Сергей Шаргунов о саратовской женщине, которую обвиняли в подработке уборщицей
Вслед за сообщениями с мировых бирж о повышении нефтяных котировок растут и цены на украинских автозаправках. В первой декаде октября и без того высокие цены на бензин и дизтопливо в большинстве сетей прибавили еще по 1 гривне за литр, пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Дмитрий Ярославский.
По состоянию на 9 октября средняя цена бензина марки А-95 выросла до 33,11 грн/л. Топливо премиального класса продавалось дороже 35 грн/л, а цена дизельного топлива превысила 30 грн/л.
Как будут вести себя цены дальше? Мнения экспертов по этому поводу противоречивы. Но по самым смелым прогнозам, при стоимости нефти $100 за баррель цены на украинских АЗС достигнут 40 грн/л — за бензин А-95 и 38,5 грн. — за дизтопливо. Вполне возможно, что это случится еще до конца года.
С точки зрения экономической теории повышение цен на нефть — это фактически дополнительные налоги, которыми облагаются домохозяйства. Снижение цен — бонусы и возможность сэкономить для инвестирования в более дорогие покупки, длительные поездки, путешествия и так далее.
Снижение цен на нефть выгодно прежде всего транспортному и аграрному секторам. В среднесрочной перспективе в странах — импортерах нефти это помогает снизить инфляцию и способствует экономическому росту.
Но хотя страны-экспортеры извлекают сверхдоходы из подорожания нефти, слишком высокие цены на нее способны вызвать обвальное сокращение спроса, а вслед за этим и падение доходов нефтедобытчиков. Именно поэтому участники рынка заинтересованы в сбалансированных ценах.
Сергей Шаргунов о саратовской женщине, которую обвиняли в подработке уборщицей
Эта тенденция наглядно проявилась в последние недели, когда Дональд Трамп своими заявлениями и действиями (в т. ч. возобновлением эмбарго на поставки иранской нефти) разгонял цены. Это было необходимо американским добытчикам сланцевой нефти: у них высокая себестоимость добычи, и при низких ценах они не могут нормально развиваться. В отличие от Трампа арабские и российские политики прилагали немалые усилия для сдерживания нефтяных котировок.
Так, на проходившем в начале октября в Москве международном форуме «Российская энергетическая неделя» министр энергетики Саудовской Аравии Халед аль-Фалех и президент РФ Владимир Путин договорились об увеличении поставок на внешний рынок с целью стабилизации цен на нефть.
Судя по всему, для Саудовской Аравии это было непростым решением. Еще весной официальные лица королевства заявляли, что будут счастливы от цены нефти по $100/баррель. Достижение аналогичной цены является также целью ОПЕК (Организации стран — экспортеров нефти).
Тем не менее нынешнюю ситуацию, когда декабрьские фьючерсы торгуются на мировых биржах по цене, близкой к $85/баррель, ключевые участники рынка считают ненормальной.
Так, Путин заявил, что текущие цены на нефть перегреты, и «нас вполне устроит $70, $65, $75 за баррель. Это вполне нормально, чтобы обеспечить эффективную работу энергокомпаний и инвестиционный процесс».
Этот же тезис — о рисках высокого роста цен на нефть — на днях повторил министр энергетики РФ Александр Новак: «Мы не хотели бы иметь сиюминутную выгоду с последующим резким падением цены. А это может быть при высоких ценах, потому что тогда идет перепроизводство, тогда начинают реализовываться проекты не совсем эффективные, и рынок заливается нефтью, что дает следующий цикл экономический и цикл кризиса, как это было в 2014-м».
Новак считает, что цена в $65—75 за баррель снизила бы риски нового кризиса на нефтяном рынке.
Политика сдерживания цен на нефть на руку и Украине. Относясь к группе стран-импортеров (наряду с такими государствами, как Китай, Индия, Таиланд, Бразилия, Чили, ЮАР и некоторые другие), украинская экономика весьма уязвима для сверхцен на «черное золото».
Прежде всего это тянет за собой подорожание нефтепродуктов, три четверти которых на Украину импортируется. А за ними растут цены на все виды товаров, в стоимости которых есть топливная составляющая, а также требующих ощутимых расходов на доставку к местам реализации.
Как показывает практика, цены растут лавинообразно. Вне зависимости от реальных затрат производители стремятся отбить будущие расходы. В конечном счете в масштабах страны это приводит к росту индекса потребительских цен на несколько процентных пунктов.
С нефтяными ценами коррелируются цены на другие виды углеводородного топлива и сырья. Для Украины наблюдаются обнадеживающие перспективы роста цен на зерно и металл. Но не ранее следующего года. Первыми же после нефти растут цены на уголь и природный газ.
В нынешней ситуации, когда МВФ требует от украинской власти поднять коммунальные тарифы, достижение нефтью знаковой отметки $100/баррель будет использовано в качестве оправдания повышения цен на все виды энергоресурсов для бытовых потребителей.
Правда, многие эксперты считают, что нынешний ажиотаж вокруг нефтяных цен временный и основные игроки не допустят резкого роста, а затем такого же обрушения цен.
В частности, директор специальных проектов Научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев в интервью UBR.UA сообщил, что не видит повода для особого беспокойства, а нынешний рост цен является объективным, но не дестабилизирующим.
«Если говорить о рынке нефтепродуктов, то хороший индикатор — цена на границе. Если за неделю она выросла на 5%, то через 10 дней — две недели к стоимости топлива на АЗС прибавляется 50 коп./л», — утверждает эксперт.
При этом очень большое влияние оказывает курс доллара США. В нашей ситуации рост стоимости американской валюты тут же накладывается на цену топлива. И зачастую это дает даже большую прибавку, чем изменение стоимости нефти. Эти два фактора могут накладываться друг на друга или вычитаться.
Есть также рисковая составляющая, связанная с ожиданиями: подорожает ли нефть, валюта или они подешевеют? И есть собственно фактор спроса.
«К ноябрю мы выйдем на начало спокойного сезона, поэтому спрос не будет влиять на объемы реализации», — говорит Геннадий Рябцев.
Эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский также считает, что политические игры не дадут нефти далеко отклониться от равновесной цены в $80/баррель.
«Участники рынка научены опытом, что вслед за 20%-ным ростом цены следует 40%-ное падение потребления, которое полностью нивелирует эффект от повышения цен», — утверждает эксперт. Это касается как добытчиков, так и трейдеров нефти и продуктов ее переработки.
При этом в долгосрочной перспективе Украине все же придется жить с дорогой нефтью и дорогими нефтепродуктами. Стандарты жизни в развивающихся странах все больше подтягиваются к уровню ведущих мировых держав, а это диктует все увеличивающийся спрос на энергоносители. Так, в базовом сценарии ОПЕК ожидается, что к 2040 г. общий спрос на энергоносители в мире вырастет на 33% — на 91 млн. баррелей в нефтяном эквиваленте — и достигнет 365 млн. баррелей.
При этом нефть сохранит за собой самую значительную долю сектора потребления, а в целом — нефть, газ и уголь вместе будут составлять более 75% всех потребляемых энергоносителей.
«Фактически 95% всего прироста потребления энергии приходится на крупные развивающиеся страны, такие как Китай и Индия. В настоящее время Индия обеспечивает наивысшие темпы роста энергопотребления. А Китай — объемы. До 2040 г. потребность энергии в этих странах увеличится более чем на 20 млн. баррелей в день», — утверждает начальник отдела энергетических исследований ОПЕК Абдеррезак Бенюцеф.
В то же время в базовом прогнозе ОПЕК заложен сценарий, по которому рост добычи нефти в Казахстане, Бразилии и некоторых других странах окажется недостаточным, чтобы компенсировать общий мировой спад нефтедобычи. Поэтому после 2027 г., когда мировая добыча достигнет пика, будет наблюдаться ее сокращение.
ОПЕК, безусловно, является заинтересованной стороной на этом рынке. И заявления представителей организации призваны поддерживать высокие заработки стран—членов ОПЕК, в которой состоят 15 государств, контролирующих порядка двух третей мировых запасов нефти. Умеренно высокие цены на нефть, обеспечивающие большие объемы добычи и инвестиции в производство и транспортировку, — этим государствам жизненно необходимы.
Похоже, за попытками сорвать возрождение российского театра стоят сугубо частные интересы
Однако нефтяные запасы на планете истощаются, а препятствием для освоения новых месторождений являются сложные условия залегания в них углеводородов и отсутствие подходящих технологий. Именно поэтому наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бен Сальман Аль Сауд сделал недавно любопытное заявление, предположив, что к 2030 г. ряд нефтедобывающих стран утратят свои позиции на мировом рынке, полностью потеряв добычу.
К таким странам принц отнес и Россию, заявив, что спрос на нефть до 2030 г. будет расти темпами примерно на 1—1,5% в год. Но если некоторые думают, что после этого срока он начнет замедляться, то тут другой расклад. «Мы считаем, что многие страны как производители просто исчезнут к этому времени. Например, сильно упадет Китай, если совсем не исчезнет, другие страны также продолжат исчезать как производители. Через 19 лет Россия сильно потеряет в добыче, если не полностью все 10 миллионов баррелей нефти в сутки», — полагает Мохаммед бен Сальман Аль Сауд.
Тем не менее, практически все специалисты сходятся во мнении, что рост цен на нефть и другие энергоносители еще больше увеличивает спрос на возобновляемые источники энергии. Особенно, если на стоимости сказываются не рыночные, а политические или геополитические факторы. Ведь Украина в долгосрочной перспективе никак не сможет избавиться от нефтяной зависимости…
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.