Александр Шабуров про Воловича, Кобзона и Верникова
На днях итальянские карабинеры задержали двух украинцев, которые в метро Рима напали на индийца и пытались его ограбить. Сам по себе случай не вызвал бы особого резонанса — преступлений аналогичного толка в Италии совершается немало, пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Cергей Лозунько. Однако нападавшие во время совершения правонарушения выкрикивали фашистские и расистские лозунги. Они кичились своей принадлежностью к фашистам и даже обосновывали этим (своими фашистскими взглядами) свое право избивать и грабить человека «неправильной» национальности.
Ведущие итальянские СМИ распространили видео, на котором двое парней, ругаясь по-украински, цепляются к одному из пассажиров метро, пытаются отобрать у него сумку. Один из них громко кричит: «Я фашист! А ты приехал из Бангладеш*. Я тебя сейчас ударю… Выйди на улицу, ты, …».
Инцидент произошел 1 ноября примерно в 21.30 на железнодорожной линии Рим—Лидо. Нападавших, находившихся в нетрезвом состоянии, задержали карабинеры Остии прямо на станции. Выяснилось, что они — выходцы с Украины, 23 лет от роду, ныне проживают в одном из районов Рима. Один из мужчин уже попадал в поле зрения правоохранителей.
Сразу же следует отметить, что далеко не все украинцы, обитающие в Италии, ведут себя как фашиствующие скоты. И даже в данном инциденте от рук этих двух фашистов пострадала 57-летняя украинка по имени Галина, пытавшаяся вступиться за индийца. Она получила удар в голову, на видео видно, что у нее окровавлено лицо. Галина несколько лет живет в городе Остия, на метро возвращалась с работы в Риме. Ее показания сыграли важную роль в расследовании. «Я понимала, что они говорят. Это было что-то похожее на «Я фашист, а ты приехал из Бангладеш. Я тебя сейчас ударю», — рассказала она изданию Corriere della Sera.
Александр Шабуров про Воловича, Кобзона и Верникова
В Италии этот случай вызвал огромнейший резонанс — о нем говорят на центральных телеканалах, обсуждают в ведущих печатных СМИ.
Скандал получился настолько громким, что даже посол Украины в Италии Евгений Перелыгин был вынужден публично отреагировать, объяснив украинской публике всю серьезность ситуации, которая нанесла огромный ущерб имиджу страны: «У меня нет сомнения, что итальянские следователи объективно и беспристрастно установят все обстоятельства этого дела, и дальше будет предоставлена правовая оценка действиям, включительно с возгласами участников драки в вагоне римского метро. В то же время уже сейчас можно констатировать, что характер и содержание обсуждения в итальянском сегменте социальных сетей нападения в римском метро свидетельствует об огромном вреде для имиджа нашей страны от подобных действий.
Следует отметить, что многие комментаторы сосредоточивают внимание не на самом инциденте в римской подземке, а затрагивают вопрос относительно тенденции к увеличению проявлений экстремизма, расизма и нетерпимости внутри Украины. При этом приводятся примеры соответствующих возгласов, жестов и атрибутики во время массовых манифестаций на Украине, нападения на политических оппонентов или тех, кто принадлежит к разного рода меньшинствам.
В этой связи оперативное и эффективное пресечение правоохранительными органами и осуждение каких бы то ни было проявлений экстремизма и нетерпимости на Украине является залогом эффективной борьбы с любыми провокационными действиями и попытками представить частные случаи как устоявшуюся практику или необратимую тенденцию".
Как видим, это уже не мифическая российская пропаганда распространяет информацию о росте экстремизма на Украине и частого использования вполне определенного толка «возгласов, жестов и атрибутики во время массовых манифестаций». Это мнение, которое сложилось об Украине в одной из самых крупных стран Евросоюза — Италии. И то, что оно имеет под собой основания, признает и украинский посол г-н Перелыгин.
Правда, и Евгений Перелыгин не удержался от того, чтобы не повторить тезисы нынешнего режима и его медиаобслуги о «провокационных действиях» и «частных случаях» (из разряда «если кто-то кое-где у нас порой…»). Но кто в римском метро провоцировал двух подонков нападать на индийца да представляться фашистами? Неужто Кремль? С другой стороны, если бы подобные ситуации были редкостью, действительно «частными случаями», то не обсуждали бы в итальянских СМИ то, о чем написал сам Перелыгин, — далеко не единичные и далеко не частные «примеры соответствующих возгласов, жестов и атрибутики во время массовых манифестаций на Украине, нападения на политических оппонентов или тех, кто принадлежит к разного рода меньшинствам».
Именно такого рода позиция, когда экстремистские проявления на Украине власти пытаются оправдать «российскими провокациями» (наряду, конечно же, с полной безнаказанностью), и приводит к рецидивам — они, как видим, все чаще обретают трансграничный характер. Проблема роста национал-экстремизма не искореняется, а затушевывается, перекладывается на внешние факторы.
Безусловно, можно только согласиться с украинским послом в Италии на предмет необходимости пресечения правоохранительными органами каких бы то ни было проявлений экстремизма и нетерпимости на Украине. Однако этого явно мало. Ведь экстремистские проявления, физическое насилие — это следствие, внешние проявления болезни. Как говаривал профессор Преображенский в «Собачьем сердце», разруха прежде всего в головах.
Поэтому начинать лечить эту болезнь надо с борьбы за умы. Увы, но на Украине не только не начинали лечение, но даже не поставили диагноз (причины экстремистских проявлений принято списывать не на внутренние факторы, а на внешние — на «кремлевские провокации»). Более того, заражение умов национал-экстремизмом активно продолжается — без какого-либо адекватного реагирования со стороны властей.
«Вначале было Слово…»
Как сказано в самой первой строке Евангелия от Иоанна, «Вначале было Слово…». И украинский национал-экстремизм, уже выходящий на международный уровень, произрастает из тех слов, которые регулярно звучат с телеэкранов, причем из уст весьма известных и часто высокопоставленных персон.
И это те слова, насчет которых можно поспорить с великим Федором Тютчевым, писавшим: «Нам не дано предугадать, / Как слово наше отзовется». В случае с нагнетанием атмосферы ненависти — предугадать как раз несложно.
Вспомним разглагольствования музыканта Олега Скрипки о не владеющих украинским языком, которых он предлагал загонять в гетто: «Вокруг себя я это реализую — я общаюсь с лучшими украинцами, я беру на работу в свой штат украиноязычных… Люди, которые не могут выучить украинский, имеют низкий IQ, таким ставят диагноз „дебилизм“. Надо их отделить, потому что они социально опасны, надо создать гетто для них. И будем помогать им, как помогают людям с недостатками, на волонтерских началах будем петь им „Владимирский централ“…»
Последовала ли правовая реакция на эти высказывания Скрипки? Нет.
Или возьмем заявление министра культуры (!) Евгения Нищука о «генетически неполноценных» жителях Донбасса: «Ситуация, которая сложилась на востоке и юге, — это пропасть сознания. Более того, когда мы так много говорили о генетике в Запорожье, на Донбассе… это же города завезенные. Нет там никакой генетики. Это сознательно завезенные».
Ответил ли Нищук за свое публичное оскорбление миллионов граждан Украины? Ничуть. Даже оргвыводов не последовало — как сидел, так и сидит в своем кресле. Хотя в любой цивилизованной стране чиновник после подобных сентенций вмиг вылетел бы из должностного кресла с «волчьим билетом».
На украинских телеканалах едва ли не ежедневно выступают Лариса Ницой и Ирина Фарион. Публично провозглашаемые ими тезисы, как по мне, уже не один десяток раз должны были стать основанием для уголовного дела по ст. 161: «1. Умышленные действия, направленные на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды и ненависти, на унижение национальной чести и достоинства или оскорбление чувств граждан в связи с их религиозными убеждениями, а равно прямое или косвенное ограничение прав либо установление прямых или косвенных привилегий граждан по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам, — наказываются штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
Дискриминацию по языковому и этническому принципу прямо запрещает ч.2 ст. 24 Конституции Украины: «Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или другим признакам».
Но вышеперечисленное не мешает пани Фарион регулярно публично призывать: «Поможет социальный лифт. Не дать образования и работы! Защебечут моментально. И не реагировать на русский язык. Он должен быть на Украине непонятным. Тогда заговорят».
Или вот недавний пассаж депутата от БПП Олега Барны в эфире телеканала «Прямой» о русских: «Сложно назвать их народом, потому что это поселение без истории вообще-то. Как говорил мой дед, это не народ, а байстрюки татаро-монгольской мешанины. Имеется в виду поселение — народ без истории, без веры, который постоянно у кого-то воровал».
Притом что на Украине живут миллионы из числа представителей того самого «не народа» — «байстрюков татаро-монгольской мешанины», так называемая правоохранительная система Украины ничего крамольного в словах Барны не обнаружила. Из фракции БПП его тоже не выгнали — стало быть, солидаризовались с цитированными тезисами.
К слову, столь дотошный в иных ситуациях Национальный совет по телевидению и радиовещанию никаких претензий к телеканалу «Прямой» из-за заявлений Барны не имел.
А как расценивать неоднократно звучавшие публичные призывы лишить жителей Донбасса их конституционного избирательного права? Об этом, например, заявлял в июне с.г. министр внутренних дел Арсен Аваков во время форума «Формула безопасности Украины» в Киеве: «Но мы должны наложить мораторий на 3—5 лет на выборы на оккупированных территориях в центральные органы власти… Мы должны немного успокоить это общество, дать возможность прижиться новым гражданским институциям, нормальным дискуссиям, прессе, — и тогда спокойно проводить выборы».
Это не призыв к антиконституционной дискриминации минимум на основе «по признакам политических… и других убеждений… места жительства»? Министру никто даже не попенял за его, мягко говоря, одиозные предложения. Как и многим другим, озвучивавшим те же идеи.
Летом нынешнего года погорел на антисемитизме бывший консул Украины в Гамбурге Василий Марущинец. Притом что его нацистскую писанину в соцсетях видели многие коллеги-дипломаты, Марущинец без проблем работал на дипломатическом поприще — пока его не вывел на чистую воду блогер Анатолий Шарий, и пока не разгорелся международный скандал. Только после этого в Киеве заметили, высказали дежурное осуждение и отозвали Марущинца. И все. Никакого уголовного дела.
Более того, не так давно Марущинец высказывал намерение баллотироваться на пост президента Украины — если соберет необходимую сумму для залога: «Решили таки „тряхнуть стариной“ и спасать государство и народ — уже буквально, а не болтовней или флешмобами. Если будет принято такое решение и если это решение поддержит наш большой УКРАИНСКИЙ народ, на алтарь Великой Победы которого положил всю свою сознательную жизнь. Пока что, дорогие друзья, я в глубоких раздумьях, стесняюсь своей бедности». С Марущинца — как с гуся вода. Спасать украинский народ собрался! Все потому, что власть палец о палец не ударила, чтобы спасать украинский народ от марущинцев.
Юбилей освобождения украинской столицы власти встретили арестом защитницы памяти советского генерала Ватутина
Недавно резонанс в соцсетях (в соцсетях, но не в правоохранительных структурах!) вызвали ролики иеромонаха УПЦ КП Богдана Костюка с пропагандой речей Гитлера. Аннотация к одному из видео предлагала узнать «сильные стороны Гитлера-оратора». Сам Костюк на гневные комментарии ответил, что, дескать, пытается понять историю без идеологических наслоений. Ролики с Гитлером, правда, удалил. Но главное: Богдан Костюк служит «капелланом» в воинской части 3056 НГУ и совместно с бойцами из этой части занимается патриотическим воспитанием молодежи. Надо ли говорить, что это за «патриотическое воспитание молодежи» на речах Гитлера?..
Такие примеры можно приводить долго. И после этого мы хотим, чтобы не было национал-экстремистских проявлений? Нелепо требовать от пьяного вести себя прилично, не сквернословить, не скандалить, не драться — если сам покупаешь ему спиртное и активно поишь. Так же и после накачки населения вполне определенного толка идеологией не стоит рассчитывать, что украинцы будут вести себя как жители стран цивилизованной Европы (куда Украина якобы так стремится и в чьих глазах боится уронить свое реноме), где подобные выходки жестко пресекаются, а политики, позволившие себе даже намек на ксенофобию, навсегда становятся нерукопожатными.
И последнее. То, что случилось в римском метро, как и то, что происходит в информационном пространстве Украины, это та «жизнь по-новому», которую принес стране Порошенко. На нем — как на гаранте исполнения Конституции и законов, а также прав и свобод граждан — в первую очередь лежит ответственность. Это он своим действием либо бездействием привел к тому, что в стране установлена атмосфера ненависти и нетерпимости. И в этом смысле за время правления нынешнего «гаранта» Украина не только не приблизилась, но стала значительно дальше от Европы.
*Один из нападавших назвал их бангладешцами (видимо, не зная реальной национальности), а в полиции было установлено, что они индийцы.
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.