С изменением государственного строя у нас в стране дважды в ХХ столетии изменялось общее устроение литературы, менялись и пути книги от писателя к читателю (что называется теперь логистикой). Вначале закрылись частные издательства и было построено здание советской литературы с издательствами — монополистами, потом монополисты в детской книге ушли, и выросли сотни малых издательств (часто энтузиасты и доброхоты). За последние 30 лет закрылся журнал «Детская литература», закрылся Дом детской книги, была создана и сгинула Ассоциация детских писателей. О сложном положении детской книги писала Лидия Кудрявцева полгода назад в своём письме — но ничего не изменилось…
Сейчас многие издательства не издают вообще отечественных авторов, им проще купить права на хорошее западное издание. И это немудрено: качество отечественных книг часто оставляет желать лучшего — в странах, где не ломали дважды за столетие традиции отбора лучших авторов и книг, хорошие книги лучше находят читателей — потому что мы строим и ломаем. И вот опять начинаем строить: сейчас Агентство «Роспечать» и Издательская программа Правительства Москвы поддерживает книги, которые проходят одобрение экспертных советов. Издательства получают гранты на издания, и обычно тиражи книг — две-три тысячи экземпляров. Этого не хватает и на 1% детей-читателей в нашей стране. Но если эти книги действительно хороши, то они могут быть переизданы, и тиражи их и эффективность действия могут быть увеличены другими способами, о которых речь пойдёт ниже.
Книга несёт определённое сообщение, можно назвать книги «генами культуры». Генный инженер выбирает нужные гены и размножает их в чашке Петри (многие видели эти бактериальные культуры) — сейчас можно поступать также — и это будет настоящим новационным методом в просвещении и образовании. Фактически библиотека — та среда, где книга размножается, тираж увеличивается. Это своеобразная чашка Петри. Берём книгу, помещаем в библиотеку — и по числу выдач увеличивается тираж. Каждое прочтение книги — считывание гена культуры.
Но как увеличить число выдач хороших книг? Надо привлечь внимание библиотекаря, преподавателя и читателя к книге. Для этого работают критики, в частности, эксперты рекомендательного сайта «Библиогид» при Российской государственной детской библиотеке (РГДБ)
Однако мало выбрать хорошие книги — важно донести их до читателя. Часто хорошая книга не выходит за пределы Москвы и крупных городов Центральной России. С другой стороны, «продвинутые» дети и подростки со всей страны собираются в «Артеке» и «Сириусе» — значит, надо туда привезти лучшие книги и их авторов! Таким образом, соединение усилий критиков, экспертов, преподавателей, библиотекарей и издателей, распространителей, может дать максимальный эффект. Мы сможем фактически увеличить тиражи достойных книг и довести их до заинтересованного читателя. А значит, увеличить и число детей, для которых книга может определить судьбу. И тем самым повлиять на будущее всей страны. Ведь наша страна жива до сих пор только благодаря «ядерному щиту», который построили учёные и инженеры, бывшие мальчишки и девчонки, увлеченные книгами «Занимательная физика» и «Занимательная математика»… Но этим книгам уже более ста лет.
С тех пор возникли десятки новых наук. Нам надо издавать книги типа «Занимательная биофизика» и занимать мозги ребят молекулярной биологией, генной инженерией, новыми технологиями и всем по-настоящему важным, а не пустыми компьютерными играми и стрелялками. Только там мы сможем вырастить следующее поколение учёных и инженеров, которые будут способны решать сложнейшие задачи современной науки и техники на самом высоком уровне.
Недавно мне удалось инициировать издание книги «Живой дом», в которую вошли лекции биолога Егора Егорова о жизни клетки, изложенные в доступной для школьников форме. Книга получила поддержку Правительства Москвы и вышла в издательстве «Арт Волхонка», по сути она представляет собой художественный альбом, где строгий научный подход становится доступным и понятным благодаря художественным образам, элементам комикса и реальным фотографиям микробъектов клетки. Но эта книга — скорее исключение, в области познавательной литературы у нас лидируют переводные книги, при издании которых порой экономят на научном редактировании — и получается полный абсурд. Замечу, что эта книга была написана четыре года назад — и она искала финансирования для издания всё это время.
Систематическое издание отечественных познавательных книг — это задача государственной важности: мне не раз уже приходилось писать: чтобы страна была сильной, детям нужны умные книги. Сейчас я хочу продолжить эту мысль: нам необходимо создать Институт детской книги, который бы занимался координацией усилий Министерства просвещения (школы), Министерства культуры (библиотеки), Агентства Роспечать (которое курирует издание и распространение книг), Союзов писателей и Академии Образования. Дело это не простое: нам надо построить целую систему, которая бы способствовала продвижению лучших детских книг в стране вообще и среди одарённых детей в частности.
Мы с группой детских писателей, в которую входила лауреат Президентской премии по литературе Анастасия Орлова, побывали в этом году в «Сириусе» — но не смогли найти там людей, которые бы поддержали идеи продвижения познавательных книг там, где собираются одарённые дети со всей страны. В «Сириусе» нам сказали, что идеи Фестиваля детской книги далеки от задач образования, так как пустить издательства в кампус — значит разрешить торговлю, а по правилам Министерства просвещения это запрещено. Я думаю, этот вопрос можно было бы решить, если бы фонд «Талант и успех» мог закупить часть книг, которые стали лауреатами Всероссийского фестиваля детской книги у издательств — и наградил бы ими своих воспитанников… Бывший директор «Артека» Алексей Каспаржак ещё два года назад проявил интерес к моим предложениям — но ведь я сам не являюсь никаким официальным лицом, уполномоченным вести переговоры с начальством.
Можно было бы многое сделать, если бы существовал Институт детской книги, который бы мог бы поддержать подобные проекты. Скажем, собираются в Москве на осенние каникулы со всей страны дети — победители конкурса на лучшее сочинение. Вот их бы привести на Всероссийский фестиваль детской книги, им бы рассказать о лучших книгах-лауреатах Фестиваля!
Однако организацией одного проекта заняты сотрудники Министерства просвещения, другого — Министерства культуры, и координацию можно устроить только при наличии системы связей между ними. Разные ведомства заняты по сути одним и тем же — личностным развитием детей, и необходима координация усилий, чтобы эффект увеличился в несколько раз.
Перед началом ярмарки интеллектуальной литературы «Нон Фикшен», которая прошла недавно в Москве, много критиков и институций выдвинули свои списки лучших книг. И опять в этих списках большую часть занимали издания западных авторов, причём в силу описанных выше причин, так получается «объективно», как будто само собой. Получается, что мы своих детей как будто готовим уже жить на Западе — ведь именно в художественных книгах описаны реалии жизни там, в научно-популярных делается акцент на открытиях иностранных учёных.
Опять будто «само собой» мы забываем своих учёных, изобретения и открытия, сделанные в России. Нам нужны серии книг о вкладе отечественных ученых в науку… Но кто же будет продвигать подобные книги, поддерживать их издания? А это надо делать всем миром — от Российской Академии Наук, если она заинтересована в кадрах, и до Министерства обороны, если оно заинтересовано в технике и технологиях — всем надо обратить внимание на отечественную познавательную литературу и поддержать её.
Пока же я знаю только инициативу в этой области: московская библиотека 180 провела весной этого года познавательный марафон по книге «Хочу всю знать» и сразу инициатор марафона Анна Горская вошла в число лучших библиотекарей Москвы. Но это скорее исключение, чем правило. Существует фонд «Просветитель», но он занят поддержкой просвещения взрослых: умные дяди одной специальности просвещают умных дядей из другой.
Дело важное, спору нет: односторонний специалист флюсу подобен, как говаривал Козьма Прутков. Но не следует забывать о детях и подростках, от которых зависит будущее страны. Детская книга может дать ребёнку не только полезные знания, но и развить его эстетически, ведь в такой книге искусство иллюстрации не менее важно, чем сам текст. Однако у нас прилавки книжных магазинов в малых городах завалены ужасной продукцией, дешёвой и финансово, и этически и эстетически, и вкус к книге падает в массах населения, как уменьшается и сама возможность большинства детей в нашей стране приобщиться к высокой культуре, науке и искусству через детскую книгу… Нам необходим Институт детской книги, который мог бы рассмотреть подобные проблемы в комплексе, в системе — и создавать его надо срочно, пока жива ещё традиция отечественной иллюстрации, и есть такие специалисты высокого уровня, как Лидия Степановна Кудрявцева, главный редактор журнала «Художник и писатель в детской книге» (который тоже приостановил свои выпуски по изложенным выше причинам: «рынок всё сожрал»).
Если общество не сможет поставить перед властями вопрос о развитии детской книг ребром, то у нас через поколение может уже не стать ни общества, ни государства.