Сергей Шаргунов о 250 000 бездомных сирот
Около шести тысяч болельщиков с территории Украины приобрели билеты на матчи чемпионата мира по футболу в России, пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Михаил Одинцов. Эти данные пресс-службы ФИФА вызвали очередную бурю эмоций в российско-украинском политическом противостоянии.
В стране-организаторе турнира такую «арифметику» восприняли как еще одно неоспоримое доказательство «братства народов», «духовного единства»
Как это всегда и бывает, и те, и другие сильно перегибают палку. Что же произошло на самом деле? Попробуем разобраться.
Полкапли в море
Итак, начнем с самой цифры — около шести тысяч. Много это для такой страны, как Украина, болельщики которой не имеют своего представителя на турнире. Но географическая близость происходящего — хороший повод для них, чтобы воочию понаблюдать за лучшими образцами мирового футбола.
Сергей Шаргунов о 250 000 бездомных сирот
По данным ФИФА, за неделю до старта ЧМ в общей сложности было продано более 2,4 млн. билетов. Почти 872 тыс. из них приобрели болельщики из России, 88,8 тыс. — из США, 72,5 тыс. — из Бразилии, 65,2 тыс. — из Колумбии, 62,5 тыс. — из Германии, 60,3 тыс. — из Мексики, 54 тыс. — из Аргентины, 43,6 тыс. — из Перу, 40,2 тыс. — из Китая, 36,3 тыс. — из Австралии, 32,3 тыс. — из Англии.
Вот и сравните эти тысячи с «украинскими». Это даже не капля, а в лучшем случае, полкапли в море.
Для наглядности, 5,5 тыс. человек — вместимость под завязку стадиона в городе Ахтырка. Или, если угодно обратиться к киноклассике, — две трети населения пгт. Крыжополь.
Не случись войны в Донбассе и прочих событий из этого ряда, наверняка, число украинцев на матчах ЧМ было бы в разы больше. Думаю, можно смело говорить о 50 — 60 тысячах, а то и о 100−150-ти, если бы сборная Украины была представлена на мундиале.
Иными словами, нынешнее мизерное число «полпредов» Украины на чемпионате — это, как раз свидетельство того, насколько события последних четырех лет повлияли на взаимоотношения народов двух стран.
Кто эти люди?
Вопрос тоже не безынтересный. ФИФА, публикуя свои данные, не сообщила о том, из каких регионов Украины какое количество билетов было приобретено.
Учитывая же все сложности и искусственные препоны, созданные властями обеих стран для пересечения общих границ, можно предположить, что далеко не многие украинцы готовы обречь себя на изнурительное и малокомфортное путешествие в Россию, да еще при июньской жаре.
Так что, вполне вероятно, что среди купивших билеты на ЧМ украинцев весьма велика доля наших соотечественников работающих в РФ (т.н. заробитчан): им-то путешествовать по России особого труда не составляет. Добавим сюда неподконтрольные Украине районы Донецкой и Луганской областей.
Не забываем, что сам факт приобретения билетов — не гарантия того, что люди вообще собирались ехать на ЧМ. Это может быть и способ заработка: приобрести билет по номиналу, а потом перепродать его в три-четыре раза дороже. Это в меньшей степени касается игр группового этапа. Но вот когда начнется плей-офф! Как выдумаете, при условии, что где-то в четвертьфинале сойдутся, скажем, Германия и Польша, сколько жаждущих болельщиков этих двух команд, не приобретших билеты загодя, захотят посетить исторический поединок. И вот тогда украинские «держатели акций» и скажут свое веское слово. Ну а если кому-то посчастливилось забронировать билет на финал…
Пишите письма… в ФСБ
Не разобравшись что к чему, «зрадныкив» у нас принялись клеймить все, кому не лень: блогеры, комбаты, нардепы…
Клеймление это иногда приобретет вовсе уж вычурные формы: в соцсетях встречаются предложения отправлять поехавшим в Россию смс-сообщения вроде «Спасибо за данные по атомной станции, узнай также по оружию и танкам». Кроме того, даже некоторые известные личности публиковали в своих аккаунтах адреса ФСБ, Следственного комитета России и других силовых структур вместе с готовым бланком письма: «Сообщаю ФСБ, что мой знакомый, „Иваненко И. И.“, едет в Россию с целью совершения терактов на территории страны».
Что здесь скажешь? Предложения на уровне шалостей первоклассников (вроде, подложить канцелярскую кнопку на стул соседу), и они вполне соответствуют умственному развитию тех, кто такие вещи распространяют. Проблема? Безусловно, но футбола она напрямую не касается.
Стоит отметить, что с украинской стороны никаких запретов на поездку болельщиков в Россию не было и нет. Имеются только предостережения и рекомендации, как вести себя в этой стране.
В них, в частности, говорится: «Российские силовые структуры и карательные органы прибегают к задержаниям и обвинениям в шпионской или террористической деятельности, совершают против украинцев другие провокационные действия… Любая демонстрация своей принадлежности к Украине может спровоцировать целенаправленную агрессию со стороны российских фанатских группировок, большинство из которых не скрывают своего враждебного отношения к украинцам… Россия прибегает к порочной практике ограничения или вообще отказа в доступе к задержанным гражданам Украины консулов и адвокатов. Возможности консульской защиты граждан Украины на территории государства-агрессора в настоящее время ограничены».
Что можно «сине-желтым»?
На рекомендации нашего МИДа российское внешнеполитическое ведомство ответило посланием на украинском (!) языке.
«Ми будемо дуже раді бачити на ЧС-2018 всіх уболівальників, включаючи наших сусідів-українців. Приїжджайте в Росію на свято світового футболу! Та не слухайте різних дурнів».
Означает ли это, что всем гражданам нашей страны во время ЧМ в России теперь можно будет чувствовать себя как дома?
Поясню свою мысль. Безусловно принимающей стороне хотелось бы, чтобы все гости (не только украинцы) во время мундиаля ходили строем исключительно по рекомендованным маршрутам, вели себя согласно принятому в высшем обществе этикету, выражались исключительно цензурно, а из алкогольных напитков предпочитали кефир. Но насколько это реально?
Правонарушения будут: кто-то запустит файер, кто-то переборщит с горячительным, кто-то подерется, кто-то выразит свое отношение к происходящему тирадой, состоящей из непечатных выражений…
Злодеи готовили убийство Молотова, Микояна и Киселева с Ганапольским
И как действовать применительно к таким субъектам российским силовикам? Ментально им сложнее задержать англичанина, француза, немца или шведа — здесь надо постараться улыбнуться и припомнить пару-тройку иностранных слов. А применительно к украинцам, белорусам, молдаванам
Ведь абсолютно ясно, что задержание украинца за любое правонарушение — от исполнения песни про Путина до отправления естественных потребностей в неприспособленном для того месте, будет играть на руку недоброжелателям с украинской стороны.
Украинскому МИДу и другим структурам, не рекомендовавшим ехать украинцам в Россию, просто необходимо, чтобы сообщение вроде «в Ростове задержано трое украинских болельщиков» появлялись в медиапространстве как можно чаще. Тогда, не вдаваясь в подробности, будут следовать заявления вроде «Российский режим в очередной раз показал свое враждебное отношение к украинцам»
В общем, ожидаем интересных вестей из России. И, как говорят футбольные болельщики, запасаемся попкорном.
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.