Почему выходцы из Средней Азии едут на Запад взрывать «мир неравенства и несправедливости»
Завершился 48-й Всемирный экономический саммит в Давосе. Антураж цилиндров и котелков остался в прошлом, но магический жезл сохранился и все еще творит нам воображаемую (и желаемую) волшебную реальность, пишет украинский еженедельник «2000». Давос ведь не просто экономический форум — это как бы координационный центр джентльменов удачи (в хорошем смысле слова) западной модели экономики. Именно здесь решают, какие пирамиды можно и нужно строить и какие пузыри надувать. И какие ветры ловить в паруса правильной, прогрессивной (и демократической) трактовки истории.
Главная тема 48-го Всемирного экономического форума — спасение будущего. Ничуть не меньше. Девизом саммита в Давосе стало: «Создание совместного будущего в раздробленном мире». Хотя спасение настоящего — это была бы ничуть не менее важная задача, и более понятная как бы, поскольку будущее неизвестно когда еще наступит, и каким оно будет. А настоящее — вот оно, уже здесь. Тем более, неизвестно, когда мы с вами узнаем, спасли ли в Давосе именно это будущее или какое-то другое, совсем неожиданное.
Скорее всего, речь идет о будущем самого мирового истеблишмента, который собирается в Давосе. Только тогда узнаем, когда будущее станет настоящим. Но к тому времени спасать нужно будет уже новое будущее нового истеблишмента. Не думаем же мы наивно, что их заботит чье-то чужое будущее? И нет уверенности, что его (будущее этого истеблишмента) к тому времени будет иметь смысл спасать.
Ну, а в настоящем (или уже в прошлом — как быстро идет время!) в заснеженном Давосе собрались 60 президентов и премьер-министров, тысяча глав международных организаций и транснациональных компаний, и все это (как они утверждают) для «поиска новых решений текущих проблем и улучшения жизни в мире». Пусть так. Поверим им на слово. И почему бы им туда не съехаться, когда входной билет стоит всего лишь каких-то 55 тысяч. Не гривен, конечно.
Финансово-экономическая модель, о которой пекутся в Давосе, существует с 1944 года. Суть этой модели очень проста, но вот ее исполнение — оно совсем не простое. Суть состоит в стимулировании экономики через эмиссию. И система эта вполне успешно работала довольно продолжительное время, но все хорошее (и плохое) когда-нибудь заканчивается. Что тут поделать? Диалектика. Система очевидно исчерпала свои возможности.
Почему выходцы из Средней Азии едут на Запад взрывать «мир неравенства и несправедливости»
Ничего страшного, но взамен ей нужно придумывать что-нибудь другое. Совсем новое и жизнеспособное. Строго говоря, все кризисные явления, которые происходят в современном мире, являются следствием именно исчерпания возможностей системы стимулирования экономики через эмиссию.
И эту систему уже не спасти, какие бы усилия не предпринимались по этому поводу. Однако в Давос съезжаются люди отнюдь не за поиском новой жизнеспособной системы, а именно надеясь найти вариант спасения старой. Сделать ей искусственное дыхание. И поскольку это занятие в принципе бесперспективное, то звезд первой величины в Давос приезжает все меньше. Но есть еще. Впервые за 17 лет приехал американский президент с большой свитой и большой помпой. И выступил с пространной речью, которую присутствующие выслушали затаив дыхание.
Из этой речи мы узнали, что США уже не гегемон, не хозяин глобализации, а просто мировой лидер. Согласитесь, что изменение произошло весьма существенное, потому его вполне заслуженно можно было бы обозначить главным фактором, который влияет на трансформацию мирового настоящего. То есть на формирование образа того будущего мира, которое собравшиеся в Давосе маги и волшебники обязались защищать. Но, судя по всему, они будут это делать без Дональда Трампа. Трамп же намерен сосредоточиться на защите лидерской позиции Америки. И призвал мировой истеблишмент инвестировать именно в это мероприятие. Дескать, именно эти инвесторы окажутся на правильной стороне истории.
В ситуации, когда Дональд Трамп тяжелую шапку гегемона сменил на тоже нелегкую шапку мирового лидера (совсем неплохо), Ангела Меркель и Эммануэль Макрон по очереди примеривали шапку мирового гегемона на себя. Она им (даже на двоих) кажется великоватой, но, действительно, не отдавать же шапку гегемона китайцам, которые, как мы знаем, были бы совсем не против такой примерки.
Ангела Меркель и Эммануэль Макрон обратились к участникам форума в Давосе в том смысле, что Европе давно пора бы сплотиться, и выступить единым фронтом, и стать независимой от США. При этом (вполне ожидаемо) Меркель, выполняющая обязанности канцлерин Германии, главную роль в объединении гипотетически независимого от США Евросоюза отводит Германии, а президент Франции, тоже вполне естественно, видит в центре ЕС именно Францию. При этом ни Меркель, ни Макрон почему-то на выступлениях друг друга не присутствовали. Меркель покинула Давос сразу после своего выступления. Ну, мы знаем, что дома ее ждет важная задача формирования правительственной коалиции.
Мы помним, что поиски выхода из кризисной ситуации велись и на прежних саммитах в Давосе. Так, 10 лет назад (после кризиса 2008 г.) были разработаны меры, об эффективности которых уже можно судить сегодня. За прошедшие десять лет состояние богатых неуклонно прирастало, а у всех остальных — естественно уменьшалось. Потому 1% населения Земли на данный момент владеет 82% всех мировых богатств. Естественно потому, что все должно строго соответствовать закону сохранения Ломоносова — Лавуазье. И никакого перелома в этой тенденции не ожидается. Но и продолжаться до бесконечности она не может.
В условиях же нынешнего кризиса трудно будет сохраниться не только среднему классу, но даже сравнительное богатство не дает никаких гарантий его (богатства) сохранения. Условно богатые будут перемалываться сверхбогатыми (то есть владельцами настоящих денег) наряду со всеми. В первую очередь утилизации будут подлежать так называемые молодые деньги. В этом ряду находится практически весь постсоветский олигархат. Но и не только… Они в это никак не могут поверить, ошибочно думая, что между деньгами нет никакого различия, но это так. Собственно, процесс утилизации «молодых денег» уже идет…
Можно было ожидать, что главным вопросом обсуждения на форуме в Давосе будет угроза второй волны глобального финансового кризиса. И необходимость мер по ее предотвращению. Главными же стали три вопроса: экологические угрозы от экстремальных погодных условий, экономическое неравенство и, конечно же, кибератаки. А ожидание новой волны кризиса (поскольку она не пришла в минувшем году) переносится на год нынешний.
И наконец. Фактически эра капитализма уже закончилась. Поскольку процентные ставки ушли в минус, банковская система прекращает свое существование в прежнем виде. Мы уже выпали из понятного, в общем-то, капитализма и находимся в условном «посткапитализме», где действуют совсем другие правила. Гораздо более суровые. Хотя, казалось бы, куда уж суровее. Как говорил Джордж Сорос на прошлогоднем Давосе, «музыка прекратилась, а они все еще танцуют». Но веселые танцы продолжались и на этом, 48-м форуме.
Курс взят на то, чтобы запретить наличное денежное обращение как таковое. И это будет совсем другая модель общества, где от карточек до талонов (хоть и электронных) только один шаг. Но и это еще полбеды. Хуже, что из трех главных составляющих капиталистического прироста — капитал, ресурсы и рабочая сила — в дефиците остаются только две первые. Рабочая же сила — она уже и сегодня избыточный фактор. А неизбежная роботизация производства этот избыток будет только увеличивать. Если в начале капиталистической эры овцы сожрали людей, то в так называемой четвертой технологической революции роботы сожрут людей. Это случится неизбежно, если все пустить на самотек, на волю так называемого прогресса. И свободного рынка.
Александр Леонтьев.
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.