
Аккурат перед майскими праздниками Министерство информации Украины, прозванное в народе «Минстець» по имении его главы Юрия Стеця, отчитывалось на Кабмине о проделанной за первый квартал 2018-го работе — по улучшению имиджа страны как главной составляющей всей деятельности этого органа.
И чем же могли порадовать страну? Какими свершениями?
Так вот, главное достижение, оказывается, состоит в том, что за три месяца с. г. министерство провело «ряд мероприятий для популяризации идеи дружбы с НАТО», а также успешно ведет страницу в Фейсбуке, пишет автор украинского еженедельника «2000» Светлана Васильева.
Если это и есть наиважнейшая работа «Минстеца», то имеет ли она прямое отношение к ребрендингу Украины — собственно, во имя чего и создавалось это самое ведомство?
Вишенка с миллионами
На министерском сайте сказано еще об одном достижении: о том, что в кабельной сетке CNN стараниями сего органа запускали 30-секундный рекламный ролик об Украине. «Это прекрасная возможность рассказать миру об изменениях, происходящих на Украине, о регионах и возможности для мирового бизнеса», — сказано в разделе под названием «Популяризация Украины в мире».
«…Инвестор верит своему сердцу и уму, но точно не тому, что он просто увидел по телевизору, — цитирую исполнительного директора Международного фонда Блейзера, президента Гарвардского клуба Украины Олега Устенко. — Fitch, Standard Poor’s и Moody’s ставят Украину на пять ступеней ниже инвестиционного рейтинга. Она занимает 131-е место из 176 стран по уровню коррупции, 76-ю позицию по легкости ведения бизнеса. Это те факторы, на которые обратит инвестор свое внимание.
Имидж страны — важная составляющая. Но имидж страны — это не только и не столько ролик по CNN. Такой ролик может быть вишенкой на торте, а торт надо испечь самостоятельно — улучшить качество бизнес-климата. А просто разговоры — это в конце может оказаться напрасной тратой средств".
Одним из важнейших событий в ведомстве Юрия Ярославовича, как сказано на сайте mip.gov.ua, стало недавнее заседание межведомственной комиссии по вопросам популяризации Украины в мире.
Это заседание вообще названо «историческим». Причем сказано это устами министра: «Состоялось историческое заседание комиссии, которое показало готовность всех стейкхолдеров для принятия эффективных решений».
И вот тут у интернет-пользователей, в том числе и иностранных, просматривающих веб-портал министерства информполитики, должно возникнуть много вопросов. Например, по поводу «стейкхолдеров» (от англ. stakeholder), что переводится как «распорядители спорного, заложенного имущества», а также «лица, имеющие долю в уставном капитале предприятия». Кого имел в виду г-н Стець? Каких таких «распорядителей»? Кто там «имеет долю»?
Ведь это самое «историческое заседание» комиссии было посвящено исключительно теме воплощения в жизнь документа под названием «Концепция популяризации Украины в мире и продвижения интересов Украины в мировом информационном пространстве», утвержденного решением № 467 Кабинета Министров в 2017-м.
Хотя само министерство презентовало сей глобальный проект еще осенью 2016-го.
Во главу угла «Минстецем» ставилась задача: «Проведение регулярного открытого диалога между Кабинетом Министров Украины и сообществом мировых лидеров, представителей средств массовой информации, освещающих или комментируют украинскую тематику».
Чиновники министерства собирались получить очень быстро внушительный результат: «Концепция популяризации в краткосрочном периоде даст следующие результаты: синергия усилий органов власти, бизнеса и гражданского общества, усиления присутствия Украины на международных мероприятиях и информационных площадках, в международном академическом, культурной и общественной среде…»
Но все же мир воспринимает нас не по фантазиям, описанным в концепции министерства, не по несущейся из него псевдотерминологической трескотне, а по реалиям, которые происходят на Украине, а также — и чаще всего — по публичным высказываниям политиков и общественных деятелей.
Тут бы и стало «в пригоді» министерство, выступило бы с собственным комментарием, отреагировало хотя бы на то, что не может не возмутить не только наших, но и иностранных граждан.
Вот, к примеру, недавнее выступление большого борца за чистоту украинской нации, бывшего народного депутата от партии «Свобода», одиозной г-жи Фарион. В эфире ток-шоу на одном из ТВ-каналов она назвала русскоговорящих украинских граждан «умственно отсталыми предателями», а само их существование — «найбільшою проблемою України».
«…Они привлекли сюда войну! — цитировало ее УНИАН. —Г де у нас сейчас война? Там, где были русскоязычные граждане. Это Луганская, Донецкая области и Крым. Мы имеем треть оккупированного Донбасса. Мы имеем полностью аннексированый Крым. Почему? Там была русская церковь, русская культура и русский язык. Они умственно отсталые, эти русскоязычные!»
Но главное предложение от Фарион: «Решить проблему поможет социальный лифт. Не дать образования и работы русскоязычным. И тогда они защебечут мгновенно!. Это не просто этнические русские, это дети колонизаторов. Они гибриды и не имеют права называться украинском. Это отступники, предатели, ренегаты!»
В социальных сетях, которые, как известно, не имеют границ, полным-полно видеофрагментов «от Фарион».
Точно так же, как и свежие видеоролики из Одессы — во время митинга-реквиема по погибшим 2 мая на Куликовом поле в Доме профсоюзов — с антисемитскими призывами членов «Правого сектора» *.
Лидер региональной организации ПС г-жа Сойкина публично заявила: «Ми впевнені, що наведемо справжній український порядок. Україна буде належати українцям, а не жидам».
«Интересно, она имеет в виду еврейские погромы или сразу холокост?» — откликнулись на такие высказывания интернет-пользователи.
А что же «Минстець»? Никакой реакции, хотя в его обязанности входит «печать и распространение информационных материалов не только на Украине, но и за ее пределами».
Повязки с руническими символами
Если заглянуть в Википедии иных держав, то ссылки на статьи, посвященные тематике «незалежной», скажем так, весьма диссонируют с речами нынешних украинских «можновладців».
Допустим, французская «народная энциклопедия» дает возможность читателям ознакомиться со свежей публикацией издания metamag.fr, которое позиционирует себя как журнал критического мышления.
Вот, к примеру, такая цитата об Украине: «…Оранжевая революция 2004 года не была спонтанной, она четко следовала современным правилам и методам путча, разработанным в ЦРУ и опробованным на египетском диктаторе Абдель Фаттах аль-Сисси.
После майдана комичные панъевропейские, натовские и антироссийские сторонники встали под вымышленные знамена и одели повязки с руническими символами, чтобы поддержать Государственный департамент США, технократов Евросоюза, офицеров НАТО.
Украина мобилизовала неоднозначные силы, поставив в один ряд крупных олигархов (Сороса, Бернара-Анри Леви, Игоря Коломойского, Виктора Пинчука, Михаила Ходорковского, банк Ротшильда)…
Современная история Украины нас беспокоит потому, что она более чем когда-либо подчеркивает: история на самом деле пишется не народами и даже не великими политическими лидерами, а пишется под диктовку военно-промышленного комплекса. Того самого, который иногда называют Глубинным государством с его многочисленными личными интересами, очень часто связанными с мафией, торговлей людьми и наркокартелями, иногда более мощными, чем сами государства".
Пару лет назад в одном из отечественных интернет-изданий был опубликован обзор содержания иностранных Википедий — как там воспринимают события наУкраине после майдана.
«Немцы тщательно выверили формулировки: «война на Украине», «вторжение частей из РФ не доказано», — пишет business. vesti-ukr.com.
Большой интерес к востоку Украины у сербов: в статье авторы обвиняют в случившимся «экстремистов-националистов из Галичины», которые спровоцировали восток «организацией евромайдана».
У китайцев к майдану отношение прохладное: «националистические группы и экстремисты протестовали в центре Киева, противостояли полиции… что привело к перевороту». Или: «Новое правительство сразу же попыталось ослабить позиции России — запретить использование русского языка, в частности, на вступительных экзаменах, выключило трансляцию российских ТВ-каналов».
Тайская википедия сообщает о «столкновениях, в которых донецкие люди объявили себя самостоятельными от украинского правительства».
Мотовство на $100 тыс.
Но вернемся к министерству информационной политики и его глобальному проекту — «Концепция продвижения имиджа страны», выставленному на официальном веб-сайте.
К сожалению, калькуляцию по данной работе нам раздобыть так и не удалось, хотя можно предположить объем сумм, которые намерены «задействовать».
Еще пару месяцев назад был объявлен тендер на сумму 996 тыс. гривен за рекламу туристической Украины для жителей Франции, Германии и Нидерландов. Кроме того, собираются за 350 тыс. грн. узнать мнение об Украине у жителей России и еще 19 стран посредством онлайн-интервью. Задача таких опросов — оценка бренда Украины и сравнение с другими государствами. А поскольку в конце 2017-го в эфире «5 канала» замминистра информполитики г-н Биденко сообщил, что ведомство «намерено в ближайшее время объявить тендер на проведение исследования — как Украину воспринимают в 50 странах мира», то надо полагать, эти беседы с респондентами выльются в гораздо большую «копеечку», чем онлайн-опросы: здесь все-таки полсотни стран, а там — всего два десятка.
«Очень, очень полезное и своевременное начинание, — отреагировал сайт www.rupor.info. — Без него Украине, сами понимаете, никак. Ну и бабла в очередной раз попилить можно — целых 50 стран, это вам не шутка!»
Кстати, и по поводу гордости «Минстеця» — видеоролика на CNN, размещенного за $100 тыс., интернет-пользователи отозвались весьма однозначно: «Мотовство денег украинских налогоплательщиков». А если вспомнить историю с «продвижением» бренда Украины в Голландии — перед проведением референдума по ратификации соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, то и тут назвать информкампанию успешной язык не поворачивается.
Несмотря на то, что, так сказать, для просвещения голландской публики украинские активисты вместе с депутатами три месяца провели в Нидерландах, раздавая листовки, устраивая «круглые столы» и вообще всячески пытаясь информировать местное население о том, какая прогрессивная и демократичная стала ныне Украина, итог референдума не порадовал: более 60% голосовавших сказали «нет» присоединению Украины к Евросоюзу.
Об этом весьма подробно в «2000» писал Владимир Корнилов.
«Несмотря на то, что в этом году министерству выделили неплохой бюджет, деятельность ведомства носит формальный и показушный характер, — таково мнение эксперта, директора Центра „Третий сектор“ Андрея Золотарева. — Власть строит виртуальную картину страны, которая движется в Европу, в НАТО, но реальность не такая радужная. Разрыв между потемкинскими деревнями власти и печальной реальностью буквально обнуляет деятельность пресловутого „Минстеця“…»
Ну, «пресловутое», «не пресловутое», а средства госбюджета министерство исправно получает.
Если в 2015-м на его нужды выделялось 4 млн. гривен., в 2016-м — 113 млн., в 2017-м — 251 млн., то на 2018-й — уже 862 млн. гривен.
И коль денег в три раза больше, то можно еще парочку новых концепций придумать по продвижению имиджа страны на мировой арене.
* Украинские организации «Правый сектор», «Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО), «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Тризуб им. Степана Бандеры» и «Братство», решением Верховного суда РФ
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.