В 2019 год Украина вступает спустя пять лет после установления режима, заправилы которого обещали народу «жизнь по-новому», в несколько дней покончить с братоубийственной войной в Донбассе, подавить коррупцию и «показать, как надо управлять страной».
Пять лет — срок предостаточный, чтобы верно оценить подоплеку и сущность происшедшего, его влияние на жизнь народа, а заодно и способность власти руководить государством, пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Георгий Крючков.
Что касается событий 2013−2014 гг., названных «революцією гідності», то они были тщательно подготовлены и с помощью Запада всесторонне обеспечены. Официальные представители США открыто признавали, что на «оказание помощи в развитии демократии на Украине» потрачено не менее 5 млрд. долларов. Сегодня каждый непредубежденный человек видит, что никакой революцией указанные события не стали, к смене общественного строя не привели. У власти одну группировку выразителей интересов криминально-олигархического капитала сменила другая, более организованная и нахрапистая. А то, что привлекательные лозунги этой т.н. «революции» оказались пустыми обещаниями, теперь признают практически все.
Впервые на высшем государственном посту оказался откровенный долларовый миллиардер, беззастенчиво использующий свое положение для преумножения собственных капиталов. Его личные доходы, как сообщалось, только за истекший год выросли в 12 (!) раз. В составе украинских парламентариев, если судить по их электронным декларациям, год от году стремительно растет количество миллионеров (в некоторых СМИ сообщалось, что таких в нынешнем депутатском корпусе уже более 60%). В умении наживаться за счет народа они явно превосходят служителей «злочинного режима Януковича». Впрочем, это относится и к представителям исполнительной, судебной власти, других правоохранительных органов, к местной т.н. элите. Несмотря на шумные пиар-кампании, широко разрекламированные «реформы правоохранительных органов», создание многочисленных антикоррупционных структур, сдвигов в борьбе с коррупцией не произошло.
И прежняя, и нынешняя группировки во власти в основе своей ориентированы на Запад, дистанцирование от России. Но если первые, прикрываясь «многовекторностью», стыдливо пытались усидеть на двух стульях — выглядеть «хорошими» и для Запада, и для Москвы, то внешнеполитическое лицо нынешних изначально было не просто антироссийским, но откровенно русофобским.
Истекший год ознаменован катастрофическим, опасным ухудшением отношений с Россией. Дело уже дошло до фактического их разрыва — отказа от пролонгации «Большого договора» о дружбе и стратегическом сотрудничестве с РФ, прекращения действия многочисленных соглашений и договоренностей между нашими странами. Провокационный конфликт в Черном море, подстрекательские высказывания оголтелых «ястребов» (Турчинова и иже с ним) поставили Украину и РФ на грань полномасштабной войны. Правда, несмотря на это, товарооборот между нашими странами все равно растет — жизнь берет свое.
Реализация Минских договоренностей относительно предоставления самоуправленческих функций регионам Донецкой и Луганской областей и внесения соответствующих изменений в Конституцию, принятия согласованного с властями указанных регионов избирательного закона
В течение года ни со стороны президента, ни со стороны правительства не прозвучало ни одного слова, которое было бы направлено на поиск путей к мирному урегулированию затянувшегося конфликта, в ходе которого продолжают гибнуть люди — и военные, и мирные. Ни одна парламентская неделя не обходится без принятия ВР очередного закона, заявления или другого акта, направленного на дальнейшее ухудшение украинско-российских отношений, разжигание ненависти ко всему русскому и российскому.
Ситуация развивается так, что как минимум до завершения предстоящих президентской и парламентской избирательных кампаний вряд ли можно ожидать каких-то положительных подвижек в отношениях между нашими странами. Между тем любая провокация, даже ошибка с какой бы то ни было стороны чревата тяжелейшими последствиями, вовлечением в войну не только наших стран. Но позиция украинских властей и направлена на сознательное разжигание страстей и провоцирование российской стороны на применение вооруженной силы, чтобы обвинить ее в агрессии и заручиться еще большей поддержкой Запада.
Для нынешнего правящего режима, прежде всего для президента Порошенко это было бы поводом вновь ввести военное положение (на этот раз в масштабах всей страны) и сорвать проведение президентских выборов. А в целом для нынешней власти враждебные отношения с Россией (тем более война с ней) используются для оправдания катастрофических провалов в экономике, социальной сфере — последствий бездарной управленческой деятельности.
Чем примечательны минувшее пятилетие и уходящий год?
Прежде всего тем, что Украина, входившая в составе Союза ССР в пятерку передовых государств континента, стала самой отсталой страной в Европе. За этой констатацией кроется уменьшение более чем в два с половиной раза объемов ВВП (в долларовом исчислении в расчете на душу населения), обесценивание в три с лишним раза национальной денежной единицы, деиндустриализация Украины, превращение ее в «ведущую аграрно-сырьевую державу», утрата не только многих стратегических предприятий, но и целых отраслей, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, тяжелейшие удары по украинской науке. Всего 8% продукции перерабатывающих отраслей в объеме отечественного экспорта — это убийственная характеристика состояния и технологического уровня нашей экономики.
Международными организациями Украина официально названа самой нищей, вымирающей страной континента. Показателем социальной ситуации в стране служит динамика численности населения. По официальным данным (а они, по мнению многих аналитиков, не вполне отвечают истинному положению), за 27 лет население Украины уменьшилось на 10 млн. человек. Треть этого уменьшения приходится на время после переворота 2014 г. По уровню рождаемости Украина занимает 186-е место среди 226 государств и государственных образований, а по уровню смертности — 4-е место в мире и 3-е в Европе. От семи до девяти миллионов украинцев находят пристанище и работу (постоянную или временную) в других странах (Польше, России, Чехии, Италии и других).
Это — прямое следствие катастрофического обнищания населения. Украина занимает первые места в Европе по уровню нищеты и уровню коррупции. По официальным данным ООН, других международных организаций, 60% украинцев живут за чертой бедности. Треть — голодают. Социальное, прежде всего имущественное расслоение достигло угрожающих размеров. Как сообщалось в СМИ, месячный заработок 51 тысячи самых высокооплачиваемых чиновников составляет 6,7 млрд. грн., или в среднем более 130 тыс. грн. на одного человека. В то же время зарплата почти 4 миллионов работников предприятий не превышает 4 тыс. грн. в месяц.
Публиковавшиеся в последние дни результаты различных исследований дают безрадостную картину изменений по «европейскому вектору»:
по уровню развития Украина за пять лет переместилась с 77-го места в мире на 88-е;
по уровню благосостояния населения — с 64-го на 111-е;
по качеству жизни пожилых людей — с 66-го на 72-е.;
по уровню счастья (есть и такой показатель) — с 87-й позиции на 138-ю.
Стремительный рост цен на продовольствие, промышленные товары первой необходимости, лекарства, оплату даже несложных хирургических операций, неоднократное повышение в течение года платы за потребляемый природный газ, электроэнергию, тарифов на жилищно-коммунальные (особенно отопление), транспортные, почтовые и другие услуги загнали, по выражению одной из киевских газет, полстраны в такую нищету, что люди не могут оплачивать даже жизненно необходимые каждодневные расходы. В 2017 г. 44% граждан получали субсидии или иные виды государственной помощи. После недавнего повышения тарифов количество нуждающихся в субсидиях, начиная с первых месяцев 2019 г., увеличивается почти в два раза. Но госбюджетом необходимые для этих целей средства не предусмотрены. Растет задолженность по заработной плате.
В истекшем году возникали первые за многие годы задержки с выплатой пенсий. Сотни тысяч семей перестали платить квартплату и оплачивать различные услуги, стоимость которых превышает размер получаемых ими доходов (зарплаты, пенсий и др.). Содержащееся в Конституции (ст. 1) указание на то, что Украина является социальным государством и обеспечивает социальную направленность экономики (ст. 13), стало фикцией. Буржуазное государство не в состоянии обеспечить каждому достаточный жизненный уровень, как того требует ст. 48 Основного Закона, условия для эффективного и доступного для всех медицинского обслуживания (ст. 49), реально гарантировать гражданам, принадлежащим к национальным меньшинствам, право на обучение на родном языке или на изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях (ст. 10,11,24,53).
Для десятков миллионов медицина на Украине стала фактически недоступной. Состояние отрасли, отношение к ней государственного руководства, отдавшего здравоохранение — в нарушение закона — на несколько лет во «временное» управление не имеющей достаточного профессионального образования американской гражданке, дает основания утверждать, что антинародной властью сознательно создаются условия для ускоренного вымирания украинского народа.
Бюджетная и фискальная системы доведены до такого состояния, что говорить о нормальном управлении государственными делами не приходится. Только на погашение внешнего долга (займов и процентов на них) в 2019 г. направляется свыше 400 млрд. грн. — почти 40% годового бюджета против 130 млрд. грн., или 13% в истекшем году и 7,8% в 2013-м. Без новых долларовых вливаний, которые тяжелым камнем виснут на шее наших детей и внуков, Украина как государство дальше существовать не сможет. Ей грозит дефолт. Но за подачки приходится расплачиваться и нынешнему поколению. Так, чтобы получить кредит в 3,9 млрд. долл., власть пошла на установление непосильной для миллионов граждан платы за газ, отопление
Когда в этой обстановке слышишь бодряческие заявления руководителей правительства, то невольно задумываешься: кто правит страной — ответственные люди или шулеры, действующие по принципу «после нас хоть потоп — не нам отдавать долги западным кредиторам».
Пятилетнее господство нынешнего режима ознаменовано фактически утратой независимости и государственной суверенности. Закрепленный законодательно прозападный курс привел к тому, что нашу внутреннюю и внешнюю политику бесцеремонно стали диктовать США, Евросоюз, МВФ, Всемирный банк, НАТО. Украина стала если не колонией, то подмандатной территорией Запада. США откровенно вмешались даже в церковные дела на Украине, поддержали несовместимые с требованиями ст. 35 Конституции действия президента Порошенко в этой ситуации.
Именно в эти годы бездарно утрачен Крым, преобладающее население которого (что признали на заседании СНБО Украины практически все высокопоставленные гражданские и военные чины) своей позицией в сложившейся ситуации выразило обеспокоенность и тревогу в связи с агрессивными террористическими действиями неонацистов в западных областях и столице страны, чему фактически потакали украинские власти.
Никогда еще наши люди не были столь беззащитны перед произволом и беззаконием, недопустимыми в любом нормальном государстве, тем более — провозгласившем себя демократическим и правовым (ст. 1 Конституции). Провозглашая человека, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность наивысшей социальной ценностью, заявляя, что права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства, называя утверждение и обеспечение прав и свобод человека главной обязанностью государства (ст. 3), украинская власть всей своей деятельностью показывает, что эти положения Конституции сводятся для нее к ничего не значащим декларациям.
В стране попираются права и свободы граждан, законные интересы хозяйствующих субъектов. С требованиями Конституции не считаются деградировавшая Верховная Рада, президент, Кабинет министров, не говоря уже о нижестоящих органах.
Не стал надежным защитником Основного Закона Конституционный Суд. Приняв в ряде случаев явно неправовые решения в угоду главе государства, КС утратил авторитет в обществе как высший орган конституционной юрисдикции.
Практически попран конституционный принцип верховенства права (ст. 8), систематически нарушается презумпция невиновности (ст. 62, 129). Расследование и рассмотрение дел длится годами, все это время многие привлекаемые к ответственности находятся под стражей, подвергаются пыткам и унижениям. По официальным данным, реально исполняются менее 10% принимаемых судебных решений.
Вопиющими примерами демонстративно циничного отношения к Конституции явились принятые ВР законы о т.н. «люстрации» и «декоммунизации», признанные международными правовыми организациями (Венецианской комиссией и др.) несовместимыми с принципами европейской демократии, нарушающими права граждан. Обещание украинских властей пересмотреть указанные законы остается пустым звуком.
В стране подавляется реальная оппозиционная деятельность, фактически восстановлена — вопреки ст. 15 Конституции — цензура.
Наплевательское, по сути преступное отношение власти к Основному Закону, к правам и свободам человека и гражданина находит концентрированное выражение в продолжающейся скоро пять лет эпопее с запрещением Компартии Украины. Одним из первых шагов узурпаторов, захвативших власть в феврале 2014 г., стало публичное требование «и.о. президента» Турчинова к руководителям Минюста, Генпрокуратуры, СБУ, МВД незамедлительно («без зволікань») решить вопрос о запрещении КПУ, обвиненной в сепаратистской деятельности. На поиск и сбор доказательств якобы противозаконной деятельности партии были брошены сотни следователей, дознавателей, других сотрудников правоохранительных органов. Несмотря на террор и репрессии в отношении многих партийных функционеров, членов их семей, доказательств не нашли. Дело провалилось, но об этом никто не говорит.
Тем не менее, партия — в нарушение Конституции — не может участвовать в избирательном процессе. А административный суд первой инстанции на основании пресловутого закона о «декоммунизации» принял решение «остановить деятельность Компартии», поскольку она не изменила своего наименования и символики. Но прежде чем остановить деятельность политической партии, необходимо ее запретить. Последнее же возможно только при наличии оснований, исчерпывающе изложенных в ст. 37 Конституции (перечень этих оснований может быть изменен только путем внесения изменений в Основной Закон). Таких оснований следствием и судебным разбирательством не установлено. Однако апелляционный суд более двух лет не отваживается выразить свое отношение к явно безосновательному и юридически безграмотному судебному решению. А Конституционный Суд, в который обратилась группа народных депутатов, похоже, положил в долгий ящик дело относительно конституционности законов о «декоммунизации». Т.о. оппозиционная партия, которая действует строго в рамках Конституции, защищая права трудящихся, лишена возможности реализовать свои полномочия, предусмотренные Конституцией.
Репрессивный, террористический характер правящего режима подавляет, парализует волю людей — они запуганы, сбиты с толку популистской демагогией. Они замкнулись в себе, боятся высказать собственное мнение, принять участие в протестных акциях. Причем это происходит в условиях, когда в атомизированном, разобщенном обществе по многим вопросам нет единства. И эта разобщенность усугубляется, несет угрозу раскола.
Вопреки фактам и элементарной логике президент Порошенко продолжает, с одной стороны, твердить о «крепнущем морально-политическом единстве украинского общества», с другой — обвинять различные категории граждан, не приемлющих политику правящего режима, даже требуя, чтобы они покинули Украину.
Однако абсурдно говорить о единстве общества, в котором уровень доверия ко всем ветвям власти, включая главу государства, парламент, правительство, правоохранительные органы, не превышает десяти процентов, где правящая псевдоэлита готова, как показывает предвыборная кампания, в борьбе за доступ к властным рычагам перегрызть друг другу горло. К тому же социальная разобщенность вызвана более значимыми обстоятельствами — отношением к переворотам 1991 и 2014 гг., к нашему историческому прошлому, внешнеполитической ориентации государства, выбору союзников и др.
Лишает нас реальной перспективы и стремление власти, лидеров многих политических сил сплотить общество на почве ненависти. В этом отношении Украина зашла слишком далеко. Все свидетельствует о том, что деятели, стоящие на столь деструктивной позиции, не намерены уступить власть. Насаждение ненависти, зоологической русофобии, антикоммунизма, героизация бандеровщины — одна из основных причин того, что в решении конфликта на востоке страны до сих пор не просматривается перспективы.
Это же касается и «войны с прошлым» — сноса памятников, переименований и др.
На Украине отсутствует стабильность перспективного подхода к управлению страной. За годы независимости менялись президенты, составы парламента, правительства, предлагались многочисленные программы с громкими названиями. Но то, к чему в итоге пришла страна, показывает, какова цена этим программам. Их авторы, уже побывавшие во власти, снова рвутся к властной кормушке. На поставленный в свое время Кучмой вопрос, что строить, внятный, обоснованный ответ так и не найден.
Мне довелось совсем недавно ознакомиться с опытом трансформаций в Республике Казахстан, которая, как и Украина, была в числе самых крупных (после РСФСР) многонациональных союзных республик. После разрушения Союза перед ней также возникло много проблем. Но, как отмечает ее бессменный лидер Нурсултан Назарбаев, в Казахстане в отличие от всех постсоветских стран, у которых «не получилось», сохранено спокойствие, не допущено кровопролития, «казахстанцы сами распоряжаются своими финансами, управляют экономикой, знают, в какую сторону идти, вызывают доверие у всего мира».
После серьезных испытаний первых лет независимости республика весьма высокими темпами вырвалась вперед. Внутренний валовой продукт, например, возрос в 12(!) раз. Возникающие проблемы (а их немало) решаются поэтапно, причем для каждого этапа определяется конкретная, предельно ясная программа, и она непременно реализуется.
Важнейшее значение имеет сохранение в многонациональном и многоконфессиональном казахстанском обществе взаимного уважения, а также добрых отношений с соседними государствами, особенно с РФ и КНР. Осмысливая отечественную историю, политики и ученые, не замалчивая ее негативных страниц, проявляют мудрость, стремятся избегать излишней политизации, в таком ключе вести и научные исследования, и преподавание в средней и высшей школах. Именно потому Казахстан столь успешно продвигается по пути превращения республики в одно из самых передовых государств мира.
Анализируя реальные преобразования в Казахстане, я мучительно искал ответ на вопрос: почему на Украине все не так — при той базе (не сравнимой с казахстанской), которая стране досталась от СССР, при наших кадрах, с нашей наукой, нашими возможностями? Почему за последние пять лет мы так низко пали?
Такие же вопросы возникали и во время недавнего посещения соседней Белоруссии, где также царит деловая обстановка, обеспечивается стабильное, предсказуемое развитие экономики, сохранены многие социальные завоевания времен социализма. Я уже не говорю о Китайской Народной Республике, развивающейся поразительными темпами по пути социализма с учетом китайской специфики, где сохранена власть трудового народа и руководящая роль Компартии.
То, что дело в несостоятельности украинского руководства, — думаю, ни у кого сомнений не вызывает. Но встает другой вопрос: или народ отдал власть в руки бездарей, озабоченных только тем, как потуже набить карман, или у власти у нас люди грамотные, но выполняют они волю других государств, которые не заинтересованы в том, чтобы Украина была процветающим государством? Ведь смог же Порошенко повести дело так, чтобы решить все задачи, которые ставил перед ним Запад: развалить еще недавно передовую экономику, довести до нищеты большинство населения, которое ускоряющимися темпами вымирает, рассорить братские страны и народы, внести раскол в православие и тем самым разрушить последние скрепы, объединявшие народы Украины и России.
А ведь все это — преступление, которому нет, и никогда не будет прощения.
В этой обстановке ясно одно: без решительной смены власти, недопущения к ней прежних и новых бездарей, хапуг и доморощенных «Наполеонов», без кардинальной смены политического курса надеяться на перемены к лучшему в нашей стране — по крайней мере в очередные пять лет — нет оснований.
Цель моих размышлений — призвать соотечественников задуматься над этим в преддверии выборов и сделать необходимые выводы. Ведь только возвратившись на путь, исключающий господство олигархических кланов, реально обеспечивающий социальную справедливость и полновластие народа, Украина вернет статус одной из передовых стран Европы и мира.
Автор — народный депутат Украины III и IV coзывов, сопредседатель Всеукраинского общественного объединения «Левая оппозиция».
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.