
9 августа еще на одного иностранного легионера в украинской властной команде стало меньше. Глава «Укрзализныци» (украинской железной дороги, — ред.) поляк Войцех Балчун подал в отставку «по личным обстоятельствам». Его место временно займет первый заместитель министра инфраструктуры Евгений Кравцов, а затем на замещение должности обещают провести открытый конкурс, пишет украинский еженедельник «2000».
На своей странице в Фейсбуке польский рокер и теперь уже бывший глава «Укрзализныци» назвал эту работу самой «сложной и важной миссией» в своей деловой жизни. «Страна, где до этого я был только раз. Другие корпоративная культура, правовая среда, обычаи, другой язык. Выигранный конкурс был для меня и неожиданностью, и вызовом, и личным испытанием. Еще будет время, чтобы подробно рассказать о моих достижениях», — написал Балчун, а затем приступил как раз-таки к перечислению своих достижений.
По словам Балчуна, удалось стабилизировать компанию, улучшить все экономические показатели, подготовить пятилетнюю стратегию, восстановить репутацию компании на международной арене, вернуться на путь инвестиций и запустить новые пассажирские сообщения. Было и то, что не получилось, но бывший глава железной дороги предпочел в «такой момент не говорить о плохом».
Впрочем, поговорить о плохом нашлось достаточно желающих и без него. Хотя премьер-министр Владимир Гройсман поблагодарил Войцеха за работу и отметил, что за год были и позитивные изменения. Премьер также признал, что работать Балчуну пришлось в чрезвычайно трудных условиях.
А вот министр инфраструктуры Владимир Омелян не был так великодушен и не скрывал радости по поводу увольнения польского коллеги, заявив в интервью: «счастлив, что произошло увольнение Балчуна». А вечером написал, что даже выпьет по этому поводу бокал шампанского. Правда, Омелян подчеркнул, что проблема была не в личности польского рокера. «Проблема в том, что у нас есть масса фактов злоупотреблений. Масса фактов влияния политических, криминальных группировок на работу „Укрзализныци“. На этом мы должны поставить точку, потому что „Укрзализныця“ может быть локомотивом украинской экономики. Мы играем с огнем. Это компания, которая формирует 5% ВВП государства», — отметил он.
Министр также выразил пожелания по поводу кандидатуры будущего руководителя железной дороги. По его мнению, это должен быть не «неизвестный гастролер», а профессионал, компетентный в бизнесе. Естественно, Омелян не преминул добавить, что видит целесообразным вернуть «Укрзализныцю» в подчинение Мининфраструктуры. А, напомним, всего неделю назад окружной административный суд Киева признал незаконным решение Кабинета Министров о выведении ПАО «Укрзализныця» из подчинения Мининфраструктуры.
Именно Омеляна называют одной из фигур, которая стояла за увольнением Балчуна. Изначально министр поддерживал назначение поляка, но очень скоро начались разногласия, а уже в январе 2017-го он сообщил, что подал документы в НАБУ о коррупционной деятельности в «Укрзализныце». Он также неоднократно выражал недовольство работой главы железной дороги. А затем и вовсе обвинил Балчуна в том, что его деятельность привела к семи миллиардам гривен убытков.
Скандалы и обвинения в коррупции сопровождали Балчуна на протяжении всей его деятельности, с другой стороны, и работа Омеляна в железнодорожном направлении простому обывателю запомнилась разве что обещаниями украинизировать названия станций и заменить советские «негигиеничные» шторы на жалюзи. Хотя, как признают некоторые эксперты, кое-какие успехи все же были. Сам Балчун сообщил, что за полгода 2017-го по международным стандартам финансовой отчетности чистая прибыль предприятия была больше, чем за аналогичный период 2016 г.
Возможно, последней каплей, которая привела к увольнению, стало письмо генпрокурора Юрия Луценко о «ненадлежащем выполнении правлением „Укрзализныци“ возложенных обязательств», неделю назад направленное на имя премьер-министра. По крайней мере, пресс-секретарь генерального прокурора Лариса Сарган на своей странице в Фейсбуке выразила уверенность, что именно ее шеф повлиял на то, что «гастроли польского рокера» завершились.
По словам Сарган, органами прокуратуры и другими правоохранительными органами на сегодня расследуется около 90 уголовных производств по фактам присвоения, растраты, завладения имуществом путем злоупотребления служебным положением служебными лицами ПАО «Укрзализныця». Сам же руководитель за вверенным ему хозяйством практически не следил.
«Председатель правления длительный период на рабочем месте НЕ НАХОДИЛСЯ (87 дней из 145 рабочих в 2016 г. и 45 из 103 в 2017 г.). Следствием установлено, что от исполнения своих непосредственных обязанностей Балчун фактически самоустранился, эффективное руководство не совершал, что негативно отразилось на деятельности общества и состоянии законности на железнодорожном транспорте в целом», — написала Сарган.
В то же время многие политологи склонны смотреть на ситуацию глобально и видеть в ней не просто недовольство министра или генпрокурора работой Балчуна, а конфликт между президентом и премьером. Именно Гройсмана считали одним из главных сторонников Балчуна. Премьер якобы надеялся на то, что новый человек со стороны, во-первых, будет больше подотчетен ему, а во-вторых, не будет зависеть от украинских олигархов, в интересах которых в последние годы (и часто себе в убыток) работала «Укрзализныця».
Президенту же, если следовать этой логике, не нравится растущая самостоятельность и амбиции премьера, поэтому он решил поставить его на место, заодно вернул контроль над железной дорогой в руки министерства. Правда, не исключено, что вскоре жертвой этой подковерной борьбы станет сам Владимир Омелян, который еще вчера пил шампанское.
Скорее всего, правы и те, кто говорит о непрофессионализме Балчуна, и те, кто видит в его увольнении политической подтекст. Как и многие иностранные легионеры до него, польский рокер оказался совершенно не готов к внутриукраинским раскладам и тому, как делаются дела в нашей стране, поэтому быстро стал разменной монетой в игре более крупных фигур. Что, впрочем, не помешало ему неплохо подзаработать: по разным данным, зарплата руководителя ПАО могла составлять от 800 тысяч до полутора миллионов долларов в год. Так что не исключено, что Войцех на фоне скандалов, расследований и писем генпрокурора решил уйти по собственному желанию, пока еще не поздно.
Вера Соколова.
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.