Власти не понимают, как распорядиться огромным вкладом, который сделал в Африке СССР
Уже следующем году право голоса на выборах станут получать граждане — ровесники века, так сказать, «дети Миллениума», пишет украинский еженедельник «2000». Мне осознавать это страшновато: как же быстро летит время! Вроде бы только вчера были компьютерная «проблема 2000» и прощальное выступление Ельцина по телевидению, крах «доткомов» и — чуть позже — атака авиалайнеров на башни-близнецы в Нью-Йорке, а тут уже вступают в полноценную взрослую жизнь те, кто тогда только оглашал своими криками палаты роддомов.
Поколения сменяются и в политике — чего стоит хотя бы приход в Елисейский дворец Эммануэля Макрона, которому в 2000 г. было всего лишь около 20! В нашей стране эта смена поколений означает постепенный отход от дел тех, кто в свое время прошел еще крепкую комсомольскую школу и (недо)учил диамат в институтах. Однако отходить и давать дорогу «молодым европейцам» хотят не все.
Особое место в сегодняшнем украинском политикуме занимает г-жа Юлия Тимошенко. По сути, она осталась единственным из топ-политиков 90-х — годов становления украинской государственности, кто продолжает держаться «в топе» и поныне, по-прежнему претендуя на высшие посты в государстве. Тимошенко — эдакий политический динозавр родом из «парка кучмовского периода».
Когда нынешних новоиспеченных граждан с правом голоса еще не было в нашем лучшем из миров, Юлия Владимировна уже вершила большие дела с Павлом Лазаренко, впоследствии осужденным американским судом. И если бы только с ним! Так ведь она ж еще и с политико-деловой элитой будущего государства-агрессора изобретала хитроумнейшие схемы поставок газа! Но об этом почему-то нынче не вспоминают ни на Украине, ни в РФ.
Когда «дети Миллениума» лежали в люльках, г-жа Тимошенко уже сидела — в СИЗО — ясное дело, за Украину! Когда они ходили в детские сады, она поднимала народ на первый майдан — в роли «Свободы, зовущей на баррикады». Дети пошли в школу — Юлия Владимировна пришла в правительство, где прославилась заведомо невыполнимым и совершенно забытым уже «Украинским прорывом», популистской «Юлиной тысячей», подковерными распрями с президентом Ющенко и его «любими друзями», мешавшими реформам «премьерки», и… опять странными комбинациями с российским газом, закончившимися «газовой войной» с Москвой.
Власти не понимают, как распорядиться огромным вкладом, который сделал в Африке СССР
Затем была неудача «тигрюли» (рожденной в год Тигра) на президентских выборах, а новый украинский политический СИЗОн она и начала в СИЗО, став мученицей за демократию и европейский выбор — знаменем поднимавшегося нового майдана. После победы «евромайдана» ее свобода «встретила радостно у входа» — в обличье Арсения Яценюка с его лицемерным «Юля!» — после чего Юлия Владимировна устроила на победившем майдане ярчайшее шоу. Планы у вчерашней заключенной Качановской колонии были наполеоновские, но тут выяснилось, что за время пребывания в застенках она оказалась малость вне политических раскладов, и президентское кресло уже предназначено другому. Шансы победить у «украинской Жанны д’Арк» равнялись нулю — и можно представить, как же ей было обидно!
Честно признаться, после того как «Леди Ю» проиграла Петру Порошенко президентские выборы 2014 г., я был уверен, что на этот раз политическая карьера г-жи Тимошенко закончена, что ей придется поставить на своих амбициях крест. Однако я ошибся: Юлия Владимировна оказалась гораздо более сильным и живучим политиком, чем можно было предположить. И сегодня она снова считается одним из двух наиболее вероятных претендентов на победу на предстоящих вскоре выборах главы государства — по крайней мере у нее ныне самый высокий рейтинг.
Безусловно, Юлия Тимошенко — выдающийся феномен, который долго еще будут изучать политологи и историки. Не выполнив по большому счету ни одного своего обещания, провалив, находясь у власти, все свои реформы и показав полную неспособность к созидательной государственной деятельности, Юлия Тимошенко сохраняет популярность в народе, тогда как целая плеяда «спасителей нации» — от Ющенко до Кличко — уже или ушла в политическое небытие, или задвинута на вторые-третьи роли в государстве!
Во многом это обусловлено всамделишными талантами Юлии Владимировны, которая, бесспорно, является блестящей актрисой и гением демагогии, которая, как никто другой, умеет сваливать свои промахи на других и вовремя перевоплощаться. Но главная причина ее непреходящего успеха лежит все же, очевидно, в сфере объективного: причину следует искать в классовой структуре люмпенизированного украинского социума, рождающей искаженное, вечно метающееся от отчаяния до веры в чудо общественное сознание.
Впрочем, за время после майдана г-жа Тимошенко чуток сдала, как-то поблекла. Возможно, и возраст сказывается, и усталость от долгих лет в политике. Но даже такая Тимошенко на фоне весьма низкого уровня ее конкурентов выглядит вполне по-боевому. Как говорится, старый динозавр борозды не испортит, и на свой последний и решительный бой в 2019-м Юлия Владимировна силы еще соберет.
Особенности украинских триумвиратов
Прорыв Михаила Саакашвили в страну, начавший новую фазу потрясений на Украине, показал возможность складывания нового оппозиционного триумвирата: Тимошенко — Садовой — Саакашвили. Нового, поскольку всем памятен триумвират Кличко — Яценюк — Тягнибок, верховодивший майданом 2014 г.
Сие политическое явление — триумвират — основательно изучено историками и политологами. Вроде бы все ясно: три деятеля, рвущиеся к власти и, мягко говоря, недолюбливающие друг друга, вынужденно объединяются для борьбы с четвертой силой, мешающей всем им прийти к власти. А когда задача выполнена, триумвиры вступают в ожесточенную борьбу между собой за Олимп.
Однако на материале «классики жанра» — триумвиратов Древнего Рима — обнаруживается еще одна важная закономерность. Триумвират всегда неоднороден: там есть один выдающийся политик; второй, способный более-менее достойно ему противостоять, но все-таки заметно уступающий первому по своим политическим качествам; и, наконец, третий, явно намного более слабый, которого первые два запросто используют в своих целях и который первым из борьбы и выбывает.
Кто являлся гением в триумвирате Цезарь — Помпей — Красс, объяснять не надо. Слабым же звеном в нем был Красс, который на свою погибель полез воевать с Парфией. Во втором древнеримском триумвирате «совсем никаким» был Лепид.*
На Украине все немного не так, поскольку, во-первых, украинская политическая элита несамостоятельна, управляема извне, а во-вторых — вследствие экономического и социального упадка страны качество ее верхушки тоже неуклонно снижается. Увы, но своих цезарей сегодняшняя Украина породить попросту не в состоянии.
В первом триумвирате на роль человека № 1, на должность президента после свержения Януковича со всей очевидностью претендовал Виталий Кличко, который (по его прошлой боксерской карьере) считался необыкновенно сильной и одаренной личностью. В премьер-министры заранее был назначен «оттуда» — мы теперь это знаем точно — Арсений Яценюк. Третьим выступал Олег Тягнибок, который нужен был как предводитель боевых отрядов майдана, но с этой ролью явно не справился, и во второй фазе «революции» его в указанной роли заменили командиры «Правого сектора» **. После чего г-н Тягнибок быстро вылетел из «высшей лиги» политикума.
В ходе майдана политические расклады вообще круто поменялись, и на плечах майданной троицы к высшей власти в государстве поднялся Петр Порошенко. А несостоявшийся цезарь Кличко был отправлен на почетную обочину политики.
Вопрос: как распределятся роли в предполагаемом втором триумвирате?
Михаил Саакашвили, при всех его непомерных амбициях, на пост президента претендовать не может — Конституция этого не допускает, а изменить в нормальных условиях Основной Закон под Саакашвили нереально. Кандидат в президенты тут: Тимошенко, которая уже объявила о намерении баллотироваться, подчеркнув, что никому более не может доверить пост главы государства. Андрей Садовой метит в премьеры — хоть его реноме и подмочено «мусорной историей», он по-прежнему считается выдающимся хозяйственником — главой «самого европейского города».
А вот для г-на Саакашвили место во властной конфигурации после победы над Порошенко не просматривается вообще! Не в Одессу же ему, в самом деле, возвращаться! Он в триумвирате явно третий лишний, которого партнеры хотели бы использовать либо в роли боевого тарана (а границу им уже «пробили»!), либо, простите, сакральной жертвы. И Саакашвили, конечно же, это сам понимает. Чтобы выжить и победить в начатой схватке, ему надо пойти ва-банк, попытавшись совершить «силовой скачок» во власть. А дальше можно было бы и поменять под себя Конституцию — на волне восторга народа по поводу очередного торжества демократии и прихода во власть проверенного борца с ненавистной коррупцией. И без того склонного к авантюрам Мишико существующий расклад сил только подталкивает к авантюрным ходам, что уже проявилось в его попытках «раскачать ситуацию», возглавив т. н. майдан № 3.
Вряд ли победа нового майдана нужна Юлии Тимошенко. Проблема в том, что с 2004 г. она, нисколько не меняясь, превратилась из ультрарадикала во вполне умеренного и даже соглашательского оппозиционера — просто с радикального фланга ее за время бурных потрясений вытеснили совсем уж безбашенные личности! А новый майдан, если б он победил, привел бы во власть как раз таких радикалов.
Интерес Юлии Владимировны состоит скорее в том, чтобы использовать протест для давления на власть, добиваясь, скажем, досрочных выборов. Поэтому она, вроде бы поддерживая требования протестующих, солидаризуясь с ними, к ним открыто не присоединяется, держится в стороне, в тени. Тимошенко нынче все-таки нацелена на выборы, а не на «революцию», хотя если ситуация вдруг поменяется, если протест «прорвет», она вполне способна в очередной раз перевоплотиться, тряхнуть стариной и в образе революционной валькирии выйти на баррикады.
Пока что, повторимся, расклад таков, что Тимошенко и Садовой нуждаются в контролируемом майдане, который всегда можно при достижении поставленных ими целей свернуть, тогда как Саакашвили, вероятно, хотел бы его обострения и доведения до конца. Отсюда вырисовывается общий интерес Тимошенко — Садового и Порошенко: вовремя «съесть» Саакашвили, пока тот не «прыгнул» во власть. При этом Петру Алексеевичу нынче надобно сдувать с Михаила Николозовича пылинки и окружить его тройным заслоном эсбэушников — чтобы с ним, не дай бог, чего не случилось. Потому как виновником в любом случае объявят «злочинну владу».
Сейчас трудно сказать, состоится ли новый триумвират вообще. Точно так же, как неясно пока, насколько серьезен майдан № 3, действительно ли ставят его организаторы целью смену власти, или же это не более чем «прощупывание» власти на предмет ее слабости. Но при любом раскладе триумвират будет крайне неустойчивым, раздираемым внутренними противоречиями — и это, конечно же, на руку действующему президенту, чьи позиции пока все-таки еще очень прочны.
Исходные позиции перед штурмом
Особенность украинской политики в том, что все ведущие фигуры — те, кто намерен бороться за высший пост в государстве, совсем не пользуются доверием населения. Порошенко доверяли больше, чем не доверяли, лишь в короткий период времени с начала 2014-го до начала 2015 г. А в мае 2017 г., согласно данным «Рейтинга», ему не доверяли уже более 75%. Правда, резкий обвал его рейтинга, происходивший в 2015-м, в 2016—2017 гг. сменился медленным снижением.
То же соотношение доверяющих/не доверяющих в 25:75 мы находим и у Юлии Тимошенко — причем практически без изменений уже с 2010 г. И это, на наш взгляд, против Юлии Владимировны: если столь низкое доверие имеет долговременный характер, то и надежды на резкий подъем доверия нет никакой.
Интересно, что, как показывают исследования группы «Рейтинг», быстрое снижение доверия и к Саакашвили, и к Садовому началось одновременно — в марте 2016 г. На тот момент им доверяло почти столько граждан, сколько не доверяло, и они пользовались, между прочим, куда большим доверием, чем президент.
Данные «Рейтинга» поразительны: этим соотношением 25:75 характеризуется доверие ко всем ведущим политикам Украины! Исключение составляют, пожалуй, лишь Анатолий Гриценко, у которого уровень доверия более-менее близок к уровню недоверия, и Арсений Яценюк, у которого указанное соотношение близко к 0:100!
Стало быть, украинцев снова ставят перед опостылевшим выбором меньшего из зол: им придется выбирать из круга политиков, которым они не доверяют!
Вероятно, это хуже для кандидата от власти, чем для оппозиционеров. Вряд ли власть сумеет улучшить социально-экономическое положение, снять недовольство граждан и поднять доверие к себе. Потуги властей «изобразить» экономический рост ничего им не дают. Можно, конечно, «рисовать» смешные цифры по инфляции — но проблема в том, что простой народ аналитические статьи в умных журналах не читает — он в гипермаркеты ходит! И на своем кармане ощущает реальный рост цен.
Даже официальная статистика признает снижение потребления продуктов питания — за первое полугодие оно снизилось на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Украинцы все меньше едят мяса, включая птицу, и даже все меньше пьют пива. Пресловутый «индекс борща», между прочим, с начала года вырос на 38% — что гораздо лучше выражает реальную инфляцию.
Если люди экономят на еде, то о каком экономическом росте можно говорить! Есть, правда, гипотеза у экономистов, что снижение потребления обусловлено сокращением реально проживающего в стране населения. Однако и это тоже свидетельствует о полном провале экономической политики властей.
Кто же придет на смену динозаврам?
Если уж мы назвали Юлию Тимошенко динозавром украинской политики, то ее соперников и попутчиков — Порошенко, Саакашвили, Садового и прочих — можно сравнить с птеродактилями: это люди из того же поколения, прошедшие советскую школу и советскую армию и начинавшие жизненный путь в комсомоле, но в большую политику вступившие позже. Они — в отличие от Юлии Владимировны — не поварились в полной мере в политической кухне постсоветских 90-х, не поучились уму-разуму у бывших партийных бонз. А значит, они при той же хищной хватке не столь матерые; они, быть может, и летают, но зато не так крепко стоят на ногах. Предстоящая схватка динозавра с птеродактилями выглядит интригующе, но что-то мне подсказывает, что победителя в ней не будет — проиграют все ее участники. Думаю, такой сюжет не снился даже Спилбергу.
Если новый майдан все-таки разгорится, то в огне его, по всей вероятности, «сгорит» вся старая политическая элита; а кто придет ей взамен — большущий вопрос.
Если же майдан окажется пшиком, или он будет «притушен» — но ведь социально-политическая нестабильность и недовольство масс никуда же не денутся! — людям, стоящим за кулисами всех протестов и «революций», придется приступить к коренному обновлению всей тысячу раз уже дискредитировавшей себя украинской политической элиты. Подобно тому, как в 2014 г. вместо недалекой майданной троицы к власти был приведен Петр Порошенко, в создающейся ныне ситуации электорату вместо сошедшейся в смертельной сшибке пары Порошенко — Тимошенко подлинные хозяева страны могут подсунуть кого-то третьего. Украину могут направить по актуальному европейскому пути, предложив ей своего Макрона.
К примеру, того же Святослава Вакарчука, фигуру которого СМИ обсуждают уже не первый год. А почему бы и нет! Молодой, «европейски мыслящий» популярный певец, человек искусства с претензией на глубину песенных текстов.
Никого не должен вводить в заблуждение низкий пока рейтинг г-на Вакарчука — 2,7% по данным центра «София» (это чуть ниже, чем у Тягнибока, но намного больше, чем у Яроша). Но рейтинг Порошенко накануне майдана тоже был невысок. Уже само включение такого «неполитического политика», как Вакарчук, в рейтинги говорит о многом — о том, что возможна его «раскрутка» под выборы. А низкий уровень доверия украинцев ко всем нынешним топ-политикам без исключения делает очень вероятным сценарий голосования за некую «третью силу», которую могут предложить ближе к выборам.
И вот уже известный журналист Дмитрий Гордон, ссылаясь на свои источники информации, утверждает, что Соединенные Штаты определились с кругом из двух кандидатов в президенты Украины. Это, мол, люди, известные у нас и во всем мире, которые никогда не были во власти и этим не запачканы. А в США-де поставили именно такое условие: «…будущий президент не должен быть связан ни с какой бывшей властью, не должен быть запачкан этим…»
Схватка Порошенко с Тимошенко, осложняемая попытками новых майданов, будет еще больше замарывать нынешнюю элиту и вести ее к взаимоуничтожению.
Но то, что вся существующая украинская, с позволения сказать, элита давно себя дискредитировала в глазах народа, что наглядно отражено в ее рейтингах, — это еще только полдела. Хуже то, что она позорит своих западных покровителей, не дает им представить Украину витриной образцовых либерально-рыночных реформ.
Когда Петр Алексеевич твердит, что Украина полностью и окончательно порвала с мрачным советским прошлым, он даже не задумывается над тем, что его самого могут оттеснить от власти на том же основании — как человека, генетически связанного с советским прошлым, как человека с пережитками советского мышления, что мешает проведению реформ и движению в Европу.
Украина стягивает силы для атаки на Россию в международных судах
Чтобы в очередной раз вдохнуть надежду в украинский электорат и при его поддержке продолжить нескончаемые «реформы», истинным властителям Украины необходимо полностью «перезагрузить» власть, выдвинув в президенты человека молодого, «свежего», не замаранного вообще политикой, не связанного ни с «тоталитарным прошлым», ни с воровством 90-х, ни с дрязгами 2000-х, ни с кровью 2010-х. Приход на электоральное поле послесоветской «генерации айпада и спиннера» должен выразиться и в смене поколений правящих политиков.
Качество этого нового поколения, правда, обещает быть еще хуже — именно потому уже, что оно диамат в университетах и академиях не то что недоучило, а вовсе не учило и учить не желает, считая его «совковым заблуждением». Это будет поколение полуграмотных людей — но самонадеянно и самодовольно считающих себя «продвинутыми европейцами» благодаря наличию престижных «корочек».
*Первый триумвират (по латыни — «три мужа») — это был политический союз между Гаем Юлием Цезарем, Гнеем Помпеем и Лицинием Крассом в 60—53 гг. до н. э. Красс погиб в 53 г. до н. э. на войне с Парфией, а борьба за власть между Цезарем и Помпеем завершилась в 48 г. до н. э. поражением и гибелью последнего.
Второй триумвират был образован в 43 г. до н. э. и формально существовал до 31 г. до н. э. Полководцы Октавиан Август, Марк Антоний и Лепид объединились для борьбы с сенаторами, убившими Цезаря, и поделили страну. В этом триумвирате развернулась борьба между Октавианом и Антонием, в итоге Октавиан разбил Марка Антония и Клеопатру и создал единую Римскую империю.
** Украинские организации «Правый сектор», «Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО), «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Тризуб им. Степана Бандеры» и «Братство», решением Верховного суда РФ
Дмитрий Королев.
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.