Рублев, Репин, Коненков и… боксерская груша
На днях миллионер в генпрокурорском кресле Юрий Луценко прочел украинцам проповедь, пишет колумнист украинского еженедельника «2000». Его увещевание было посвящено теме зависти или, как он выразился, «жабы», которая давит население и мешает стране развиваться.
По словам Юрия Витальевича, Украине мешают двигаться вперед не бездарность и вороватость властей, не убийственный курс, реализуемый во внешней и внутренней политике, а зависть к успешным людям. Об этом он заявил в своем спиче на заседании Совета регионального развития при участии президента.
Луценко посетовал на популистов и ультрапатриотов, «для которых нет ничего слаще, чем свергнуть свое же государство». Это он, случайно, не о тех популистах и ультрапатриотах, которые верховодили на майданах 2004-го и 2014-го? Очевидно, о каких-то других — ибо себя по затылку Юрий Витальевич в этот момент не лупил.
Недоволен генпрокурор информационным полем страны. Сколько цензурных запретов ни вводили, сколько медиа ни давили, сколько порохоботов в эфир ни запускали, а красивой «картинки» для властей предержащих все равно нарисовать не получается. «Если мы и дальше будем молчать о достижениях, мы окончательно проиграем информационную войну. Я посмею вам сказать: мы ее практически проиграли. Все российские и олигархические телеканалы 24 часа в сутки зомбируют о том, что Украина уже проиграла все, и вот-вот ее объявят fail state», — заявил Луценко.
Рублев, Репин, Коненков и… боксерская груша
Российские каналы… чего-то там 24 часа в сутки… А что нам российские телеканалы? Их же запретили еще в 2014 г. Потом и российские соцсети запретили. И российские газеты, книги, журналы. Но, видимо, сам Луценко российские телеканалы с интересом смотрит (а иначе откуда ему знать, о чем там вещают) — это рядовым украинцам нельзя, а генпрокурору можно.
Интересно было бы услышать уточнение Юрия Луценко относительно «олигархических телеканалов». Это он про «5-й канал»? Или, быть может, про «Прямой»?
Наконец, Луценко добрался до наболевшего: «проблемой нашей страны — возможно, даже самой большой, — я считаю жабу, огромную украинскую тварь, которая задавила миллионы». Самая большая проблема!
«Мне кажется самой большой проблемой страны, которая поднимается сейчас в своем развитии, является зависть к чужому успеху. Я фактически не знаю ни одного человека в стране — я сейчас не о политиках — ни одного спортсмена, ни одного журналиста, ни литератора, ни деятеля любой сферы, которому аплодируют за его успех и стараются быть еще более успешными… Каждый, кто успешен в нашей стране, подвергается такому остракизму, что уже никому не хочется рассказывать о своих успехах», — сокрушался генпрокурор.
«А успехи есть!» — едва не прокричал Луценко. И даже привел несколько примеров, которые, по его мнению, журналисты должны были бы пиарить вместо рассказов о проблемах и неудачах. В частности, упомянул мэра города Покров в Днепропетровской обл., который перевел населенный пункт на альтернативные источники энергии. Затем грузинского бизнесмена Важу Иукуридзе, который вложил большую сумму в винодельческий комбинат, равного которому, если верить Луценко, «нет в Европе». Вспомнил о производителях лыж из Мукачево, успешно реализующих свой товар в Европе.
В принципе ничего плохого не было бы в том, чтобы с телеэкранов и газетных страниц украинцы узнали об этих успешных людях и удачно реализованных проектах. Но ведь в нынешней ситуации, в какой находится Украина, это скорее исключения из правил, которые не меняют общей картины упадка. Это редкие ложки меда в одной большой бочке дегтя.
Но даже не это главное. Луценко подменяет понятия. И насчет того, чей именно успех не нравится украинцам. И относительно природы социально-психологического состояния людей. Генпрокурор полагает, что украинцев гложет «зависть к чужому успеху», причем зависть черная, о которой в простонародье говорят — «жаба». Но, может, дело совсем в ином? И досада у людей вовсе не от зависти, а от осознания несправедливости существующего порядка вещей.
Если вас обокрали — можно ли назвать завистью ваши чувства по отношению к грабителю, пользующемуся отнятыми у вас благами? Если вас агитировали вложиться в какое-то прибыльное дело, а потом обманули — можно ли назвать завистью ваши чувства по отношению к мошеннику, роскошествующему за ваш счет? Нет, это не зависть, не «жаба». Это вполне естественное озлобление и желание восстановить справедливость.
Грош у новейших господ
Выше стыда и закона;
Нынче тоскует лишь тот,
Кто не украл миллиона.
…Что ни попало — тащат,
«Наш идеал, — говорят, —
Заатлантический брат:
Бог его — тоже ведь доллар!.."
Правда! но разница в том:
Бог его — доллар, добытый трудом,
А не украденный доллар!
(Николай Некрасов)
Чтобы было понятней (в т. ч. и самому генпрокурору), давайте непосредственно об «успешных» людях, по отношению к которым украинцы испытывают неприязненные чувства. Генпрокурор же предлагал пиарить успешных. Предлагаю выводить на эфиры самого Юрия Луценко. Но не с разглагольствованиями о темном прошлом и светлом будущем, а пусть он расскажет публике секреты своего «успеха». Как он — далеко не Толстой и не Достоевский, не Ломоносов и не Менделеев, не Гейтс и не Баффет — стал миллионером. Пусть Луценко расскажет украинцам, как заработать на роскошный особняк, на дорогие машины, на отдых на Сейшельских островах.
Наверняка публике было бы интересно узнать о природе «успеха» главы НАК «Нафтогаз» Андрея Коболева, который недавно получил 207 млн. грн. премии, перевел ее в доллары и, указав в качестве причины «помощь семье», перевел матери в США. Вполне «успешный» человек. Почему генпрокурор не привел его в качестве примера, о котором нужно рассказывать? То же самое и о не менее «успешном» напарнике Коболева — главном коммерческом директоре НАК Юрии Витренко, который со счетов Ощадбанка отправил на счет жены Ирины Шафрановой-Витренко в Лихтенштейне 1 млн. 900 тыс. евро и 2 млн. 900 тыс. долл. Коболев и Витренко — чем не примеры «украинского успеха» текущего времени?
Давайте рассказывать о секрете «успеха» героев майдана, которые в 2014-м пришли в Верховную Раду голодранцами, а теперь нарядились в брендовую одежду и уселись в дорогие автомобили. Пусть дети Петра Порошенко расскажут сверстникам, как получить престижное образование в Англии. Чиновники всех мастей и рангов могли бы поделиться с украинцами своим счастьем, а главное — откуда оно взялось? Чтобы и другие украинцы — те самые, которых, по словам Луценко, «жаба давит», — поняли, как «правильно жить» в этой стране.
Список «успешных людей» в стране немалый — достаточно заглянуть в электронные декларации о доходах, которые год назад довольно широко обсуждались в СМИ и соцсетях. Практически любого декларанта можно выводить на экран — и пусть рассказывает секрет своего «успеха». Правда, они почему-то этого не хотят. Полагаю, Юрий Луценко хорошо знает, почему. Собственно, и сам Юрий Витальевич раздражается, когда ему ставят вопросы о доходах его семьи — не любит делиться секретами «успеха».
Даже во вполне благополучных странах граждан раздражает, когда публичные люди кичатся роскошью. Можно вспомнить скандал с британским премьером Терезой Мэй конца 2016 г., когда она возмутила британцев дорогим и вызывающим гардеробом во время фотосессии для The Sunday Times. Тогда Мэй надела коричневые кожаные брюки стоимостью 995 фунтов (около 1300 долл.) и кроссовки Burberry за 295 фунтов (около 400 долл.). Британская пресса и пользователи соцсетей устроили ей обструкцию. Раскритиковали Терезу Мэй даже некоторые коллеги по партии — дескать, «главе государства не следует одеваться так откровенно дорого в непростой для экономики страны момент».
И это, отметим, в благополучной Великобритании, где доходы граждан на порядок выше украинских. Притом что ни у кого нет и тени сомнения, что средства, которые Тереза Мэй потратила на свой гардероб, были честно ею заработаны. Наконец, сумма, в которую оценивается ее «вызывающе дорогая» одежда, прямо скажем, выглядит смешной по сравнению с суммами, которые тратятся украинскими политиками и чиновниками. Сложно даже представить, какие характеристики получила бы Тереза Мэй, если бы позволила себе такой же отдых, как Петр Порошенко на Мальдивах. Не сомневаюсь, что и отдых на Сейшелах любого генпрокурора вполне благополучной европейской страны вызвал бы острую критику со стороны политиков, журналистов и пользователей соцсетей.
Так чего удивляться, когда украинцев — жителей самой нищей страны Европы — раздражает публичная демонстрация богатства? Тем более, когда во многих случаях к происхождению этого богатства есть вопросы.
Украинцы в основной своей массе приходят в негодование не от чьего-то богатства как такового, а от того, что оно получено, по их мнению, нечестным путем. Перераспределение национального богатства происходит на несправедливой основе — что и позволяет небольшой кучке лиц наживать крупные состояния на фоне обнищания всех остальных.
Вот показательный пример. По данным ежегодного отчета о мировом благосостоянии Global Wealth Report, подготовленного швейцарским финансовым конгломератом Credit Suisse, Украина как государство заняла 123-е место. Зато в рейтинге по количеству лиц с состоянием в 50 млн. долл. и выше — 53-е. И эта тенденция такова, что при нынешней власти этот разрыв — между благосостоянием всей страны и узкого круга мультимиллионеров — растет в пользу последних. Тот же Credit Suisse отметил, что в 2017-м на Украине было 115 лиц с состоянием выше 50 млн. долл., а в 2018-м таковых стало уже 135. Рост почти 20% за год.
На том же заседании Совета регионального развития в Киеве, на котором Луценко вещал о «жабе», выступил и президент Порошенко. Он заявил: «Хотя мы и восстановили экономический рост, но темпы его сейчас недостаточны, чтобы люди почувствовали во всех без исключения регионах и социальных слоях, что мы перестали быть одной из беднейших стран Европы».
В современном мире накопились те же проблемы, которые привели к Первой мировой
То есть, Порошенко признал две вещи. Первое: за годы его правления страна стала одной из беднейших в Европе (а в реальности — самой бедной). Второе: то, как она сейчас развивается, не позволяет ни Украине, ни ее гражданам вырваться из этой бедности. По большому счету, после этого Петр Алексеевич должен был бы подать прошение об отставке, извиниться перед народом за обманутые надежды и пообещать никогда больше не претендовать на государственную должность. Но такой радости, увы, он нам не доставил.
Ну да речь сейчас о другом. Вот в этой, как сказал президент, «одной из беднейших стран Европы» президент — из числа тех, о ком Юрий Витальевич выразился как об «успешных людях», которые так раздражают несознательных украинцев. Петр Алексеевич даже очень успешный. Только 2 ноября он внес изменения в свой реестр доходов. Не будем перечислять все финансовые «успехи» президента, скажем лишь, что его доходы в 2018 г. выросли в 8 раз по сравнению с прошлогодними. Много ли на Украине людей, которые могут похвастаться аналогичными изменениями в своем благосостоянии?
Пока президент рекордно наращивал свои «статки», население беднело, вынуждено было экономить на всем, на чем можно, чтобы рассчитаться по коммунальным платежкам, миллионы сбежали за границу. И на этом фоне Луценко удивляется, что людей раздражает чужая роскошь?
Проблема нынешней Украины в том, что успех одних (очень малочисленной группы) не только не выливается в успех всеобщий (как это происходит в нормальных странах), но наоборот — чем «успешнее» узкий круг «избранных», тем хуже всем остальным.
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.