Мнения / Литература

ЛиТР в океане

Сергей Шаргунов о фестивале на острове Русском

  
2512
На фото: Серей Шаргунов во время участия в литературном фестивале «Литература Тихоокеанской России» (ЛиТР)
На фото: Серей Шаргунов во время участия в литературном фестивале «Литература Тихоокеанской России» (ЛиТР) (Фото: russkiymir.ru)

На «прямую линию» президента я выходил с края нашей земли, с острова Русский. Там случился большой фестиваль под простым и милым названием ЛиТР — Литература Тихоокеанской России.

Вай-фай немного тормозил, но слава Богу, все всё расслышали.

Спрашивал я президента про слова и мысли. Про участившееся безудержное и безумное преследование по 282 статье за постинги, репосты, лайки, создание кухонных групп больше трех. Как правило, страдают молодые люди, не всегда точно и умно выражающие свои чувства, но и понимание того, что есть экстрим, и у исполнителей, и государственных экспертов обычно очень расплывачато. А ведь не только посадка, но и сама «уголовка» с условным сроком способна испортить человеку жизнь.

Короче говоря, всё чаще прессуют за онлайн и офлайн неблагонадёжность и смутьянство.

«А ведь по логике преследователей, — сказал я, - сажать нужно посмертно Пушкина, Толстого, Достоевского, Маяковского, а их произведения изымать».

Ответ президента даёт шанс на то, что законодательство будет пересмотрено. И, даст Бог, получится защитить многих уже пострадавших, и главное тех, кто мог бы стать мишенями. В ближайшее время буду делать максимально возможное, чтобы появились конкретные решения, которые позволят уйти от абсурда и маразма.

Спрашивают: ну и как это было, когда задавал свой вопрос?

Сидел я в гостиничном номере в университетском городке, позади — застеленная кровать, открытый макбук на подоконнике. А за окном — пейзаж с видом на Тихий океан. В окне была серая погода, ребята играли в футбол на зеленой лужайке, летали птички, которые ничего не знают про человечьи забавы и муки, и серебрилась большая вода.

Под окном промелькнула фигура в черной ветровке с гитарой через плечо. Это был писатель Михаил Елизаров, тоже приехавший на фестиваль. Я смотрел то в свой компьютер в ожидании связи с президентом и страной, то на птичек и океан…

Один из вопросов «прямой линии» про российское гражданство для русских людей — это вопрос и про Михаила, лауреата премии «Русский Букер», человека родом с Украины.

Сегодня День России. Хорошо, что больше не называется Днём Независимости (или длиннее — Днём принятия декларации о суверенитете).

Читайте также

Множество людей (прежде всего молодых) не помнят и не подозревают причин возникновения праздника. И искренне празднуют. И объясняются в любви своей стране.
Размахивают флагами в Севастополе, теми самыми, под которыми вышли, требуя возвращения на Родину.

День России с трогательной приязнью воспринимают миллионы соотечественников, которые не заморачиваются политической аналитикой, но ждут наконец-то возможности получить паспорта граждан России.

Но не только вопрос про паспорт, а и вопрос про статью 282 — тоже про него, про Елизарова. Не хочу навлечь на друга неприятности, но легко представить, как кто-нибудь начальственный возбудится из-за его книг или песен, головокружительных и дико неполиткорректных.

Впрочем, обвинение в страсти, ярости и не безразличии — это знак качества для настоящего писателя.

В этот раз на Дальний Восток приехали безусловно настоящие. И здесь на краю русской речи впервые за долгущее время произошла масштабная литературная встреча.

Представляете, несколько десятилетий не было тут ничего подобного.

Но протянулись мосты, остров Русский из героя адских новостей и баек превратился в центр университетской жизни. И наконец, высадился писательский десант. Множество круглых столов и разговоров с читателями в кампусе универа.

Фантаст Сергей Лукьяненко, упомянутый Елизаров, прозаики Захар Прилепин, Андрей Рубанов, Андрей Аствацатуров, Вадим Левенталь, поэт и критик Игорь Караулов и многие другие…

Большинство здесь оказались впервые.

Принимающий — Василий Авченко, отличный писатель и журналист, автор книг «Правый руль» и «Кристалл в прозрачной оправе», исследователь биографий красного Александра Фадеева и белого Арсения Несмелова.

Мы пообщались с региональной властью, и договорились: здесь нужна своя сильная литературная премия, которая поддержит лучших авторов. И надо бы выделять гранты, чтобы отборные писатели со всей страны могли приезжать сюда, жить, гулять улицами Владивостока, Хабаровска, Благовещенска, Южно-Сахалинска, дышать тайгой и океаном, говорить с этими людьми, открытыми и прямодушными. А потом появлялись бы очерки, рассказы, стихи и сценарии фильмов. Так происходит на Западе, почему невозможно у нас? Ведь небезызвестный дальневосточный гектар может быть и литературным.

Беда нашего Дальневосточья — это не только обезлюживание из-за недостатка инфраструктуры, но и туманность. А нужно просвещение.

Что остальная страна знает об этих великолепных землях и водах, прекрасных жителях и тем более, литераторах?

Не все знают: на Камчатку собирался отправиться Пушкин, чувствуя и предсказывая маршруты развития русской цивилизации. Бумаги, связанные с Дальним Востоком, лежали на его столе накануне роковой дуэли. В последние дни жизни Александр Сергеевич приступил к документальному рассказу о покорении и освоении этих пространств.

Хочется возродить жанр очерка, а осознание территории и начиналось с записок путешественников — ученых и военных. Потом пришли Гончаров и Чехов. Пришел Арсеньев, поведавший про Дерсу Узала — экзотического охотника, чья жизнь была сплошным приключением. Отсюда волшебные вальсы — «На сопках Маньчжурии» и «Амурские волны». Кстати, песни «Три танкиста» и «Катюша» о противостоянии с японцами в 30-е.

Наша страна, куда бы ты не приземлился, в Калининград, Севастополь или во Владивосток, удивительна тем, что всюду, при всём своеобразии, в чём-то главном одни и те же люди. Надо помочь им услышать и разглядеть друг друга.

11 часовых поясов, а ощущение одного длинного застолья. И Фадеев с его «Разгромом», и Несмелов с его знаменитыми стихами, ставшими песней: «Каждый хочет любить, и солдат, и моряк…» — всё наша литература.

Которая продолжается.

Фестиваль во Владивостоке и на острове Русский случился даже без помощи сверху, скинулись несколько издательств, зажглись идеей местные книгочеи и аж Всероссийское объединение рыбаков, впрягся московский культуртрегер Слава Коновалов.

Возможно, таков пароль созидания и наступления — самоорганизация. Да, надо спрашивать с государства. Но и самим иметь готовые ответы. Без личного желания и интереса ничего не будет — ни книг, ни фестивалей. Когда-то с маниакальным усердием на Дальний Восток устремлялись те, кто обживал его и превращал в литературу. Те, кто с характером. Какое-то странное и волнующее чувство повторения истории. Бесконечная нить тянется издалека, из другой, пушкинской эпохи среди этих бухт и сопок.

И сегодня, глядя как братаются блистательные одиночки, Елизаров и Авченко, понимаешь, что всегда в одиночках дело. Это они сшивают гигантские расстояния культурными кодами.

Ну что же, до новых встреч на океане!

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня