Соединенные Штаты вновь потребовали от Евросоюза, и в частности от Германии, остановить строительство газопровода «Северный поток — 2», сообщает влиятельная немецкая газета Handelsblatt. Представитель американского правительства заявил изданию, что «сейчас настало время для действий». По его словам, Евросоюз «должен приложить активные усилия, прежде чем Россия получит возможность оказывать огромное влияние на европейских партнеров… Мы хотим, чтобы проект был остановлен».
В правительстве США подчеркнули, что в случае реализации проекта газопровода Европа «потеряет важное пространство для действий в отношении России», пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Александр Фидель.
«Мы подтверждаем наше требование — наши европейские партнеры должны принять меры, чтобы обеспечить собственную энергетическую безопасность и гарантировать бесперебойные поставки газа через Украину», — заявили в Белом доме, подчеркнув, что отдельные шаги в этом направлении считают недостаточными.
Источник издания сообщил, что письма с угрозами санкций, которые разослал германским компаниям посол США в ФРГ Ричард Гренелл, «не были предусмотрены для обнародования».
Заявления американского представителя стали продолжением громкого скандала, вызванного тем, что посол Ричард Гренелл разослал немецким компаниям письма с предупреждением о возможности введения против них санкций из-за поддержки строительства газопровода «Северный поток — 2». По его словам, «компании, поддерживающие оба проекта (и „Турецкий поток“. — Авт.), подрывают безопасность Украины и Европы».
Официальный Берлин предпочел не реагировать публично на американский демарш. Как сообщает та же Handelsblatt, компании обратились за советом в МИД Германии. Министерство рекомендовало не отвечать Гренеллу. Само ведомство считает письма провокацией. Однако на полуофициальном уровне, судя по всему, принято решение дать максимально жесткий ответ.
Последовали заявления видных политиков, формально к исполнительной власти не относящихся и оттого более свободных в своих высказываниях.
«Это неприемлемое одностороннее обострение тона в трансатлантических отношениях», — заявил внешнеполитический эксперт фракции ХДС/ХСС Юрген Хардт.
Он призвал власти Германии выразить протест против таких действий Гренелла.
А зампредседателя Социал-демократической партии Германии Ральф Штегнер написал в Twitter: «Известно ли мистеру Гренеллу, что время верховных комиссаров (высшие представители стран — победительниц во Второй мировой войне в Западной Германии в период оккупации. — Авт.) в Германии прошло?»
Но главный сигнал был озвучен через авторитетнейшее немецкое издание Spiegel.
«В Берлине он (Гренелл. — Авт.) для многих превратился в персону нон грата. Люди у власти избегают его, многие двери для него тут закрыты», — утверждает издание, добавляя, что даже канцлер Ангела Меркель держит главу американской дипмиссии на расстоянии.
Конечно, нельзя не отметить и того, что руководство Германии старается свести проблему к личности «неделикатного» американского дипломата, но сигнал, причем не только Вашингтону, но и немецкому обществу понятен.
По заказу медиагруппы RTL (немецкое государственное телевидение. — Авт.) Институт Forsa провел социологическое исследование, согласно которому 73% опрошенных одобряют прокладку газопровода, и только 16% немцев против этого строительства, причем 90% опрошенных уверены, что помешать ему Трамп стремится только потому, что хочет продавать Европе американский сжиженный газ.
67% респондентов не считают, что СП-2 сделает ФРГ зависимой от РФ. Как отметили социологи, такие опасения разделяют только симпатики радикальных популистов правого толка из «Альтернативы для Германии». 77% респондентов воспринимают угрозы санкциями как вымогательство, а 91% опрошенных считают их неприемлемыми.
Deutsche Welle цитирует главу Института Forsa Манфреда Гюльнера: «Немцы прекрасно понимают, что конфликт вокруг СП-2 вызван не политическими, а экономическими причинами».
Честно говоря, результаты опроса мне кажутся чересчур однозначными, особенно в контексте чрезвычайно малого числа респондентов, которые затруднились с ответами. Ведь для простого обывателя это не вопрос первостепенной жизненной важности, чтобы глубоко вникать в него. Обращает на себя внимание и то, что, как оказывается, наиболее негативно к «Северному потоку» относятся сторонники «Альтернативы для Германии» (52%), хотя эта правопопулистская партия считается чуть ли не пророссийской, тогда как в публичной политике активнее всего выступают против СП-2 системные оппозиционеры (Зеленые, СвДПГ); скептически, скажем так, относящиеся к проекту есть и в правящей коалиции. Очень похоже, что ссылка на сторонников «нерукопожатной» в Германии AfD понадобилась для того, чтобы выставить противников проекта в соответствующем свете.
Официальную позицию Берлина несколько ранее озвучил министр иностранных дел Хайко Маас: «Этот проект не сорвет уже никто». Он считает, что американские санкции могут привести к выходу из проекта западных компаний,
«В таком случае Россия реализует его в одиночку, и тогда уже никто не будет иметь влияния на сохранение транзита газа через Украину, — подчеркнул Маас, добавив: — Эти переговоры (о сохранении украинского транзита. — Авт.), однако, потеряют смысл, если США введут санкции и россияне самостоятельно достроят газопровод».
Иными словами, проект сугубо коммерческий (это изначальная позиция Германии), и правовых оснований препятствовать ему у немецких властей нет, а выход из него европейских компаний попросту лишит Германию и другие страны Запада рычагов влияния на Россию в вопросе сохранения украинского транзита. Ну и намек на то, что подавляющее большинство немцев видит в позиции США исключительно «шкурный интерес», также весьма очевиден.
Это, естественно, хорошая новость для Москвы не только потому, что делает шансы на успешную реализацию СП-2 все более высокими, но и потому, что чрезвычайно усиливает ее переговорную позицию в вопросе об украинском транзите. Теперь, если, скажем, эти переговоры не приведут к положительному результату, приостановка Германией СП-2 однозначно будет воспринята и международным политикумом, и в немецком обществе не как проявление принципиальной позиции, а как закамуфлированная капитуляция Германии перед американским прессингом. А это для ее руководства, понятно, абсолютно неприемлемо.
В контексте же высказанной Маасом позиции не совсем ясно, как это можно сделать, ведь 51% акций (т. е. контрольный пакет) «Северного потока — 2» принадлежит «Газпрому». Да, корпоративное законодательство предусматривает возможность миноритарным акционерам защищать свои интересы, если они считают, что руководство АО их ущемляет. Но речь идет исключительно о ситуациях, когда вследствие таких действий снижается экономическая эффективность предприятия, или, что бывает чаще всего, выводится — посредством различных схем — прибыль. Но чтобы миноритарии требовали сократить объемы деятельности, причем исходя из неэкономических соображений, — такое представить просто невозможно.
Можно сказать, что американцы перегнули палку в своем давлении на Германию, но нельзя не заметить, что именно немцами скандал выведен на публичный уровень и как следует раскручен в СМИ. Т. е. немецкое руководство сознательно сожгло мосты к отступлению, указав, что опирается на общественное мнение и дальнейшее обсуждение этого вопроса бесперспективно и может только осложнить американо-германские отношения.
Между тем нужно понимать, что «сохранение украинского транзита» (который в любом случае сократится в разы и будет приносить в экономику Украины не миллиарды, а лишь сотни миллионов долларов) скорее эвфемизм, за которым скрывается обеспокоенность Запада (Германии в том числе) продолжением поставок российского газа для самой Украины. Ведь всем понятно, откуда и какими маршрутами (причем виртуальными, а не физическими) берется «европейский газ», которым Украина якобы заменила российский. Теперь, получается, для Германии этот вопрос отошел на второй план.
Впрочем, по имеющейся информации, Берлин получил негласные гарантии газоснабжения Украины на разумных с экономической точки зрения условиях. А предшествовала этому мощная волна критики СП-2 в ЕС и в самой Германии, заставившая многих усомниться в будущем проекта. Но будут гарантии и политические, причем также в целом согласованные с Германией и полностью ее устраивающие, — реализация, наконец, Минских соглашений на таких же «разумных условиях» и перевод украинской внешней и внутренней политики на прагматичные рельсы.
Алгоритм выполнения этого плана вполне очевиден: в ближайшие месяцы ввиду президентской, а затем парламентской кампании на Украине никакой серьезный разговор невозможен. А вот осенью, после парламентских выборов, с формированием новой структуры украинской власти (из кого бы персонально она ни состояла), с наступлением четырехлетней электоральной паузы (дающей любой власти бо́льшую степень свободы в принятии непопулярных решений) и приближением дедлайна по заканчивающемуся транзитному контракту вкупе с пуском «потоков», наступит время важных решений. При этом Берлин с Парижем будут играть в переговорном процессе роль «добрых следователей» для Украины.
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.