Обстреливая Донецк и Луганск, ВСУ репетируют первые бои новой мировой войны
Крушение исторических памятников — одна из успешных «цветных» технологий, используемых для создания хаоса в периферийных странах с целью свержения «неправильных» (не на той стороне истории) режимов, пишет украинский еженедельник «2000». Но вот события, происходящие нынче в Соединенных Штатах, свидетельствуют о том, что эти технологии не ограничиваются только глобальной периферией.
В прежде тихом американском городке Шарлотсвилле произошли не то чтобы ужасающие, но в общем-то трагические столкновения между белыми националистами, неонацистами и участниками движения Ку-Клукс-Клан (еще их называют праворадикалами или «супрематистами») с одной стороны и либеральными активистами, выступившими инициаторами сноса памятника генералу армии конфедератов Роберту Эдварду Ли. В результате этих столкновений один человек погиб, а множество участников получили ранения. Но неожиданно вокруг этого как бы регионального побоища покатились волны по всей стране.
В непрерывно уплотняющемся глобальном информационном поле оказывается невозможным ограничивать территорию социальных технологий, какими бы то ни было условными границами. Информация в своем необузданном движении легко преодолевает любые преграды на своем пути. Теперь вот с этим эффектом информационного перелива столкнулись и сами создатели технологий, предназначенных исключительно на экспорт.
Можно сказать, что «цветные» технологии не работают в стабильных странах, обладающих неким минимальным внутренним единством. Это действительно так. Очевидно, что такой стабильностью до недавнего времени обладали и США. И потому вряд ли американским экспертам нужно винить в пособничестве реэкспорту «цветных» технологий Россию. Или Китай с КНДР. Можно, но для анализа действительных причин этих событий — не нужно.
Обстреливая Донецк и Луганск, ВСУ репетируют первые бои новой мировой войны
Вот и Washington Post отмечает, что идеи крайне правых в США сформировались еще задолго до того, как возникла гипотетическая идея о решающем как бы влиянии России на внутриполитические процессы в Соединенных Штатах. Мы же знаем, что конфликт вокруг сноса памятника генералу Роберту Эдварду Ли проявился еще в 2012 г. А сами корни этого конфликта уходят еще глубже — в так и не зажившие (как видим) раны американской истории. А сейчас подошло очень удачное время для желающих посыпать соль на эти раны. И затем вытереть историческим ластиком неудобные факты из своей истории. Объявить конец неправильной. Один к одному это все происходит и на Украине. Это совсем не значит, что и мы в этом своим примером виноваты. По крайней мере, не мы одни.
Главным же условием успешности применения «цветных» технологий является раскол элит, поскольку любую социальную технологию необходимо все же финансировать. Это явление раскола присутствует сегодня не только в США, но и на совокупном Западе. Раскол элит наблюдается и в Британии, и во Франции. И это объясняется отнюдь не только чьим-то злым умыслом или брутальным недомыслием. Хотя и это есть. Существует еще и вполне объективный процесс утраты западными элитами контроля над общественными процессами в изменившихся условиях перехода к новой иерархии мира, обусловленный, в свою очередь, исчерпанием возможностей старой модели мира. Как экономической, так и политической. Старая иерархия власти потеряла гибкость и возможность трансформироваться, приспосабливаясь к новым условиям. А ведь это главное условие выживания. По сути, это окостенение — неизбежное следствие накапливания системной ошибки. Никакая самая совершенная система не может этого процесса избежать.
И чтобы оправдать свою системную закостенелость, там объявляют (устами Френсиса Фукуямы) в очередной раз очередной (извините за тавтологию) «конец истории». Который («конец истории») на самом деле таки произошел — нужно только немного подождать. Подождать пока уйдет Путин, например. Ведь после того, как уйдет Путин, все в РФ посыплется, и разные центры силы «сойдутся в жестокой схватке за куски империи. Россия же в этот момент окажется крайне нестабильной».
Ничего нового. Вспомним, чтобы в Ираке наступило счастье — должен был уйти Хусейн. В Ливии должен был уйти Муаммар Каддафи — тогда ливийцы вкусят демократии и ничего другого уже больше не захотят. В Сирии же должен был уйти Асад, а на Украине — Янукович. И далее по списку. Тогда действительно заживем.
Конгресс США вместе с Сенатом тоже дружно верят таким прогнозам (всякий раз не сбывающимся) и в волшебную силу своих санкций, которая рано или поздно (нужно немножко подождать) разорвет российскую экономику в клочья. И тогда возмущенный народ сметет упрямого Путина и все пойдет по вышеописанному сценарию Фукуямы.
То есть история пойдет по пути нестабильности России, когда разные башни Кремля сойдутся в смертельной схватке — и дальше уже наступит либеральная демократия, от которой просто деваться будет некуда. И дальше конец истории увидят все — не только прозорливый Фукуяма. А мировой гегемон — он будет вечным хранителем правильного конца истории. На правильной ее стороне. Нужно только немного подождать.
Единственное, что немного смущает Фукуяму, — «это возможность политического разложения и эрозии демократических институтов». Что мы и видим сегодня, например, в Штатах. «Иного варианта, кроме либеральной демократии, для развитых стран все равно нет».
Но пока мы зачарованно ждем исполнения пророчеств Френсиса Фукуямы, в зону нестабильности неожиданно, по всем признакам, вступает гегемон. И на самом деле это даже много опаснее, чем «разорванная в клочья» Россия.
Возвращаясь к тщательному поиску главных виноватых в создании благоприятных условий для возвращения домой «цветных» технологий, отметим, что виноват в этом прежде всего сам американский истеблишмент, развязавший беспрецедентную войну против собственного легитимного, демократично избранного президента. И тем самым он создал и необходимые предпосылки для возникновения хаоса в стране. Хотя в стране и нет американского посольства…
Обратим также внимание, что речь сегодня уже не идет сугубо о конфликте между белыми и черными, как это нередко бывало в прошлом веке. Участие в общественном противостоянии принимают самые разнообразные этнические и политические силы, что, в свою очередь, свидетельствует о глубоких корнях неблагополучия страны.
И тот факт, что в Конгрессе и Сенате США возникло, по сути, подавляющее большинство сторонников борьбы (без берегов) против президента Дональда Трампа, их никак не оправдывает. Их мотивы по-человечески можно понять, поскольку избрание Трампа явилось большим унижением и для демократов, и для республиканцев, которые не смогли выдвинуть своего кандидата на пост президента. Потому-то они так легко (или обреченно) объединились. Но оправдать их нельзя. И то обстоятельство, что между республиканцами и демократами в конгрессе практически не осталось различий, говорит совсем не о том, что такое же единство существует и в американском обществе, а лишь о том, что двухпартийная политическая система США окончательно рухнула. И чем ее можно (и нужно) заменить, чтобы новая политическая система работала на стабилизацию страны, а не на хаос, это пока непонятно.
Александр Леонтьев.
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.