Сергей Шаргунов: нужен мемориал в память о жертвах 1993 года

Наверное, многие из вас заметили, что в Москве, особенно на востоке и юго-востоке столицы, последний год время от времени очень сильно пахнет тухлыми яйцами и серой. В первом случае речь идёт о сероводороде, во втором — о сернистом ангидриде. Оба вещества образуются в ходе нефтепереработки, а также гниения мусорных масс. Само собой разумеющееся, что оба вещества негативно воздействуют на дыхательную и сердечно-сосудистую систему. Многие давно обвиняют в происходящем закрытый полигон «Кучино», а также заводы в Капотне, Реутове и Жулебино. Но данная проблема — лишь вершина айсберга. В Москве выявлен целый комплекс проблем, влияющих на здоровье граждан.
В первую очередь, это уже упомянутые выбросы в воздух. В морозную погоду их хорошо видно: если дым из труб белый в цвет облаков — это всего лишь пар, но если окрашен — это выбросы.
Затем следует упомянуть выбросы в реки. Часто в новостях передают, что, например, Яуза окрасилась в какой-то несвойственный ей цвет. Всем известно, какие предприятия осуществляют эти выбросы. Среди них не только государственные, но и частные. Насчет очистных сооружений заботятся отнюдь не все компании — подобные системы стоят очень дорого. Издержки производства же распределяются между гражданами.
Сергей Шаргунов: нужен мемориал в память о жертвах 1993 года
Свою лепту в загрязнение столицы вносит и канализация. В старых спальных районах, таких, как, например, Измайлово, чугунные трубы ставились в 50-е годы. Обращаю внимание: лимит их использования — 50 лет. Проблемы с канализацией грозят рядом рисков. В частности, выделяемый сернистый газ провоцирует развитие бронхиальной астмы у горожан. Если нарушено течение канализации, образуются лужи, в которых начинают жить насекомые — переносчики самых разных заболеваний. Муниципальные службы просто не успевают осуществлять замену старых канализационных труб.
Кроме того, Москва и так окружена болотами — торф почти не разрабатывают, а увеличивающиеся в масштабах торфяники служат великолепной средой для размножения насекомых, тех же комаров, ухудшающих санитарную обстановку в Подмосковье.
Свалки — ещё один бич цивилизации. Эта проблема возникла еще в 80-е годы, так как тогда у нас не было никаких мусороперерабатывающих заводов. Недавно они появились, но это несет с собой опасность: мусор нужно перерабатывать, а не сжигать, так как продукты горения отходов вызывают рак легких даже у тех людей, которые никогда не курили.
Автотранспорт — ставший классическим фактор угрозы здоровью горожан. У нас в стране нет системной работы по развитию производства электромобилей и автомобилей на газе. Большую опасность для окружающей среды представляют грузовики и автобусы, которые ездят на весьма неэкологичном низкооктановом топливе. Необходимо, чтобы правительство разработало нормы проверки подержанных автомобилей (процент выхлопа), а также ввело дополнительный контроль для таких иномарок.
Вы будете смеяться, но городские туалеты тоже отнюдь не улучшают здоровье москвичей. Новые кабинки мало того, что уродуют внешний вид города, так еще и выступают источником инфекций. Старые советские стационарные туалеты в малых зданиях в этом плане куда более безопасные. А наш сосед — Китай, и вовсе демонстрирует собой пример, как надо бороться за модернизацию туалетной сферы. В рамках «туалетной революции» с 2015 года в Поднебесной было построено свыше 70 тысяч новых туалетных пунктов, и в ближайшие три года планируется построить еще 60 тысяч.
Система, введенная ПФР, являет собой социальную мину замедленного действия
И, конечно же, каждое вырубленное дерево в Москве идёт нам только во вред. Уничтожение парков в центре Москвы, интенсивная застройка высвобождающихся площадей, повышенная плотность зданий увеличивают процент загрязненности воздуха вредными веществами. Растительность перерабатывает углекислый газ и частично поглощает тяжелые металлы. Но коммерсанты и чиновники об этом то ли не знают, то ли знают, но для них есть вещи поважнее. Разумеется, никакие одиночные деревца в горшках на Тверской и мох в Зарядье не способны радикально улучшить экологическую ситуацию. Нужно оставить в покое то, что есть — лесные массивы на западе Москвы, парки Измайловский, Битцевский, Коломенский, Лосиный остров и другие. Никакие дороги-дублеры, новые транспортные магистрали и высокоэтажные жилищные комплексы на месте лесов не способны сделать москвичей и жителей Подмосковья здоровее.
Кроме того, наша система мониторинга состояния атмосферы безнадежно отстала. В США на домах в каждом населенном пункте установлены датчики контроля газового состава воздуха. Они реагируют в случае попадания в атмосферу вредных выхлопов — и контрольные органы тут же навещают провинившееся предприятие. Нам бы следовало перенимать и развивать подобные системы, и ужесточать экологический надзор.
Давайте станем более внимательными и чуткими к окружающим нас экологическим угрозам, паче не заметить их невозможно — они периодически доставляют всем нам кучу дискомфорта и беспокойства.