Киев пытается напоследок выбить из России как можно больше
Казалось бы, сложно уже чем-то удивить тех, кто наблюдает за театром абсурда, в который превратилась украинская политика, но скандал вокруг обвинений в отношении Надежды Савченко, похоже, пробил очередное дно, пишет украинский еженедельник «2000».
Как известно, генпрокурор Юрий Луценко объявил, что Герой Украины, депутат ВР Надежда Савченко «лично планировала провести террористический акт в стенах парламента…»
Скажу прямо, многие экстравагантные заявления и поступки Савченко позволяли допустить у нее весьма радикальные идеи, но все-таки она кадровый офицер с боевым опытом и наверняка не забыла, что метать гранаты нужно только будучи надежно защищенными от их взрывной волны и осколков (а сессионный зал парламента такой возможности не дает). Миномет же не относится к высокоточному оружию, попасть из него в такой относительно небольшой по площади объект, как купол Верховной Рады, проблематично, особенно в условиях городской застройки, нужна корректировка огня, а на нее — время.
Да и как должно было выглядеть выполнение этого «хитрого плана»? Савченко метает гранаты в ложи, а оставшиеся чинно сидят на своих местах, дожидаясь, когда заговорщики-минометчики пристреляются?
В общем, понятно, что какие бы разговоры ни велись Надеждой Савченко, фантазия у спецов из Генпрокуратуры разыгралась не на шутку. Но любая такого рода «фантазия» всегда имеет под собой политическую подоплеку. «Версию» о том, что правоохранители в данном случае просто действуют строго по закону, расследуя подготовку тягчайшего государственного преступления, о котором поступила оперативная информация, следует с ходу отвергнуть.
Из тех утечек и недомолвок, которые на нынешний момент позволяют судить о деле Савченко, уже можно сделать вывод, что никакого заговора не было, была (если была) оперативная игра, «объектами» которой выступали и Владимир Рубан (хотя в отношении его истинной роли и мотивации остается много вопросов), и сама Надежда Савченко. Причем затянули последнюю в «заговор» в ходе застольных разговоров, в которых, как известно, много чего можно услышать. То есть, речь идет о провокации спецслужб, причем очевидно, что без такой провокации дело ограничилось бы банальным застольным трепом, на который, добавлю, как правило, спецслужбы реагируют достаточно снисходительно.
Таким образом, власть изначально хотела дискредитировать (или «посадить на короткий крючок») политического оппонента, но сделала это крайне неудачно. Ведь еще во времена застоя ходил анекдот о гражданине, которому совершить покушение на Брежнева помешала толпа таких же желающих, рвавших у него из рук пистолет. И как тут не вспомнить популярную в интернете еще в «домайданную» эпоху картину, изображающую пылающую Раду, с крыши которой выпрыгивают депутаты, и умиротворенно наблюдающих за этим граждан (позднее эту картину продали с аукциона за 120 тыс. гривен)
Киев пытается напоследок выбить из России как можно больше
И вот выясняется, что есть уже достаточно известная персона, которая, как утверждает сама власть, планировала-де реализовать эти подсознательные мечты. Голосование за такого кандидата для протестного электората может стать даже более четким выражением позиции, чем заполнение графы «против всех». Тем паче что выдвинутые обвинения идеально попадают в давно формируемый образ чрезвычайно простой, прямой и, скажем так, экстравагантной «девушки из народа», которая «гимназий не кончала», а посему имеет соответствующие манеры поведения и взгляды на методы решения стоящих перед страной проблем.
При этом, уверен, никто из «ответственных избирателей» не видит в Надежде Савченко реального политического лидера, это сугубо «нишевый» политик, и в своей нише она за последние дни только набрала политических очков. Бессмысленными выглядят и попытки привязать Савченко к Юлии Тимошенко. Когда последняя включала летчицу в свой избирательный список, та имела статус национальной героини, которую поддерживали все «патриотические политики», включая президента. И понятно, что ее сегодняшний статус — следствие той истории, он отнюдь не обусловлен наличием у нее депутатского мандата.
Можно допустить, что Луценко решил просто «застращать» депутатов, нажав на самую болевую точку (заботу о собственной безопасности), дабы получить желаемое — согласие на лишение депутатской неприкосновенности и арест. Но почему оно тогда не было получено, почему голосование перенесли на следующую неделю? Ведь если посмотреть на ситуацию абстрагировано, речь идет о человеке, не просто обвиняемом в самых тяжких преступлениях, но и, если принять на веру предъявленные обвинения, представляющем прямую угрозу для общества и для отдельных граждан, возможно, психически неуравновешенном.
Ирина Луценко сообщила: «Была определенная ситуация, которая носила признаки угрозы для окружающих». Надежду Савченко попросили выйти из зала, якобы она пронесла в зал заседаний парламента три гранаты и пистолет, их обнаружила охрана, сообщившая об этом спикеру Парубию. Так почему тут же не проголосовали за лишение неприкосновенности и не арестовали прямо в здании парламента, как было в сентябре 2015 г. с депутатом Игорем Мосийчуком, обвиненном «всего лишь» во взятке?
Понятно, что в том случае основанием для ареста был такой признанный законом повод, как возможность подозреваемого скрыться от следствия. И, похоже, именно этого, «скрыться» (причем, естественно, вне территории Украины) и добивается власть от Надежды Савченко. Ведь ее арест и последующие правовые действия выглядели бы, мягко говоря, неоднозначно в глазах общества, которое хорошо помнит кампанию по освобождению Надежды Савченко из «российских застенков». А если она объявит голодовку, власть и вовсе окажется, простите, в совершенно дурацком положении.
Впрочем, громкие обвинения, выдвинутые на самом высоком уровне, а затем окончившиеся в общем-то пшиком, можно считать фирменным стилем нынешней власти в целом и генпрокурора Луценко в частности (это было ему свойственно еще в бытность его министром внутренних дел при президенте Ющенко). Но все их фигуранты на свободе, продолжают заседать в ВР, а возбужденные против них дела прочно завязли в юридической трясине (мы не рассматриваем сейчас их правомерность).
Возможно, за этими «замахами» без удара стоит общая линия власти на то, чтобы сделать оппонентов более «аккуратными» и сговорчивыми? Допускаю (но не стану утверждать) и то, что за свою свободу отдельным персоналиям пришлось заплатить определенными обязательствами. Но с Надеждой Савченко власть, судя по всему, неожиданно для себя ввязалась в очень серьезную игру.
Не успела Ирина Луценко заявить, что на заседании, посвященном снятию с Савченко неприкосновенности, будет показано шокирующее видео с участием последней, как бывшая летчица провела брифинг, где призналась, что вела разговоры об организации терактов — но называет это спецоперацией. «Когда объект А вошел со мной в контакт, я попыталась закрутить ситуацию так, чтобы можно было создать в будущем политическую провокацию» «Это не теракт, это — политическая провокация, чтобы показать власть смешной», — утверждает Савченко (и нужно признать, что это удалось вполне. — Авт.).
По словам Савченко, в АП отдавали приказ о ее физической ликвидации. «Объекту А было интересно фиксировать все, что я делаю. Поэтому я начала создавать сюрреализм, который заключался в том, что — не только, как рассказывал Луценко, гранатами в разные стороны, минометом по куполу — я рассказывала все самые возможные и невозможные операции (включая газовую атаку через вентиляционную систему. — Авт.), при этом постоянно советуясь с объектом А. Объект А давал свои предложения».
При этом «…никогда в жизни не допускала даже в мыслях и не допущу, чтобы такие мысли возникли у любого, что ВР можно взорвать так, чтобы погибли невинные вместе с виновными».
То есть, тонкий намек на то, что смерть «виновных» ее ничуть не пугает, подкрепленный видеороликом, в котором депутат на фоне зала ВР имитирует звук стрельбы.
Депутаты же не нашли ничего умнее, чем принять постановление, позволяющее в целях безопасности обыскивать их самих при входе в Раду.
В общем, можно констатировать, что в пиар-плане Савченко уже начисто переиграла власть, «битва спецопераций» оказалась полностью за ней. Причем, вне всякого сомнения, за ней стоит очень мощная команда политтехнологов (и, естественно, тех, кто их работу оплачивает), такая, что действующей власти остается только позавидовать. Похоже, учитывая безусловные волевые качества Савченко, «вариант «Омега» (так назывался советский фильм о разведчиках, в котором такое же название было у сценария работы разведчика под контролем противника), при котором Надежда окажется за решеткой, рассматривается как рабочий, если не основной. И власть действительно попала в крайне неприятную ситуацию — в ближайшие дни нужно будет принимать какое-либо решение, любое из которых будет для власти заведомо проигрышным (в шахматах такая ситуация называется цугцванг).
Ситуация вокруг «заговора» Савченко получила большой резонанс в зарубежных СМИ.
«Путч» героя войны — демонстрация степени недееспособности Украины" — так озаглавил свою статью в Washington Times Тодд Вуд, бывший офицер сил спецопераций, пилот вертолета (что важно — учитывая военную профессию Савченко) и трейдер с Уолл-стрит. Вуд — автор публикаций в Fox Business, National Review, The New York Post и многих других изданиях.
Он пишет: «В стремлении сформировать либеральную демократию в западном стиле Украина движется в неверном направлении. Системная коррупция, групповщина и доминирование олигархов в экономике — все это не проходит даром, отдаляя Украину от перспективы процветания и свободы. Откровенная неприглядность подводных течений на Украине проявляется в полной мере, и умеющие наблюдать фиксируют немало подтверждающих этот факт признаков.
Взрывы автомобилей становятся явлением повсеместным. Недавнее убийство Ирины Ноздровской, погибшей от ножевого ранения, всколыхнуло местных жителей, спровоцировав уличные протесты в Киеве.
А сегодня медленно разворачивается новая интрига: Надежду Савченко, бывшего штурмана боевого вертолета, в результате договоренности об обмене военнопленными освобожденную из российской тюрьмы, где она провела долгие месяцы, сейчас обвиняют в заговоре с целью подрыва украинского парламента.
Заговорщики якобы планировали с помощью минометов, автоматов и гранат свергнуть правительство президента Петра Порошенко. «У следствия есть неопровержимые доказательства того, что Надежда Савченко — народный депутат Украины — лично планировала., лично давала указания о том, как провести террористический акт здесь, в этом зале», — заявил генеральный прокурор Юрий Луценко.
Подобные обвинения в адрес Савченко (человека, избранного в парламент во время пребывания в российской тюрьме, а после освобождения в 2016 г. воспеваемого в качестве «украинской Жанны Д’Арк») действительно шокируют. Тем не менее опровержение выглядело слабым: она лишь приветствовала обвинения в свой адрес, признавшись, что хочет видеть сценарий военного путча сбывшимся, но опровергла заявления о готовности проливать кровь…
Новые рамки для ВР
Впрочем, после такого признания госпожа Савченко поразительно резко отчитала власти. Господина Луценко и некоторых законодателей она обвинила в организации убийства представителей «Небесной сотни». Луценко «с трибуны призывал идти в наступление», — заметила она.
Вся эта история напоминает мне серию из «Звездного пути», когда Кирк и Спок попадают на некую планету, где действуют исключительно правила, почерпнутые из книги о чикагских гангстерах 20-х годов.
А если к накалу национализма, охватившего страну, добавить недовольство масштабами помощи, оказываемой США, а также отказ от выполнения требований МВФ, направленных на борьбу с коррупцией (как условие дальнейшего предоставления поддержки), то будущее Украины светлым явно не выглядит.
В ситуацию вовлечено множество тем и игроков (в т.ч. и российские спецслужбы), и все они пытаются дестабилизировать эту страну. Судя по свежим новостям, невольно приходится констатировать — в этом вопросе они преуспели".
Интернет-издание Zerohedge.com под заголовком «Легенде «майдана» грозит арест — за слова о том, что нынешние украинские чиновники «вывели снайперов в центр Киева» пишет:
«Ее (Савченко. — «2000») заявления подтверждают прежние рассуждения многих людей. А именно предположение о том, что весь жестокий государственный переворот был задуман в качестве отвлекающего маневра, с тем, чтобы направить гнев Запада на занимавшего тогда пост президента пророссийского Януковича, впоследствии свергнутого при поддержке США…
По словам Савченко, она давала показания о тех событиях людям, ведущим расследование массовых убийств, но никаких результатов нет…
Луценко сообщил Раде, что «легенда» майдана Савченко — участница «террористического» заговора… Савченко не опровергала выдвинутых обвинений, но преуменьшила их значимость. Конечно, события 2014 г. уже давно минули, и мы сомневаемся в том, что учебники истории (как и бесчисленное множество проукраинских статей, опубликованных западной прессой, чтобы оправдать разжигание опосредованной войны между Россией и Украиной) когда-либо будут пересмотрены".
А издание «European Tribune» иронизирует:
«Не какой-то там банальный теракт, а операция по уничтожению цитадели «демократии» на Украине и «добиванию» законодателей с целью осуществления военного государственного переворота.
Да, Европе следует поскорее принять в свои ряды как можно больше этих безумцев и запустить их в НАТО ради их же собственной защиты. «Красная угроза», знаете ли…".
К сказанному следует добавить, что история с терактом, готовившемся-де Надеждой Савченко, напоминает историю 14-летней давности.
Вот какое воззвание от анонимного источника «Ugroza2004» 20 октября 2004 г. накануне предстоящих тогда президентских выборов и в преддверии «оранжевой революции» опубликовал сайт «Обозреватель»:
«Дорогие украинцы!
Мне необходимо к вам обратиться в связи с исключительной важностью той информации, которая стала мне известна.
Прежде чем перейти к сути моего сообщения общественности Украины, я должен сделать некоторое отступление. Я — гражданин России и на Украине нахожусь временно, «работая» на выборах вашего президента. Моя функция заключается в экспертной оценке различных предвыборных идей и проектов. Нас на Украине находится целая группа. Насколько я знаю, наша группа — только одна из четырех, действующих на Украине экспертных групп.
Мы живем в чьем-то доме под Киевом, куда нам доставляют материал для работы. Наши контакты с внешним миром крайне ограничены, чтоб не было возможности для утечки информации о тех проектах, которые находятся в предвыборной разработке власти. Как мне удалось выкинуть эту информацию в интернет, я описывать не буду, чтобы меня не вычислили в группе, где я работаю. …При всем этом я считаю своим долгом сообщить то, что мне известно, поскольку это касается жизни невинных людей.
Недавно к нам принесли проект, «разработку», которую мы должны были оценить с точки зрения положительных и отрицательных последствий. Разработка была представлена несколькими вариантами, каждый из них мы должны были оценить. Я не знаю, кто является ее автором: силы Администрации Президента или штаба Януковича.
Суть «разработки», которую мы оценивали, заключается в следующем.
31 октября во время голосования целесообразно организовать серию терактов на избирательных участках Донецкой области. По разным вариантам, которые мы оценивали, во время голосования должен произойти взрыв или несколько взрывов на избирательных участках в Донбассе, где рейтинг Януковича высок, и его преимущество над Ющенко неоспоримо. Теракт должен быть проведен так, чтобы было много жертв, именно поэтому разработка предполагала организацию взрывов. Речь идет о десятках людей.
Один из вариантов, который мы оценивали, предполагал провести это на трех различных участках. Взрывы предлагалось организовать именно в Донецкой области. Насколько я понимаю, именно в этом регионе админконтроль за ходом выборов настолько силен, что он сможет обеспечить необходимый результат голосования в пользу В. Ф. Януковича даже в случае срыва голосования на 1—3 участках.
Что хотели доказать украинские националисты, блокируя здания российских консульств?
Проведенный теракт должен стать основанием для того, чтобы перед вторым туром обвинить в его проведении силы оппозиции. Средства массовой информации и правоохранительные органы заявят, что к организации взрывов причастны оппозиционные структуры и кандидат в президенты В. Ющенко, которые якобы организовали теракты, чтобы сорвать голосование в пользу Януковича. Это должно расширить антиющенковские настроения и довести их до уровня массовой истерии.
Теракты 31 октября позволят следственным органам в период между первым и вторым туром проводить множественные аресты активистов оппозиционных штабов «в связи с причастностью к террористической деятельности». Это нанесет существенный удар по работе ющенковских штабов. Таким образом достигается антиющенковская истерия в обществе и появляются основания для массовых арестов оппозиционеров — это те два плюса, которые делают «разработку» высокоэффективной.
«Разработка» имела концептуальный характер, поэтому у меня нет сведений о конкретных участках, где должны быть организованы теракты.
Я надеялся, что эта «разработка» сама по себе задохнется в больной голове, которая ее придумала. Однако насколько я вижу, этот кровавый план пустили в исполнение.
По одному из вариантов, предполагалась организация взрывов от имени каких-то будто бы существующих спецподразделений штаба Ющенко. Другим вариантом было предложено проведение терактов от компании «Пора», деятельность которой направлена против В. Януковича. Для того чтобы все, что произойдет 31 октября на участках Донбасса, выглядело убедительно, уже сейчас правоохранительные органы заявили о террористической деятельности компании «Пора», организовав историю с изъятием взрывного устройства в центральном офисе компании…
У меня нет симпатий ни к одному из ваших кандидатов. Однако какой бы ни был Виктор Янукович как кандидат, я не могу терпеть мысль о том, что его избиратели, мирные люди могут пострадать.
Сомневаюсь, что вам удастся получить документальные подтверждения того, что я изложил. Однако чтобы убедиться, что моя информация соответствует действительности, достаточно отследить то, о чем говорят ведущие украинские СМИ, в частности, об изъятии взрывчатки в офисе компании «Пора».
Надеюсь, что время, которое остается у вас, украинцев, до дня президентских выборов, будет с умом потрачено на то, чтобы описанная мной «разработка» не удалась. Выборы не должны стать трагедией".
О времена, о политтехнологии! Времена меняются, политтехнологии — нет.
Александр Прохоров.
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.