со стороны многих поклонников, это вполне нормально, но молодежная аудитория — это далеко не весь электорат. Бо́льшую часть избирателей волнуют такие приземленные вопросы, как доступность медицинского обслуживания, пенсии и достойные рабочие места, причем не через 20−30 лет, а максимум, в ближайшие годы. И от ответов на них кандидату в президенты не уйти. Или все-таки Вакарчука готовят, как технического кандидата, который в нужный момент передаст целевой электорат настоящему фавориту?
Александр Прохоров.
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.