На смену олигарху Порошенко придет сын парторга Львовского университета
Среди всевозможных сообщений, касающихся компании, на официальном сайте «Рошен» не нашлось места для новости, которая вот уже не первый день будоражит украинское интернет-сообщество, пишет украинский еженедельник «2000». Речь идет о сообщении Антимонопольного комитета: штраф в размере 219 тыс. грн. наложен на «Киевхлеб» из-за схожести названия на упаковке для торта с продукцией Roshen.
«„Киевхлеб“ оштрафован за нарушение законодательства о защите от недобросовестной конкуренции в связи с использованием в хозяйственной деятельности оформления упаковки кондитерского изделия — торта „Казковий ключик“, — сказано в сообщении АМКУ, — которая похожа на оформление упаковки кондитерского изделия-торта „Золотой ключик“ производства корпорации Roshen, которая раньше начала использовать его в хозяйственной деятельности, и которая может привести к смешиванию с деятельностью корпорации Roshen».
Наверное, для «Рошена» это мелочь: «слупить» — по нынешнему курсу немногим больше $7000 — с конкурента. Причем довольно нищего — хоть по нынешним меркам, хоть по меркам того времени, когда доллар был по 8. Поэтому, наверное, эту новость фабрика Петра Алексеевича Порошенко и не стала размещать на своем сайте.
А зря. Потому что в своих комментариях граждане страны, в том числе и сторонники партии власти, — едины: «Да что ж это за мелочность такая?! Если уж на то пошло, то и вы „позаимствовали“ „Золотой ключик“ — этот торт выпускался по ГОСТу СССР».
Если копнуть глубже, то ключик, атрибут сказочного персонажа, на «рошеновском» торте — один в один похож на тот, который впервые изобразил в 1953 году художник Леонид Владимирский для диафильма «Приключения Буратино». И есть большие сомнения, что кондитерская фабрика выкупила авторские права на этот классический образ у потомков Леонида Викторовича. Если выкупила — пусть всем и расскажет.
На смену олигарху Порошенко придет сын парторга Львовского университета
А если по поводу авторских прав на персонажа подключатся потомки Алексея Толстого — у него было пятеро детей, а внуков и вовсе не счесть — то, как у нас говорят, «комусь буде непереливки».
Точно так же, как и с конфетами «Кара-Кум». Кто не ел их в детстве? Кто не помнит верблюда, нарисованного на обертке? Так чем отличается тот верблюд от нынешнего «рошеновского»? И горбов столько же, и пустыня та же. И если объявятся наследники автора советского «Кара-Кума», то, интересно, на чьей стороне будет АМКУ?
Кстати, «Киевский торт» выпускала в былые времена не только фабрика им. Карла Маркса: столичные хлебозаводы тоже этим увлекались. И ничего. Потребитель как-то мог и без Антимонопольного комитета разобраться — где чей, какой лучше и что покупать. Это при том, что коробки с фирменным листом каштана были схожи, как близнецы-братья.
«А чье было изобретение — тот самый „Киевский торт“? — пишет один из пользователей Фейсбука. — Как раз „Киевхлеба“! Так почему теперь продается как изделие „Рошена“, фактически присвоившего себе этот бренд?»
«Бедный „Київхліб“, — сокрушался и другой комментатор по поводу новости о крупном выигрыше „Рошена“. — У него не было ни единого шанса!»
И сразу «между строк» — всплывает в памяти еще одно сообщение: о том, что премьер-министр Владимир Гройсман считает работу АМКУ малоэффективной с явными признаками коррупции. Даже если к такому выводу глава правительства пришел вовсе не из-за истории с «Золотым ключиком», то все равно не исключено — сей факт со штрафом «Киевхлебу» лишь добавил убежденности.
«Если говорить о плагиате, то компания „Ferrero Rocher“ тоже может предъявить претензии фабрике президента — название, как ни крути, а очень похоже!» — сказано еще в одном сообщении на Фейсбуке.
В принципе продукция группы Ferrero появилась на Украине давно. Еще до распада Советского Союза в Центральном гастрономе на Крещатике можно было купить набор конфет в золотистых обертках. На ценниках для экономии места писали только «Rocher». И все знали, что это итальянские конфеты, дорогие, но на праздник коробочку прикупить можно.
Почему «Рошен» (как сказано в справочниках, «название образовано отбрасыванием первого и последнего слогов от фамилии основателя корпорации Порошенко») решил представляться латиницей, никто не объясняет.
«Разве визуально не похоже начертание брендов — „Rocher“ и „Roshen“?» — задаются вопросом интернет-пользователи. — Хотя итальянцы открыли свою фирму в 1949-м, а киевская фабрика сменила название в 1996-м".
Поэтому когда АМКУ говорит, дескать, «Киевхлеб» передрал картинку с Буратино у «Рошена», потому что тот выпускать такие торты начал раньше, то могу провести параллель и с «Ferrero». Они тоже почти на полвека раньше «застолбили» название.
А если кто-то скажет, что у детища г-на Порошенко и у торговой марки итальянцев есть разница в паре букв, то можно напомнить эпизод из знаменитой голливудской комедии «Поездка в Америку» с Эдди Мэрфи в главной роли, в котором африканский принц устраивается на работу в маленькую закусочную «Макдауэл», использующую те же технологии, атрибутику и логотип, что и знаменитый «Макдональдс». Владелец «Макдауэла» объясняет принцу, что хотя у них одна и та же большая «М» в логотипе, однако «Макдональдс» предлагает покупателям «Биг Мак», а «Макдауэл» — «Биг Мик».
Для чего США стравили фальшивого «украинца» Саакашвили с фальшивым президентом Порошенко
Что же касается непосредственно Буратино, то можно обратить внимание на то, что «Золотий ключик» («Рошен») и «Казковий ключик» («Киевхлеб») тоже не идентичны.
Собственно, если зайти на сайт официального дистрибьютора продукции «Roshen» в раздел «цукерки вагові» roshentrade.com.ua/tsukerki-, то там можно найти массу интересного. И задаться вопросом: что было раньше — «рошеновская» «Ромашка» или «Ромашка», к примеру, знаменитой российской фабрики «Рот Фронт»?
Если разборки с «Киевхлебом» не более чем дело принципа, и даже если Антимонопольный комитет, приняв сторону фабрики пана Порошенко, был честен в своих помыслах и руководствовался исключительно буквой закона, а вовсе не тем, чтоб расчистить дорогу от мелких конкурентов для «Рошена», все равно, знаете ли, остается нехорошее послевкусие.
«А чему удивляться? — пишет один из украинских пользователей Фейсбука. — У нас — одна страна, один президент, значит, и один торт должен быть».
Так что чужим тортам здесь не место.
Светлана Васильева.
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.