Оппозиция намерена поменять формулу пенсионной реформы
…Советнику Президента В. И. Толстому, писателю и телеведущему программы «Тем временем» А.Н. Архангельскому, писателю, члену Жюри премии «Ясная Поляна» В.Я. Курбатову, депутату и Председателю редакционной коллегии газеты «Культура» Е.А. Ямпольской, а также и писателю, депутату, главному редактору издания «Свободная пресса» С.А. Шаргунову.
Глубокоуважаемые члены Совета, прошу вас не откладывать это письмо в сторону и дочитать его до конца. Хочу обратить ваше внимание на беды нашей культуры детства, прежде всего на ДЕТСКУЮ КНИГУ — ОНА СТАЛА ИЗГОЕМ!
Недавно, листая «Литературную газету», наткнулась на объявление о конкурсе «Ясная Поляна». Как и в прошлом году, снова не обнаружила номинацию «Детская литература». Вот тебе раз: куда же она делась? Помню, поздравляла Юрия Нечипоренко, он тогда же и «Серебряного Дельвига» получил за свою оригинальную прозу для детей. Этот конкурс в детской номинации совсем исчез. А недавно все знатоки и просвещённые радетели детской книги пережили удар посильнее. Ни один детский писатель, ни один детский художник не удостоился поощрения более солидного (и денежного, в том числе!): Президентской премии, которая так и называется «Премия Президента России за произведения для детей и юношества». Как же тут можно было обойтись без ДЕТСКОЙ КНИГИ, которая являет собой союз писателя и художника-иллюстратора?! Неужели ещё надо объяснять, с чего начинается культура детства — это с нашими-то традициями? Или оскудела земля русская талантами?
Да ничего подобного. Это подтвердит всякий мало-мальски следящий за художественным процессом в издательском мире. И не верьте тем, кто с апломбом возвещает: детской литературы сегодня в России нет. Или, как написали недавно в журнале «Вопросы литературы», она отстаёт от английской детской литературы лет так на двести. Это неправда. Просто наша детская книга находится на обочине внимания государства. Хочется сказать: сердечного, любовного внимания влиятельных людей.
Оппозиция намерена поменять формулу пенсионной реформы
А как всё обнадеживающе начиналось четыре года назад! Владимир Владимирович в Екатерининском зале Кремля впервые вручал эту премию — писателю В. Крапивину, художнику А. Трауготу, режиссеру-мультипликатору Э. Назарову. Всё достойнейшие люди, посвятившие своё творчество детям. Незабываемо: Александр Георгиевич Траугот в благодарственном слове заступился за детскую книгу. Он вынул из кармана пиджака небольшую, чуть больше ладони книжицу и сказал с неподражаемой петербургской интонацией: «Хочу шепнуть на ухо Президенту и всем вам одно слово: тиражи». Это был «Генерал Топтыгин», чудесная байка Некрасова с великолепными иллюстрациями Г. А. Траугот, изданная тиражом в 1 000 000 экземпляров! Такие крошечные и очень красивые книжечки, замечу, быстро исчезали с прилавков книжных магазинов. Их оформляли лучшие детские художники, и они стоили 7−9 копеек!
«А что теперь мы видим? — продолжал Александр Георгиевич — тысяча, две тысячи. Пять тысяч — это уже большой тираж. Нужно как-то поощрить, может быть помочь издателям. Детская книга, конечно, должна быть красивой, доброй, умной, но она должна быть ещё и доступной». Конечно, должна. От кого это зависит? У детских издательств и Москвы, и Петербурга, которые должны работать на всю нашу необъятную страну, проблем немало. И с гонорарами ныне почти не имущим писателям и художникам в том числе.
Был на Президентскую премию нынче выдвинут понимающими людьми художник Георгий Николаевич Юдин. Его умные, талантливые, красивые книги были доставлены членам Жюри! Юдин давно уже сам себе прекрасный соавтор. Один его «Букварёнок» чего стоит — сколько поколений детишек осваивало эту мудро и весело придуманную и нарисованную книгу?! Переизданий не сосчитать. И другие юдинские книги высоко духовны и самобытны, как например, «Муромское чудо». Тут и про Петра с Февронией, и про Илью Муромца. Господи, боже мой, может быть, Жюри о творчестве Юдина не ведало? Или не вникло? Или есть иные причины, к искусству не имеющие отношения?
А про Михаила Яснова из Петербурга, блистательного переводчика с французского и для детей тоже, детского поэта, стихи которого издатели с такой охотой печатают, Жюри тоже ничего что ли до того не слышало? Да кто входит в это таинственное Жюри? И почему оно так засекречено? Кто выдвигается на премию, кто судьи? Неизвестно. И спросить считается некорректным… Отчего? Почему про другие премии всё оглашается заранее?
Почему вообще, всё, что касается популяризации наших детских художников, их поощрения находится на обочине внимания общества и государства? Почему знания о них не выходят из узкого круга профессионалов? Почему бесподобные выставки художественной иллюстрации, что проходят в Российской государственной детской библиотеке и уникальный Всероссийский фестиваль детской книги нигде не освещаются? Что-то не видно на них телевидения и газетчиков, даже из внимательной газеты «Культура». Ни разу за много лет по каналу «Культура» (что говорить о других с их набившими оскомину шоу), не было ни одного цикла передач для детей и их родителей о тех, чьи книги воспитывают хороший вкус, эстетическое чувство, вообще восприятие изобразительного искусства, которое для ребенка начинается с детской книги. Любовь к Отечеству, наконец, тоже прививается детской книгой!
Ныне здравствуют и работают такие корифеи детской книги, как тот же А.Г.Траугот, Борис Диодоров, Николай Устинов, Виктор Чижиков, Сергей Алимов, Анатолий Елисеев, Анатолий Иткин, Юрий Иванов. Все они блистали на выставках в РГДБ. Знают ли их работы, их имена школьные учителя, библиотекари, родители, сами дети? Увы, немногие.
А ведь есть еще замечательные художники следующих поколений — Анастасия Архипова, Александр Кошкин, Наталья Салиенко, Евгений Подколзин, Юлия Гукова, Виктория Фомина, Кирилл Чёлышкин и еще более молодые выпускники трех (!) высших художественных заведений Москвы и почти стольких же Петербурга. Где их книги на прилавках книжных магазинов? Почему наши дети должны впитывать в себя пошлую безвкусицу пронырливых издателей, ловко рассылающих свою непотребную продукцию для обездоленных подлинным искусством наших детей по городам и весям необъятной России? Издательские дела столь сложны, многие издатели так бедствуют, что говорить об этом походя неприлично и бесполезно.
Это отдельная, ГОСУДАРСТВЕННАЯ проблема. Государству её бы и решать.
Я ни разу не слышала (в трансляции, естественно), чтобы кто-нибудь из членов Совета по культуре и искусству при Президенте РФ произнёс на заседании слово «детская книга». А всё ждала, хотя бы от красноречивых прекрасных наших женщин, всё ждала… Или ни у кого из них нет ни внуков, ни детей, ни тревог за их будущее…
Доказательством того, как хороши наши художники детской книги, служит их международное признание. Игорь Олейников недавно награждён Международным жюри Золотой медалью Ханса Кристиана Андерсена за свои прекрасные работы, в которых «чувствуется русская художественная школа, стиль и страсть», как сказано в вердикте достославного Жюри. Эта по своему значению, так называемая «Малая Нобелевская премия», невероятно почётна (кстати, в отличии от Большой она без денежного вознаграждения). У нас её имела до сего времени лишь великая Татьяна Алексеевна Маврина, но это было еще в 70-е годы прошлого века, когда страна котировалась в мире. После чего наших номинантов проваливали.
А сейчас, несмотря на все политические международные козни, лучшим в мире признан наш, российский художник! И что — ему по горячим следам устраивались телевстречи, выставки, о нём рассказывали в школах, хотя бы в художественных, преисполнялись радостью и гордостью, немедленно бросились готовить к изданию роскошные альбомы с его иллюстрациями и прочее и прочее, как мы это умеем делать? Ничего подобного не произошло.
Но возвращать кредиты, похоже, мало кто собирается
Между тем, наши художники всегда хотели, чтобы дети воспитывались на красивой и умной книге. И служили ей и служат бескорыстно всю жизнь. Они — наше национальное достояние. И достойны другого к себе, бережливого, отношения (как и писатели, естественно).
Про столь непопулярную нынче красоту сказал ещё Алексей Константинович Толстой: «Развитое чувство красоты служит показателем культурности и для отдельной личности, и для целых народов. Тог народ, в котором это чувство развито цельно и полно, в ком оно составляет потребность жизни, не может не иметь вместе с ним и чувства законности, и чувства свободы». Вот так-то, дамы и господа хорошие.
Уважаемые члены Совета, прощу вас, обратите свои взоры и сердца на культуру детства, на детскую книгу. Это задача государственного значения — если мы хотим вырастить умных и талантливых, духовно богатых людей, которые смогут обеспечить стране достойное будущее. Да, кстати. А почему в вашем Совете нет ни детского писателя, ни детского художника? Что у тех, которые служат детям, нет права голоса при решении задач государственной важности?
Лидия Кудрявцева, заслуженный работник культуры РФ, член Союза художников Москвы, шеф-редактор журнала «ХиП. Художник и писатель в детской книге», выходившего с 2010 по март 2014 года и исчезнувшего по причинам выше изложенным.