Приключениям вождей госпереворота на Украине позавидовал бы сам Остап Бендер
Наверное, публичная политика без популизма невозможна в принципе, пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Александр Прохоров. Однако и степень популизма бывает разной. Поговорим о его крайней, можно сказать, «терминальной» стадии.
Некоторые политики пребывают в искреннем убеждении, что «народ» (т. е. подавляющая часть избирателей) — это «быдло», и секрет политического успеха в том, чтобы самому максимально соответствовать этому определению вкупе, естественно, с образом непримиримого борца за народные интересы, со всяческой несправедливостью.
Многие читатели сочтут, что имеется в виду Олег Ляшко, но речь пойдет о еще более радикальных (не в смысле названия политической партии) персонажах, правда, пока еще сугубо провинциального разлива, но уже делающих заявку на общеукраинский уровень.
Аккурат десять лет назад «2000″ писали и об инциденте в Херсоне, когда один из депутатов горсовета, Сергей Кириченко, „в знак протеста“ принес и разбил в кабинете городского головы банку с, пардон, обыкновенным дерьмом („Грязная“ бомба в кабинете мэра». № 25 (419), 20—26.06.2008). Этот демарш у экс-депутата ВР (II и III созывов), ни много ни мало заслуженного юриста Украины, был далеко не единственным. В его «активе» метание бутылок с зажигательной смесью в якобы незаконные постройки, перекрытие главной городской магистрали, а затем и железнодорожного полотна из-за повышения рыночного сбора на 35 копеек, многочисленные хулиганские выходки на сессии горсовета.
После двух каденций в парламенте (куда он прошел с имиджем молодого, энергичного, но в то же время вполне респектабельного и адекватного политика) Сергей Кириченко решил, что для борьбы за кресло херсонского городского головы нужен «ребрендинг» именно в «городского сумасшедшего» (при этом постоянно общавшиеся с ним лично утверждали, что «не на публику» он совершенно адекватный человек).
Приключениям вождей госпереворота на Украине позавидовал бы сам Остап Бендер
Не «срослось», более нескольких процентов ни на одних выборах ему получить не удалось (а ведь когда-то он выиграл две кампании по выборам в Раду). Большинство херсонцев оказались вполне адекватными. Более того, думаю, даже «целевой электорат» таких политиков, как Кириченко (чего они не учитывают и не понимают), в большинстве своем вполне различает «быт» и «большую политику» и отнюдь не хочет видеть во власти патентованных истериков и хулиганов.
В общем, Сергей Кириченко уже давненько ушел с херсонской политической авансцены, но, как оказалось, его «дело» в надежных, хотя и весьма шаловливых руках. Его нишу занял другой персонаж, по иронии судьбы, но по вполне понятным причинам получивший то же прозвище — «Киря». Некто Кирилл Стремоусов.
Еще в 2013 г. он организовал некое ОО «За Президента Украины», состоявшее аж из четырех человек (каждый — «один из руководителей»), и под этим «брендом» действовал до недавнего времени практически по лекалам своего предшественника. Всеукраинскую «минуту славы» эти «руководители» получили 7 февраля прошлого года, когда ворвались в кабинет херсонского мэра Владимира Миколаенко, заставили его выйти на улицу и «уронили» на землю, обвинив в бездеятельности при постигшем город гололеде (хотя отмечу, что атаковали они мэра в тот момент, когда стихия только начала вступать в свои права, а инструкции требуют, чтобы посыпка улиц начиналась после прекращения осадков — иначе это просто бессмысленное действо).
«Разобравшись» с градоначальником без каких-либо серьезных для себя последствий, они озаботились проблемой поборов под видом добровольных взносов в городских медучреждениях. Ворвавшись в поликлинику Суворовского района («Швондеры по вызову», www.2000.ua) и даже не попытавшись поговорить с руководством поликлиники, два, извините за выражение, здоровых амбала лет сорока напали на женщину-кассира, принимавшую пожертвования, обвинили ее в коррупционной деятельности, отняли сумку с личными вещами, пытались забрать квитанции и учетные журналы (а это документы финансовой отчетности). С видимым удовольствием они прессовали несчастную женщину, понимая, что наказания не будет.
Деятельность медучреждения, ежедневно обслуживающего сотни людей, на несколько часов была парализована. В итоге 41-летняя женщина потеряла сознание, ее госпитализировали с нарушением мозгового кровообращения. «Активисты» же, пока кассиру оказывали первую помощь, давали на камеру глумливые комментарии, что, дескать, у Насирова (главы ГФС) тоже «инфаркт» случился, едва возникли проблемы с правоохранителями. Т. е. они присвоили себе полномочия правоохранителей, которые, кстати, вновь не преподали отморозкам должного урока.
А ведь ну никак не мог завсегдатай всех заседаний горсовета (при этом никаким депутатом не являющийся) Стремоусов не знать, что порядок сбора пожертвований в связи с недостаточным финансированием установлен постановлением горсовета, и, уж если на то пошло, вопросы нужно ставить там.
Впрочем, таков политический стиль — скандал, кликушество, показное хамство, оскорбления — благо технический прогресс позволяет все это транслировать онлайн в соцсетях. Правда, скандалы устраиваются в основном там, где серьезного отпора не ожидается (мэр Херсона, не считающийся в городе особо авторитетной фигурой, в этом плане не исключение).
Впрочем, в любом случае Стремоусов и Ко во время и после всех «вылазок» чувствовали себя весьма уверенно, а иногда даже их сопровождали люди из «органов» (правоохранительных). Поэтому не стало сенсацией, что с год назад «председатель ОО «За Президента Украины» исчез, а появился глава херсонского отделения Социалистической партии Украины (той, которую возглавил Илья Кива) Кирилл Стремоусов.
Можно сказать, родственные души (а точнее — политики близкого «профиля») нашли друг друга. И деятельность Кирилла Стремоусова обрела новый размах. Судя по его страницам в соцсетях, значительное время он теперь проводит в Киеве, «освещая» в своем стиле тамошние проблемы, а последнюю неделю он находится в Каменском (Днепродзержинске), где вместе со своим партийным боссом «окормляет» протестное движение против закрытия химкомбината «Днипроазот». Стремоусова уже приглашают на «112 канал» поделиться мыслями о реформах и строительстве СПУ. В общем, выход на общеукраинский уровень налицо.
Сергей Шаргунов о спасении сибирских школ и других эпизодах борьбы за людей
При этом (даже по страницам политиков в соцсетях) нетрудно заметить, что риторика Стремоусова носит куда более левый, с уклоном в советскую ностальгию, характер, чем у Кивы. Я уже писал о том, что проект «социалист Кива» (кто за ним стоит, думаю, нет смысла в очередной раз объяснять) имеет задачу подобрать оставшийся «бесхозным» левый электорат. Позиционироваться же партия будет как «европейская», т. е. подчеркнуто не пророссийская. Собственно, в этом ключе и звучали все заявления Кивы в качестве лидера Соцпартии.
Действительно, брутального «патриота» Киву сложно представить в качестве приемлемого кандидата для людей, испытывающих ностальгические чувства к СССР и не страдающих русофобией, а именно они составляют основную часть левого электората. Похоже, перед не столь брутальным Стремоусовым — эдаким борцом с коррупцией в системе здравоохранения и прочих социальных сферах (а вероятно, и не перед ним одним) — поставлена задача расширить электоральную базу Соцпартии именно на эту весьма перспективную категорию, ностальгирующую по временам бесплатного здравоохранения, образования и прочим атрибутам советского прошлого. Нужно понимать, его раскрутка в качестве «фронтмена» Соцпартии № 2 только стартует.
Ну, а насколько успешным окажется проект «розовой» партии с двумя «колёрами» — «патриотическим» и «ностальгическим», покажет время. Но то, что левый сегмент политического поля отдан на откуп откровенным фрикам, радости вызвать не может (ведь другие левые проекты пока даже не просматриваются). Однако, может, в этом и сверхидея проекта — с одной стороны, собрать голоса людей с прочными левыми убеждениями для последующего использования их в своих интересах. С другой — дискредитировать саму левую идею тем, что ее фронтменами на Украине стали такие персонажи, как Кива и Стремоусов, все более напоминающие известного киногероя, который встретил свою мечту «…в розовых чулочках».
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.