Почему молодые талантливые ученые не спешат возвращаться домой
Россия принимает девятнадцатый фестиваль молодежи и студентов. В Сочи прибыли молодые люди из 188 стран со всех континентов. Статистика любопытна: за первый день через КПП прошло 38 тысяч «уников», то есть уникальных участников, включая организаторов. Получается, побит рекорд московского фестиваля 1957 года. Не хочется включать излишний пафос, но можно сказать уверенно: нигде в мире не было такого массового мероприятия, где собралось бы столько молодёжи.
А вот какой именно молодёжи? Признаюсь, летел сюда не без скепсиса, ожидая обнаружить «задорную массовку» или «собрание для протокола». Веселья хватает, но что порадовало — самостоятельность и свободолюбие тех, кого повстречал, и нацеленность на познание. Мне показалось (и это впечатление обнадеживает), специфика сочинской истории в остром интеллектуальном запросе собравшихся и желании делать мир честнее.
Я не заметил ожидаемого конформизма, по счастью не столкнулся с сервильностью. Наоборот, при общении с этими молодыми людьми со всех концов земли пришли на ум «Мечтатели», и даже не в известной версии Бертолуччи, а как пароль и образ тех, кто в разные эпохи совмещал пытливость в образовании и стремление к справедливости. Таков и герой другой не столь давней киноленты Оливье Ассайса «Что-то в воздухе» студент Жиль, на фоне искреннего бунтарства обретающий себя в творческом созидании.
И вот, по-моему, что-то в сочинском воздухе…
Почему молодые талантливые ученые не спешат возвращаться домой
Вообще-то, ежедневно на этом фестивале — сотни самых разных вариантов времяпрепровождения. Можно сходить на оперу, послушать джаз, потанцевать под техно, посмотреть художественное или документальное кино, поиграть в футбол или поучаствовать в забеге, сразиться в шахматы или настольный теннис, заняться рисованием или резьбой по дереву. И всё же основное внимание привлекают лекции, семинары, а особенно — дискуссионные площадки. Оказывается, это впервые на фестивале — не просто дружба и общение, а столь широкая образовательная программа. Именно она собирает больше всего народу. Организаторы даже признавались мне, что, удивленные наплывом слушателей в аудиториях, пытались перенаправить хотя бы часть на развлекалово, на дансинг… Тщетно — хотят слушать, слышать, работать по проектам, находить коллег по своему профилю из других стран.
Я выступал на семинаре, посвященном «новым и вечным героям». Говорили о благотворительности, помощи страждущим. Сотни участников внимательно слушали, а потом, когда стали задавать вопросы, рассказывали про свой опыт добрых дел. Выяснилось, что каждый, кто пришёл на встречу, либо помогает больным, либо детскому дому, либо погорельцам, либо пострадавшим от наводнений, либо ищет пропавших, у каждого какие-то наработки, а в Сочи приехали для обмена практическим опытом. И оживленно спорили. Например, о том: нужен ли сбор одежды для детдомов или важнее социализация их выпускников. Митя Алешковский, создатель благотворительного фонда «Нужна помощь», сказал так: «Помощь людям — это естественно. В каждом многоквартирном доме живут инвалиды, те, кто не может самостоятельно выйти на улицу. И их трудности — это моя личная проблема».
Серьезный разговор повсеместен. Общее дружелюбие не мешает глубине и сложности. Вот в профессиональных терминах обсуждают тонкости современных способов борьбы с сосудистыми заболеваниями — профессору задают вопросы студенты медвузов из Тамбова и Севастополя, из Чехии и Индии. А вот лекция про современные цифровые технологии — почти тысяча молодых программистов спорят о возможности использования блокчейна в государственном управлении. На другой площадке разбились на группы и пытаются определить вероятные новшества в авиации будущего. Известного мотивационного автора и оратора из Австралии Ника Вуйчича, который многого достиг, родившись без рук и ног, даже попросили выступить дважды. Хотя мест не было не только в огромном зале, где он выступал, но и в соседних, где можно было посмотреть прямую трансляцию.
Воодушевление, с которым участники фестиваля «открывают миры», конечно, воодушевляет. Они не похожи на безбашенных тусовщиков и совсем не инфантильны (вопреки поколенческим клише).
Фоторобот молодежи зачастую составлен неверно. Уточнять его еще предстоит, как и образ будущего. Но хочется думать, есть великое множество готовых совместить идеализм и профессионализм — поверх всех границ и барьеров. Это такие мечтатели, и я их видел, у которых одно из главных мечтаний — знать и уметь.
Сергей Шаргунов