Главный недостаток программ Сванидзе, посвященных Великой Отечественной войне
15 мая президент Петр Порошенко принял участие в открытии нового фельдшерско-акушерского пункта со служебным жильем в селе Боденьки Вышгородского района Киевской области. И «так совпало», что в этот же день Владимир Путин открыл движение по Крымскому мосту, действительно грандиозного сооружения, к тому построенного в фантастически короткие сроки.
Понятно, что лояльные Киеву СМИ не проводили прямых аналогий, но в глазах большинства «пользователей» всех видов СМИ, мероприятие с участием украинского президента выглядело, как «алаверды» российскому визами, дескать, и Украина развивается, сооружаются и вводятся в строй общественно-значимые объекты.
Но, согласимся, ответ оказался чрезвычайно неудачным, не побоюсь, сказать, хуже, чем вообще никакой, пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Александр Прохоров. Слишком уж бросалось в глаза разность масштабов. Да и президентский ли это уровень — лично открывать фельдшерско-акушерский пункт в некоем селе. Не свидетельствует ли это как раз о том, что даже такие скромные достижения носят исключительный, единичный характер. «Порошенко открыл дверь» — такой мем появился в соцсетях, намекающий на свойственные в последнее время не только президенту, но и другим чиновникам «моду» с большой помпой открывать «объекты», которые вообще-то должны строиться в массовом рабочем порядке, типа школьных туалетов и автобусных остановок.
Исходя из содержания президентской речи, открытие акушерского пункта в селе Боденьки — действительно знаковое событие, поскольку ознаменует начало реформирования сельской медицины, причем по идеям самого президента и при прямой поддержке западных партнеров. Суть в том, что поскольку врача «очень трудно калачом заманить в село», лечебный пункт с жильем для фельдшера и современным оборудованием должен обеспечить своевременную диагностику и теле-консультацию у врача, лечение, а при необходимости — транспортировку в стационар.
Главный недостаток программ Сванидзе, посвященных Великой Отечественной войне
В общем, не вдаваясь в подробный анализ самого проекта и его перспектив, можно признать, что речь Петра Порошенко была относительно удачной, все нужные акценты — личная инициатива и участие президента, изыскание ресурсов (из средств, изъятых у прежней, «преступной» власти), правильный подход, поддержка партнеров — были поставлены правильно. Хотя все это звучало бы еще убедительней, если бы были озвучены цифры: сколько фельдшерско-акушерских пунктов строится, и когда ожидать их введения встрой.
Только в «тени» Крымского моста эффект оказался смазанным, чтобы не сказать больше. С открытием ФАПа в селе Боденьки пиарщики просто подставили Порошенко, не в плане информационного повода, а выбранного для него момента.
В целом же нужно отметить резко возросшую медийную активность президента — он постоянно совершает поездки по стране, выступает с речами, за неделю дважды принял участие в богослужениях в провинциальных храмах (Греко-католической Церкви и УПЦ Киевского Патриархата). Задействована и его супруга. Судя по всему, связано это с крайне неблагоприятной для Петра Порошенко электоральной ситуацией, которую показали последние опросы. И главный лейтмотив всех выступлений президента — подчеркивание личных заслуг.
Прямо скажу, из «первых уст» это звучит достаточно неоднозначно, это должны делать другие, причем достаточно ненавязчиво. Но, похоже, у президента не осталось дружественных СМИ, за исключением потерявшего рейтинговые позиции 5-го Канала, чтобы следовать «темникам» с Банковой, а не ограничивать свою лояльность отсутствием слишком резкой критики в адрес власти. От «порохоботов» же, скорее, больше вреда, чем пользы. В общем, «сам себя не похвалишь, никто не похвалит».
Но и тут необходимо хоть какое-то чувство меры! Собственноручно открывать вместе с туннелем еще и мемориальную доску с указанием, что объект открыт с его собственным участием?! Даже не знаю… Открывать «памятные объекты» самому себе, это, извините, уровень африканского императора-людоеда Бокассы. А Украина с точки зрения менталитета населения, скажем помягче, не экваториальная Африка.
Сопряженный с этим другой аспект провластной пропаганды — попытка поднять общий тонус общественных настроений, так сказать, вдохнуть оптимизма. Отчетом о достижениях стала речь президента в Хмельницком, закончившаяся призывом: «Кто не видит изменений, снимите черные очки, я не прошу надевать розовые». Приурочена она была ко Дню Европы, и снова президент не преминул напомнить о своих личных заслугах: «Раньше празднование Дня Европы было пустой формальностью. Никаких шагов не предпринимало государство для того, чтобы в конце — концов разрушить связи Украины с Советским Союзом и с Российской империей и решительным шагом вернуться к семье европейских народов. И лишь за последние четыре года, в первые дни моего президентства мы подписали Соглашение про ассоциацию»
Сергей Шаргунов о сотнях тысяч российских сирот без своего жилья
«Европейской» теме, судя по всему, отводится значительная роль в деле подъема «национального настроения». В День Европы в Мининформполитики состоялась презентация коммуникационной компании, на которой были показаны три практически одинаковых сюжетных ролика, длительностью менее минуты каждый: молодой иностранец из США, Бразилии и Японии звонит из Киева, Днепропетровска и Львова своему другу или родственнику в далёкую страну и рассказывает о том, как хорошо и классно проводить время на Украине.
Родственник при этом задаёт вопрос: «Украина — это Европа?», на что получает ответ — «а как же!». В качестве доказательства приводятся: уютная кофейня, архитектурные формы и прочий малый туристический набор. Звонящий в Нью-Йорк называет Днепр (реку) местным Гудзоном, а на фразу «местами напоминает Нью-Йорк» отвечает: «Местные (жители Днепра (города) — А.П.) так и говорят — мы строим новый Нью-Йорк, европейский Нью-Йорк» И тогда далёкий родственник или друг с чувством глубокого удовлетворения вздыхает: «да, это Европа».
Честно говоря, весь этот креатив у меня вызвал прямые ассоциации со знаменитым «Русским Проектом» первого российского канала (ОРТ) в 1996 году. Тогда ведь также стояла задача добавить позитива обществу. Правда, героями социальной рекламы были не тинэйджеры-иностранцы, а россияне: космонавты, солдаты, хлеборобы, тетки-шпалоукладчицы.
Нынешний же продукт «Минстеця» сделан явно по лекалам передачи еще советского телевидения «Советский Союз глазами зарубежных гостей», вызывавшей у обычных граждан настоящую оскомину. Так что сомневаюсь, что данный продукт сработает так же, как в свое время сработал «Русский проект».
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.