
Видным событием прошлой недели на Украине стало открытие при участии президента Петра Порошенко нового завода кабельных сетей в городе Броды Львовской области, пишет украинский еженедельник «2000». Предприятие принадлежит ООО «Электроконтакт Украина», куда вложил капитал французский кабельный гигант Nexans, и будет выпускать продукцию для немецкой корпорации BMW. Ранее аналогичные, но меньшие по масштабам заводы, поставляющие кабельные комплектующие автопроизводителям, «Электроконтакт Украина», открыл в той же Львовской области в Перемышлянах и Золочеве.
Предприятие в самом деле крупное: на нем планируют создать 2500 рабочих мест (в первой очереди — 1400),
Львовский портал portal.lviv.ua охарактеризовал новый завод в Бродах как современный и мощный. Петр Порошенко просто сиял от восторга, говоря, что открытие предприятия является свидетельством того, что Украина выстояла в войне с Россией: «У нас сегодня не просто открытие нового завода. Это не просто сотни рабочих мест и миллионы, которые должны поступить в бюджет. Это европейский принцип бизнеса, который демонстрирует новые стандарты. Это очень хороший сигнал восстановления инвестиционного потенциала и Львовщины, и Украины».
Рапортуя о создании нового крупного предприятия, вовлеченного в мировую автоиндустрию, политики и журналисты почему-то не вспоминают, что до этого в областном центре был угроблен Львовский автобусный завод, выпускавший лучшие автобусы в Советском Союзе (напомню, Юрий Гагарин подъехал на стартовую площадку на «ЛАЗе» специальной модификации). И еще в городе было загублено с пару десятков вправду современных и мощных предприятий: приборостроительных, радиоэлектронных, станкостроительно-инструментальных, конвейеростроительных.
Вместо полного машиностроительного цикла — от НИОКР до сборки готовых изделий — Украина встраивается в глобальные производственные цепочки в роли подмастерья или вспомогательного рабочего. Она все больше задействуется либо в изготовлении каких-то наиболее простых и примитивных деталей и узлов машин (похоже, кабельные сети и чехлы для автомобильных кресел уже становятся нашей специализацией), либо в отверточной сборке машин из импортируемых запчастей.
Ну да ладно, скажут мне, то, что в страну снова потекли инвестиции и в ней создаются новые рабочие места, уже хорошо. Да, в общем-то, хорошо. Среднюю зарплату в Бродах обещают 8 тыс. гривен, плюс бесплатный проезд и еще что-то там, а кроме того, бесплатные курсы английского и немецкого языка для сотрудников.
8 тыс. гривен для сегодняшней Украины, особенно для маленького городка в провинции, это и вправду колоссально. Но что такое 8 тыс. грн глазами европейца? Это же меньше 300 евро! В Германии ни один уважающий себя немец за такие деньги даже с дивана не приподнимется и кружку с пивом в сторону не отставит.
Да что там немец! Предложите такую заработную плату негру-беженцу, и он вам, простите, плюнет в лицо! Потому что несчастные беженцы, ровно ничего не делая, получают пособие в два или три раза больше зарплаты украинского работяги.
О том, как дается рабочему зарплата в 250−300 евро, — другой и непростой вопрос. С годик назад в селе Подрясное под Львовом, опять же, при участии главы государства открыли аналогичное кабельное предприятие фирмы Fujikura. Его тоже «раздувает» официозная пропаганда, весь Львов был завешан бигбордами, которые завлекают народ трудиться в «Фуджикуру» заоблачными зарплатами (5−7 тыс. грн), творческой работой в команде и возможностью совершить головокружительную карьеру. Однако реальность совсем иная: на предприятии высока текучесть кадров.
«Средний возраст работников — 35 лет. Из плюсов — стабильная заработная плата (5−7 тыс. грн), просторные, светлые помещения, бесплатный проезд на работу. Из минусов — стоячая работа, большое напряжение и высокая ответственность. Несмотря на якобы привлекательную оплату труда, молодые люди не спешат на предприятие, некоторые увольняются после нескольких недель работы», — пишет львовский журналист Василий Худицкий.
Причина текучки? «Распространенное мнение — люди не привыкли работать на конвейере». Это надо понимать правильно, не пеняя на конвейер: люди попросту не выдерживают потогонный режим работы. Молодежь предпочитает не горбатиться с кабелями за 200 евро в месяц, а прислуживать туристам на площади Рынок. И «такая ситуация не только на львовской „Фуджикуре“, но и на стрыйском „Леони“, других отверточных производствах. В результате тот же „Леони“ проблему с кадрами решает, завозя работников из сел, из соседних районных центров. По этому пути, вероятно, пойдут и другие иностранные компании».
Далее: «По словам львовского бизнесмена Андрея Ионова, ситуация на рынке труда Украины очень непростая. На Украину сегодня преимущественно заводят производства, требующие много ручной работы. Это довольно сложные операции, требующие точности действий и выносливости рабочих. Европейцы не соглашаются на такую работу. Оплачивать ее в Европе или США дорого, поскольку средняя заработная плата там очень высокая. Ничего такого на Украине нет. В каком еще европейском государстве можно найти квалифицированного работника с зарплатой 200−250 долл., если даже в Китае она выше?»
Лет тридцать назад, когда китайцы начинали свои экономические реформы, а мы — свои, средняя зарплата на Украине была, думается, на порядок выше, чем в Китае. Теперь же она намного ниже, чем в Поднебесной. Замечу попутно, что и в России средний уровень зарплат за последние годы опустился ниже китайского.
В свое время популярностью пользовалась теория, изложенная Андреем Паршевым в нашумевшей книге «Почему Россия не Америка?». Согласно ей, Россия (как и Украина) обречена проигрывать в конкуренции Китаю и другим азиатским странам ввиду того, что у нас климат холодный, а там теплый, и оттого стоимость рабочей силы азиатов всегда будет ниже, чем у нас. Им ведь не нужны отопление зимой, теплая одежда, да и потребность в пище у китайцев тоже ниже. Оказалось все немного не так, и вот теперь некоторые экономисты предвещают бум китайских инвестиций на Украину: зарплаты у нас существенно ниже, и вдобавок ассоциация Украины с ЕС делает нашу страну привлекательной для китайских бизнесменов в качестве удобной площадки для продвижения своих товаров на европейские рынки.
Г-н Паршев принципиально неправ в том, что он абсолютизирует природно-климатические факторы, влияющие на стоимость рабочей силы. На самом же деле национальные различия в цене рабочей силы в решающей мере определяются целым комплексом социокультурных и политико-исторических причин, и важнейшая из них — это длительная и упорная борьба рабочего класса за свои интересы и права.
Именно эта борьба принесла высокие зарплаты европейским рабочим, да и в Польше, например, не последнюю роль в том, что тамошние трудящиеся живут заметно лучше наших, сыграли ожесточенные классовые бои 90-х гг., когда выступления профсоюзов разгоняли резиновыми пулями. Китай — несмотря на всю сложность происходящих там социально-политических процессов — сохраняет еще характер государства рабочих и крестьян, и правящая партия принимает меры по повышению уровня жизни простых трудяг. Оттого, наверное, и опередили они нас по уровню зарплат. Мы же уже четверть века живем лишь упованиями на «доброго инвестора».
Своим безволием мы, к слову, и коррупцию укрепляем вкупе со всевластием олигархии. Давеча на одном из российских политических ток-шоу украинский политолог Андрей Мишин признал, что в Верховной Раде «дамские сумочки начинаются с 30 тыс. долл.». Так что, мол, сумочка жены главы государства за 25 тыс. долл. — это так себе, «экономвариант». Но г-н Мишин, однако, считает, что это справедливо: олигархи, мол, — трудоголики, которые все заработали своим трудом.
Полностью согласен с г-ном Мишиным: Украина вообще страна вопиющей социальной справедливости! Олигархи, эти редкостно трудолюбивые и кристально законопослушные люди, по заслугам своим ворочают миллиардами, а бездельники, так же по справедливости, идут за 250 евро кабели крутить! А те, кто «бил баклуши» когда-то, в советские еще времена, справедливо заслужили свои пенсии в 50 евро!
И мы все равно будем продолжать верить и мечтать! В 1991 г. мы мечтали о немецких и французских зарплатах, в 2014-м — о польских. Нынче впору мечтать о китайских, но вопрос в том, как бы не скатиться до уровня зарплат филиппинских.
Дмитрий Королев.
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.