Мнения / День в истории
5 ноября 2018 14:52

Душа народа в лице атамана Никушина

К 101-й годовщине событий осени 1917-го года хочется написать о народе. Ради которого, собственно, всё и затевалось, верно?

8250
На фото: отряд красноармейцев (1917 - 1922 гг.)
На фото: отряд красноармейцев (1917 — 1922 гг.) (Фото: ТАСС)

…По дороге в нашу деревню на границе Рязанской и Тамбовской губерний проезжаешь несколько сел, названия которых с недавних пор оживают для меня трагическими событиями 1920-го. Вот — Пехлец, милиционеры которого слёзно требовали оружия, «а то дело совсем плохое» — бандиты атамана Огольцова одолевают. Вот поворот на хутор Верёвкин, за глухим Ибердским лесом — именно на Веревкинских лесоразработках сложилось ядро восстания. Вот Щурово, родина атамана, где была размещена пулеметная рота из Моршанска, когда чекисты взялись всерьез. А вот Ухолово, ныне райцентр, куда отряд повстанцев вошел в мае 1920, причем бойцы были с зелеными веточками на фуражках. «Зеленая армия атамана Огольцова» потому что.

Итак, народ. Для которого — «земля крестьянам». Да с дорогой душой, товарищи большевики! Нам бы своей землицей распоряжаться, да что б не трогали. А то иные мужики навоевались досыта на Германской уже, а молодняк в дезертиры глядит. Так что народная власть — да дай Бог.

Однако скоро новая власть показала себя хуже старой. Набор в Красную армию и продразверстка. Вплоть до картошки. Сами большевики признавали, что перегнули. Тогда и вспыхнули крестьянские восстания. У донских казаков — раньше, на Тамбовщине — чуть позже. А у нас своя, рязанская история.

Про атамана Огольцова много не будем. Молодой, 24 года, видный мужик и дерзкий лидер молодых же дезертиров из крестьян. Сегодня почти точно можно быть уверенным, что «огольцовщина» была провокационной операцией рязанской губчека, чтобы выявить и уничтожить активные элементы. Короче, Огольцов был убит в столкновении в середине лета 20-го.

А вот «Огольцовщина», как увидели ошеломленные чекисты, не прекратилась. Напротив. И дело в интереснейшей фигуре 32-летнего Сергея Казьмича Никушина, тоже местного уроженца — села Кипчаково, у того же Иберского леса.

Читайте также

Никушин стал военным начальником атамана Огольцова. Все-таки старший унтер-офицер 10-го уланского Одесского полка, георгиевский кавалер, помощник командира эскадрона в Великую войну. Вернувшись домой, он даже сделался первым председателем одного из волостных советов, затем — волостным комиссаром; позже, поняв, что с большевиками народу не по пути, устроился в мирной жизни счетоводом конторы Веревкинских лесных разработок, где и сошелся с повстанцами.

Сразу оговорюсь, что дальше очень много цитирую рязанского историка Галину Гольцеву, которая фактически «открыла» Никушина и уже нашла самые нужные и верные слова о нем. Если честно, мы мечтаем о памятном знаке в родном селе Никушина.

Итак, «Огольцовцы» во главе с Никушиным совершали налёты по нескольким уездам губернии. На борьбу с атаманом Никушиным бросали всё новые силы, впоследствии советские историки чуть ли не приравнивали Никушина к Антонову.

На самом деле живой силы у Никушина не было, кроме доставшихся от Огольцова двух-трех верных сподвижников. Целей физического уничтожения по идейным или идеологическим основаниям он не преследовал. Организацией дезертирских банд в «зеленую армию» не занимался.

В отношениях с населением соблюдал определенный, не лишенный обаяния этикет, никогда не отступая от принятых правил. Наладил обмен добытых грабежом в советских учреждениях дефицитных товаров (соли, тканей, муки, зерна, фуража) на хлеб, обувь, одежду и разного рода мелкие бытовые услуги.

Образ «атамана зеленой армии», создавался им искусственно и поддерживался исключительно для внешнего мира. Именно с этих пор на юге Рязанской губернии осталась память о «Зелёной армии Огольцова», об «огольцовщине».

Сергей Никушин искал правду. Как мог. Такой вот Рязанский Дон Кихот или Робин Гуд. В ноябре 1920 был ранен и задержан.

Кстати, с Антоновым Никушин виделся — ездил к нему осенью 20-го. Говорили долго, но не договорились.

Читайте также

Вот она, получается, душа народа в одной из её ипостасей:

Предводитель без войска, оппозиционер без партии, народный заступник без народной поддержки, он, понимая обреченность восстания перед лицом государственной машины, стал носителем идеи «огольцовщины», заключившей в себе дух народного сопротивления.

И с вождями тамбовских не просто так не сошлись. Никушин и Антонов — архетипически разные фигуры. Люди несовместимых культур: Антонов — представитель революционной субкультуры, эсер, а Никушин — народной, основным живым компонентом которой является христианство.

Нетипичное поведение Никушина не менее явственно, чем повстанческая война Антонова, доносило до властей мнение деревни и в то же время было фактором, сдерживавшим эскалацию жестокости. Понимая бесчеловечность Советской власти по отношению к крестьянству, Никушин понял и основное настроение народа — его нейтралитет и традицию безмолвного осуждения.

Есть о чём задуматься, правда? Молча, серьезно, без ярлыков, лозунгов и обвинений, что «не тот народ».

…а отряды тамбовских повстанцев в наших краях появились зимой 21-го, когда Никушин ждал расстрела в Ряжской тюрьме. Были и в нашей деревне, аккурат посреди ее комиссара «в расход» пустили, потом к Ряжску ушли. Глухие у нас места, и по сей день…

Последние новости
Цитаты
Александр Бородай

Первый председатель Совета министров ДНР, глава «Союза добровольцев Донбасса»

Александр Саверский

Президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов»

Александр Абрамов

Главный аналитик Банка «Солидарность»

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня