Сергей Удальцов о том, что пора заканчивать «олимпийские игрища» на фоне бедствий народа
Сегодня верующему человеку иметь «оскорблённые чувства» стало как-то даже неприлично. Посмел признаться в том, что чья-то псевдохудожественная выходка на религиозную тему тебя задевает? Осмелился публично протестовать против глумливой картинки над твоей святыней? Неизбежно прилетит «ответочка» — в виде насмешек, стёба и пародий в твой адрес. Так что сиди, мил человек, в своём клерикальном углу и молча дуй на свои оскорблённые чувства — а то как бы хуже не стало.
Примерно такая ситуация царит у нас сегодня в медийном поле. Причин тому несколько. Одна из очевидных — в том, что громче и азартнее всего свой протест против, в частности, кощунства в искусстве выражают различные маргинальные группы. То отряды боевых молодцев с татуировками на бицепсах в духе «Православие или смерть» *, то группы бледноликих длиннобородых суровых мужчин с хоругвями. Их активность играет им в плюс — всё общественное внимание они перетягивают на свою сторону. И в результате становятся основными выразителями мнения православной общественности в пространстве публичной дискуссии.
Свой личный репутационный капитал такие группы наращивают достаточно успешно — но вот образу той самой православной общественности наносится значительный урон. Практически не имея перед глазами альтернатив, светское общество, глядя на вышеупомянутых бойцов и суровых мужичков, в результате лепит из православных образ эдаких «лапотников», полуграмотных сумрачных граждан, способных только «креститься-молиться-слушать радио «Радонеж». Опосредованно делается вывод и о том, что православные люди в большинстве своём любят лубок и благостные завитушки — то есть художественного вкуса им категорически недостаёт. Ну и, конечно, таких за версту нельзя подпускать к разговорам о современном искусстве — что эти зазомбированные «церковники» могут понять в прогрессивном креативном продукте?!
Сергей Удальцов о том, что пора заканчивать «олимпийские игрища» на фоне бедствий народа
Ситуация, ничего не скажешь, довольно тоскливая. Ибо куда в ней податься бедному среднестатистическому верующему христианину, который совсем не рад непристойному образу любимого святого на киноэкране. С одной стороны — хочется что-то делать, а не глотать молча поношения в адрес твоей веры. Ибо вот оно — пресловутое чувство гражданской ответственности, в данном случае — за сохранность собственной святыни и ее достойный статус в обществе. Но с другой стороны — не примыкать же к невесть откуда взявшимся экстремистам с их угрозами залить бензином все кинотеатры страны?
Что делать? И главное — какими средствами объяснить снобистски настроенным деятелям искусства, что пресловутые «чувства верующих» — это не пустой пафос, не манипулятивный инструмент для безудержной клерикализации общества и отвоевания себе места под солнцем? Но эти задетые чувства — настоящая боль.
Мне всегда хотелось напрямую спросить у современных художников, совершающих, например, непристойные «инсталляции» с иконами: если портрет вашей матери вымажут грязью и помётом и повесят в галерее как арт-объект — вы также проявите толерантность? Согласитесь с таким проявлением авторской творческой свободы в отношении своей матери?
А ведь для верующего человека насмешка над его святыней часто — болезненнее насмешки над кровными родителями.
Так называемая православная аудитория сегодня достаточно велика, отнести к ней можно всех, кто так или иначе симпатизирует православной культуре, идентифицируя себя с православием. От 50% до 80% россиян, по данным разных опросов (не путать с количеством активных воцерковлённых верующих, которых насчитывается на порядок меньше). Эта аудитория нуждается в соответствующем контенте — являясь на самом деле глубоким, серьезным и взыскательным зрителем. Люди хотят информации о православии — облечённой в адекватную, не извращённую, эстетически высокую форму. Пресловутые чувства верующих должны находить в современном искусстве радость и удовлетворение.
Что же делать? На мой взгляд, необходимы две вещи:
Во-первых, выработка адекватных цивилизованных механизмов реакции на «кощунство в искусстве». Как уже было сказано, люди хотят выражать протест против безобразия — но не хотят идти за «поджигателями кинотеатров».
А за кем идти? За влиятельными творческими общественными группами со стороны гражданского общества, в том числе православного, и художественной среды. Группами, состоящими из художников, под чьим творчеством — и чьим мнением — добровольно захочет подписаться большинство.
Такие творческие союзы могут инициировать множество важных и нужных мер по оздоровлению коммуникации между обществом, современным искусством, Церковью. Прежде всего, это экспертиза, которой так не хватает сегодня. Это конференции и круглые столы, за которыми вырабатываются конструктивные решения. Это продюсирование и производство достойных продуктов — произведений искусства, возвышающих эстетические и религиозные чувства. А это исторически доказанная гарантия того, что все другие аудитории тоже «воспрянут духом». Наконец, это медиа, тиражирование и популяризация, умножение искусства — совершенно не обязательно церковного, но просто хорошего, психологически здорового.
Подобная культурная политика «снизу», возникающая естественным путём, вне бюрократических директив, — это soft power, «мягкий лоббизм», наиболее органичный чаяниям общества. Это и называется — дать людям, в том числе и верующим, возможность эстетического выбора. Защитить право на прекрасное. В каком-то смысле эту функцию сегодня берет на себя Русский художественный союз, созданный полгода назад как добровольное объединение людей различных сфер искусства на платформе традиционных ценностей.
Теперь столичные власти сами будут выписывать штрафы вместо ГИБДД
Во-вторых, в пространство взаимоотношений Церкви и культуры сегодня необходимо привнести позитивную повестку, конструктив, альтернативный творческий продукт. Отвечать на хамство надо отнюдь не только протестом — но ответной позитивной творческой активностью, на фоне которой хамство съёжится и померкнет.
Нужны креативные продукты, которые ярко транслировали бы красоту и достоинство национальной культуры и заложенных в ней ценностей — но от которых не разило бы ретроградностью, замшелостью и безнадёжной аляповатой провинциальностью. Это непростой вызов — сегодня выработался уже некий культурно-чиновничий официозный стиль разговора о традиционном в формате «разлюли-малина». Но эту тенденцию нужно менять. Художественный вкус общественности, в том числе и православной, тоже нуждается в воспитании. Надо развивать чувство вкуса у аудитории, лояльной к православию, — предлагая достойные образцы, высокий и тонкий стиль.
И как бы современные художники ни отмахивались от принятия на себя ответственности за состояние масс, но это она и есть.
*Лозунг некоторой части православных христиан в Греции. В Российской Федерации признан экстремистским и включён в Федеральный список экстремистских материалов под номером 865 по решению Черёмушкинского районного суда города Москвы.
Автор — директор Центра медиакоммуникаций Российского православного университета, член Русского художественного союза