Похоже, оказавшимся у разбитого корыта Польше и Украине опять пора объединяться
Вместо того чтобы модернизировать вагоны, которые бы отвечали современным стандартам и комфорту пассажирских перевозок, а не напоминали бедным путешественникам о первых годах «незалежности» (настолько по виду древние постельные комплекты и утлые подушки, теряющие перья даже в международных экспрессах), чиновники «Укрзализныцы» фонтанируют нелепыми идеями. Внедряя не менее странный на общем фоне развала всей отрасли сервис, который вряд ли относится к предметам первой необходимости людей, севших в поезд, пишет украинский еженедельник «2000».
Ну и как водится в традициях последних лет, бюрократы обличают свои несуразные мысли в невиданное доселе достижение планетарного масштаба. Ну, или европейского.
О чем это я? Да о книгах. То, что для любого человека, — источник знаний, для ведомства, которое в упор не замечает насущных проблем своего хозяйства, книги, как бы это сказать поделикатней, — барыш?
Не так давно Евгений Кравцов, и.о. председателя правления ПАО «Укрзализныця», опубликовал в своей ленте на Фейсбуке бодрый пост о том, что революция услуг, о которой так долго говорилось, наконец свершилась. А именно: продажа книг в вагонах. Правда, пока что это пилотный проект, и реализуется он в поездах «Интерсити» и «Интерсити+».
Так вот, покуда сей массовый ликбез железных дорог не перешел в массовую же стадию, хочу отметить несколько деталей, которые мне показались казусными.
Первое. Если внимательно рассмотреть каталог книг, которые предлагает своим клиентам ПАО, ловишь себя на мысли, что его составлял не иначе как школьный учитель. И ориентировался он на возраст своих подопечных. Потому как одну половину можно смело отнести к разряду школьной программы, во всяком случае, этот замечательный классический репертуар любой нормальный человек успевает проглотить еще в отрочестве. Ну, например, «Маленького принца», «Рассказы о Шерлоке Холмсе», «Собаку Баскервилей», «Кентервильское привидение».
Похоже, оказавшимся у разбитого корыта Польше и Украине опять пора объединяться
Вторая половина ну никак не тянет на легкий досуговый бестселлер, который захотелось бы полистать в трепыхающемся вагоне при не самом лучшем освещении и громких голосах в соседних купе.
Мне, например, трудно представить, чтобы люди ринулись покупать «Лирику» Ивана Франко, поэзию Леси Украинки или знаковую работу 1902 г. австрийского философа и психолога Отто Вейнингера «Пол и характер. Принципиальное исследование». Странная коллекция, не находите?
Ага, так и вижу, как целый вагон, изучив литературный прайс-лист, погрузился в смакование слов и рифм от украинских мэтров или штудирование словаря. Как правило, в вагоне ну газетку или журнальчик пролистаешь, лучше идут кроссворды. Но обычно люди, планирующие поездку, продумывают и чтиво, чтобы скоротать час в дороге.
Второе. Вопрос практический. А где вся эта кипа продажных книг будет храниться? Что-то я не видела в вагонах свободных мест, так, чтобы там разместилась библиотека с энным количеством экземпляров каждого опуса, обозначенного в прайсе. Напрашивается одно пространство, а именно купе проводника. Правда, оно крохотное, вдвоем не протолкнешься, а еще если стопки книг… Но ничего, главное — корпоративный бизнес. Так, наверное, задумано?
Третье. Самое интересное. Конечно, надо полагать, что это просто совпадение, не более, но практически все книги, что представлены на страничке Кравцова, почему-то отпечатаны в одном издательстве — харьковском «Фолио». Я, в общем, не против. Там Аваков недавно книжку о Ленине издал, скоро его новая вещичка будет презентована — «Зеленая тетрадь». Но как же свобода выбора и все такое? Или «Укрзализныця» теперь будет официальным дистрибьютором издательства? Так, что ли, понимать?
Правда, в издательстве все те же книги продаются гораздо дешевле. Взять хотя бы «Маленького принца» — там он стоит 45 грн., в поезде — 70 грн, «Собака Баскервилей» на сайте производителя оценена в 50 грн, в поезде — 75, «Короли Молдаванки» Ирины Лобусовой в издательстве предлагают за 80 грн (в данный момент действует акция — 52 грн), в поезде — 120, «Я, Шонік і Шпіцберген» авторства Кузьмы Скрябина стоит 30 грн против 45, его же «Я, „Побєда“ і Берлін» — 40 грн и 60 грн соответственно. И так далее.
Неужели книги — это последнее, что требует крайне невзыскательный украинский пассажир? А как же туалеты, где вместо более гигиеничного в пользовании жидкого мыла сиротливо лежат обмылки? Где нет одноразовых накладок на унитаз (простите за интимные подробности). Боковые светильники, в которых не меняются перегоревшие лампочки, свалявшиеся матрасы? А то, что цена билета совершенно не соответствует качеству поездки? Это я описываю прелести фирменного экспресса Киев — Москва", который, как оказалось, не просто окупается, а приносит ощутимую прибыль. Ведь купейный билет туда стоит под 4 тыс. грн.
И не книжки здесь острая необходимость, а хотя бы бесплатный интернет, который позволит пассажиру почитать новости и литературу в цифровом виде. И, заметьте, без вопиющих наценок.
Спикер Госдумы пригрозил уголовным преследованием всем, кто соблюдает антироссийские санкции в России
Пан Кравцов еще и анонсировал еду в ночных поездах, этот проект пока в разработке. Подозреваю, что съестные наборы в ланч-боксах станут не раздавать, а продавать, судя по тенденциям. А вот в российских поездах, например Москва — Старый Оскол, ланч-боксы с бисквитом, сэндвичем, соком и бутылочкой воды раздают каждому пассажиру бесплатно, и это не считая дорожного набора, куда входят одноразовые тапочки, зубная паста со щеткой. В купе есть телевизор с тремя каналами (все они показывают!) и индивидуальные наушники, чтобы звук не мешал соседям, сейф, естественно, интернет. Это я привела в пример поезд регионального направления. Не верите — прокатитесь и попробуйте уличить меня во лжи. На контрасте с фирменным украинским составом этот, с новыми вагонами, произвел фантастическое впечатление.
Так что, господа начальствующие железнодорожники, давайте не делать из старья конфетку, все равно не выйдет удобоваримый продукт. И кончайте наживаться самым неприличным образом на пассажирах и никчемном сервисе.
Потому как, когда вагончик тронется, вы-то останетесь с наваром, а украинцы — в дураках.
Антонина Трофимова.
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.